МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РЕШЕНИЮ ЗАДАЧИ УВЕЛИЧЕНИЯ К 2020 ГОДУ ЧИСЛА ДЕТЕЙ
В ВОЗРАСТЕ ОТ 5 ДО 18 ЛЕТ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ, В ОБЩЕЙ ЧИСЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ
ЭТОГО ВОЗРАСТА ДО 70 - 75 ПРОЦЕНТОВ

Система дополнительного образования детей (далее - ДОД) является неотъемлемой составной частью единого образовательного процесса.

Организации дополнительного образования детей ориентированы на развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализацию дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства.

Социальная ценность дополнительного образования заключается в том, что личностно-ориентированные подходы, положенные в основу образовательной деятельности, позволяют удовлетворять образовательные и культурные запросы различных категорий детей разного возраста (в том числе социально незащищенных, детей с ограниченными возможностями здоровья, одаренных и других), используя потенциал свободного времени.

Целями методических рекомендаций по увеличению охвата детей услугами дополнительного образования детей являются:

обеспечение прав ребенка на развитие, личностное самоопределение и самореализацию;

расширение возможностей для удовлетворения разнообразных интересов детей и их семей в сфере образования;

развитие инновационного потенциала общества;

К актуальным задачам методических рекомендаций по увеличению охвата детей услугами дополнительного образования детей относятся:

интеграция дополнительного и общего образования, направленная на расширение вариативности системы образования в целом;

повышение вариативности, качества и доступности дополнительного образования для каждого;

обновление содержания дополнительного образования детей в соответствии с интересами детей, потребностями семьи и общества;

обеспечение условий для доступа каждого к глобальным знаниям и технологиям;

формирование эффективной межведомственной системы управления развитием дополнительного образования детей.

С 1 января 2014 года обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг) относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования (подпункт 3 пункта 1 статьи 8, пункт 2 статьи 111 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" и поручениями Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2012 г. № N ДМ-П12-6997 и от 22 ноября 2012 г. № ОГ-П8-7022 необходимо разработать комплекс мер по модернизации сферы дополнительного образования детей с учетом ее принадлежности к разным ведомствам.

При решении задачи по увеличению к 2020 году числа детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, в общей численности детей этого возраста до 70 - 75 процентов необходимо учитывать следующие направления:

 

1. Обеспечение доступности дополнительных общеобразовательных программ:

расширение спектра дополнительных общеобразовательных программ;

модернизация системы статистического учета вовлеченности детей в дополнительное образование и его результативности на основе интеграции электронных систем учета;

внедрение механизмов поддержки организаций дополнительного образования, реализующих программы для детей в сельской местности;

поддержка дополнительного образования в семьях, родительских сообществах, а также совместных (семейных, детско-взрослых) практик дополнительного образования детей;

ресурсная и нормативная поддержка обновления содержания дополнительных общеобразовательных программ, их методического сопровождения и повышения квалификации педагогов;

разработка и внедрение специальных адаптированных дополнительных общеобразовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов с учетом их особых образовательных потребностей, способствующих их социально-психологической реабилитации;

нормативная регламентация, методическая и кадровая поддержка усиления образовательного характера программ отдыха и оздоровления детей и подростков, укрепляющих здоровье, формирующих мотивацию к познанию и творчеству.

 

2. Развитие системы управления качеством реализации дополнительных общеобразовательных программ:

разработка и внедрение механизмов, критериев и инструментария для независимой оценки и государственного контроля качества реализации дополнительных общеобразовательных программ, эффективности деятельности образовательных организаций, индивидуальных предпринимателей;

организация регулярных исследований общественного заказа к содержанию и формам реализации дополнительных общеобразовательных программ;

поддержка эффективных традиционных и развитие перспективных моделей конкурсов и соревнований для детей в системе дополнительного образования;

внедрение системы выявления и учета (в том числе при поступлении в организации профессионального образования, образовательные организации высшего образования) достижений детей в дополнительном образовании, а также результатов, отражающих их социальную активность, общественную (в том числе волонтерскую) деятельность.

 

3. Развитие кадрового потенциала системы дополнительного образования детей:

апробация и внедрение профессионального стандарта педагога дополнительного образования;

модернизация требований к уровню подготовки педагогических работников сферы дополнительного образования в системах образования, культуры, спорта, аттестации педагогических кадров с опорой на уровневый профессиональный стандарт и модель карьерного роста;

разработка и внедрение механизмов эффективного контракта с педагогическими работниками и руководителями организаций дополнительного образования;

внедрение механизмов адресной поддержки педагогов, работающих с талантливыми детьми, детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, детьми с ограниченными возможностями здоровья;

привлечение к деятельности в сфере дополнительного образования индивидуальных предпринимателей, волонтеров и представителей науки, высшей школы, студенчества, родительской общественности;

поддержка включения в систему дополнительного образования детей педагогических работников в статусе индивидуальных предпринимателей, имеющих право на оказание услуг дополнительного образования без получения лицензии;

поддержка создания и деятельности профессиональных сообществ педагогов сферы дополнительного образования детей.

 

4. Расширение участия негосударственного сектора в оказании услуг дополнительного образования, внедрение механизмов государственно-частного партнерства:

обеспечение конкурентного доступа негосударственных и государственных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, к бюджетному финансированию;

развитие механизмов, предусматривающих возможность снижения ставок арендной платы за государственное/муниципальное имущество, для негосударственных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы;

увеличение масштабов поддержки некоммерческих организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, через систему грантов социально ориентированным некоммерческим организациям;

формирование механизмов стимулирования благотворительности физических и юридических лиц, содействия развитию корпоративной социальной ответственности в сфере дополнительного образования детей.

 

5. Модернизация инфраструктуры дополнительного образования детей:

развитие сети организаций дополнительного образования на территориях в соответствии с демографическими тенденциями, социокультурными особенностями, градостроительными планами, стандартами определения нормативной потребности в объектах социальной инфраструктуры;

модернизация и развитие инфраструктуры: физического воспитания в организациях дополнительного образования в области физической культуры и спорта; образования, досуга и оздоровления детей в каникулярный период; музеев, библиотек и выставочных залов для реализации интерактивных образовательных программ для детей и подростков;

внедрение современных условий реализации специальных адаптированных дополнительных общеобразовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов;

создание механизмов вовлечения в систему дополнительного образования детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, из неблагополучных семей (в настоящее время низкой является доля детей с ОВЗ и инвалидов, вовлеченных в программы дополнительного образования);

стимулирование и поддержка средств массовой коммуникации (СМИ, телевидение, Интернет и др.) в расширении репертуара качественных научно-популярных программ, передач, цифровой и печатной продукции, мобильного обучения, направленных на личностное и профессиональное самоопределение детей, подростков и молодежи.

Необходимо создать стимулы и условия для расширения предложения дополнительных общеобразовательных программ со стороны организаций профессионального и высшего образования. Особенно важно для работы с одаренными детьми - очно-заочные и заочные школы, профильные смены.

Полагаем целесообразным при разработке комплекса мер сформировать следующие направления их реализации:

формирование условий модернизации структуры и содержания программ сферы ДОД;

формирование организационно-управленческих условий развития ДОД;

формирование финансово-экономических условий развития ДОД.

Также необходимо учесть положения следующих документов:

целевые показатели развития ДОД, предусмотренные Государственной программой Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. № 2148-р;

план мероприятий ("дорожная карта") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки" (раздел III) изменения в дополнительном образовании детей, направленные на повышение эффективности и качества услуг в сфере образования, соотнесенные с этапами перехода к эффективному контракту, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2012 г. № 2620-р.

Содержание мер по повышению охвата и практика их реализации не должны привести к росту показателей охвата за счет снижения качества дополнительных общеобразовательных программ, в том числе за счет реализации более "дешевых" программ - меньшей продолжительности, с привлечением менее квалифицированных кадров, с большей наполняемостью групп, с меньшими расходами на оборудование и инвентарь.

Предлагая новые программы необходимо обеспечить баланс направленностей.

Утверждаю
Заместитель Министра образования
и науки Российской Федерации
В.Ш.КАГАНОВ
1 июля 2014 г. № ВК-102/09вн

Поделиться: