Образовательное право для школы
Учащийся 9 класса не прошел промежуточную аттестацию и не допущен до ГИА. Какие варианты продолжения образования для него предусмотрены законодательством? На каком основании можно оставить этого учащегося на повторное обучение, и в каком классе он будет числиться в таком случае?

Освоение образовательной программы основного общего образования завершается итоговой аттестацией, которая является обязательной (ч. 3 ст. 59 Федерального закона № 273-ФЗ). К государственной итоговой аттестации допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности и в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план, т.е. имеющие годовые отметки по всем учебным предметам учебного плана за IX класс не ниже удовлетворительных (п. 9 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 25 декабря 2013 г. № 1394). Академической задолженностью признаются неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин (ч. 2 ст. 58 Федерального закона № 273-ФЗ).

Учащийся 9 класса, не допущенный до ГИА по причине академической задолженности, будет считаться не освоившим образовательную программу основного общего образования. В силу части 5 ст. 66 указанного Федерального закона такой учащийся не допускается к обучению на уровне среднего общего образования, а также не может быть переведен в следующий класс на данный уровень обучения условно – как это было бы возможно в иных случаях возникновения академической задолженности (ч. 8 ст. 58).

Обучающиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти промежуточную аттестацию по соответствующим учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) не более двух раз в сроки, определяемые организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в пределах одного года с момента образования академической задолженности (ч. 5 ст. 58).

Учащиеся в образовательной организации по общеобразовательным программам, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным основным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану (часть шестая п. 20 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 года № 1015, с изменениями).

По нашему мнению, положения законодательства об образовании относительно последствий неликвидации академической задолженности в данном случае не связаны с обязательным переводом учащегося в следующий класс условно, так как такой перевод недопустим. Это, в свою очередь, означает, что учащийся 9-го класса, имеющий академическую задолженность по указанной причине, по усмотрению его родителей (законных представителей) может быть оставлен на повторное обучение, переведен на обучение по адаптированным основным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану. При этом целью повторного обучения либо перевода на обучение по индивидуальному учебному плану следует считать, в первую очередь, предоставление возможности ликвидировать академическую задолженность и пройти ГИА.

Раздел комментариев: 
Поделиться: