Обучающиеся и родители/представители

  • Подскажите, возможно ли, если ребенок обучается по форме семейного образования (это и есть, я так понимаю, экстернат?) проходить аттестацию только в конце учебного года? Или мы обязаны по закону ходить на все контрольные в четверти? Если возм

    Согласно статье 17 и статье 63 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ), на территории Российской Федерации ребенок может получить образование вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Такая форма получения образования называется «семейное образование» или «самообразование». Таким образом, семейное образование – это форма получения ребенком образования вне школы. При такой форме обучения ребенок изучает образовательную программу начального общего, основного общего и/или среднего общего образования дома, не включается в состав учеников конкретной школы.

    Соответственно, выбирая получение образования в семейной форме, родители (законные представители) отказываются от получения образования в образовательных организациях и принимают на себя обязательства, возникающие при семейной форме получения образования, в связи с чем несут ответственность за качество образования и его траекторию.

    Согласно части 3 статьи 17 Федерального закона № 273-ФЗ обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (в соответствии с частью 3 статьи 34 настоящего Федерального закона).

    При этом экстернами считаются лица, зачисленные в организацию, осуществляющую образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации (пункт 9 части 1 статьи 33 Федерального закона № 273-ФЗ).

    Экстернат – это форма аттестации, при которой ученик самостоятельно изучает общеобразовательную программу основного общего и/или среднего общего образования той образовательной организации (школы), в которой он числится как ученик, без ежедневного посещения школы.

  • В каких случаях заключение договора на образование между вузом и студентом обязательно при обучении за счет ассигнований федерального бюджета РФ.

    Для студентов законом не предусмотрено обязанности заключения договора с образовательной организацией при поступлении на обучение в ВУЗ за счет ассигнований федерального бюджета РФ.

    Необходимость заключать договор именно с ВУЗом может возникнуть, например, в случае, если студент претендует на получение президентского гранта во время обучения, но данный контракт не будет являться договором об образовании. (Указ Президента РФ от 07.12.2015 г. № 607 «О мерах государственной поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности»). 

    Заключение договора студентом при очном обучении за счет ассигнований федерального бюджета возможно также в случае целевого приема. В соответсвии с ч. 3 ст. 53 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (далее — № 273-ФЗ) поступлению студента в ВУЗ на целевое обучение должно предшествовать заключение двух договоров - договора о целевом приеме и договора о целевом обучении.

    Как указанно в ч. 3 ст. 56 № 273-ФЗ в данной ситуации самим студентом заключается лишь договор о целевом обучении, и второй стороной в нем выступает не ВУЗ, а какой-либо орган власти Российской Федерации или госпредприятие, например Минюст, МВД, Росатом, Роскосмос. Чаще всего такой договор предусматривает обязанность студента в будущем отработать определенный срок в каком-либо государственном ведомстве. Заключение указанных договоров регулируется Указом Президента РФ от 21.12.2009 г. № 1456.

    Возможностью заключить подобный договор обладают лишь студенты, достигшие возраста 18 лет. При этом, необходимо отучится минимум 2 года на программе бакалавриата/специалитета, а до окончания обучения не должно быть менее 1 года. Для магистров - не ранее полугода с начала обучения и за год до окончания обучения.

  • Имеет ли право родитель несовершеннолетнего студента высшего учебного заведения подать заявление об отчислении студента при отсутствии такого желания самого студента ( при обучении за счет бюджета)?

    Если речь идет об обучении за счет бюджета и договор об образовании в таком случае не заключается, то в соответствии с ч. 1 ст. 51 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (далее — № 273-ФЗ) несовершеннолетний сам вступает в отношения с образовательной организацией с момента вынесения распорядительного акта организации о приеме. При этом п. 1 ч. 2 ст. 61 № 273-ФЗ предусматривает право родителей (законных представителей) несовершеннолетнего по собственной инициативе досрочно прекратить обучение в ВУЗе. Каких-либо специальных причин или ограничений для такой инициативы законом не установлено, то есть граждане самостоятельно определяют для себя целесообразность таких действий.

    Стоит отметить, что в локальных актах образовательной организации могут быть предусмотрены отдельные основания прекращения образовательных отношений по инициативе родителей. Поэтому перед тем, как подавать заявление об отчислении, стоит ознакомиться с положением ВУЗа об отчислении студентов или правилами внутреннего распорядка, в зависимости от того, где содержаться соответствующие правила.

    В случае, если студент против такого отчисления, необходимо иметь в виду, что заявление об отчислении студента будет являться юридически значимым действием и по смыслу ст. 153 Гражданского кодекса РФ оно приравнивается к сделке. Поскольку в данной ситуации речь идет об интересах несовершеннолетнего, то нужно иметь ввиду положения ст. 64 Семейного кодекса РФ, где сказано, что родители не вправе представлять интересы своих детей, если органом опеки и попечительства установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия. Под представлением интересов в том числе следует понимать и осуществление юридически значимых действий - сделок.

  • Должны ли родители подавать ежегодно заявление на прохождение промежуточной аттестации экстерном (ребенок находится на семейном образовании) в образовательную организацию? Или достаточно одного заявления на весь период обучения? Может ли школа установить

    Экстерн – лицо, зачисленное в организацию, осуществляющую образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации.

    Таким образом, обучающийся не зачислен в образовательную организацию на постоянной основе, и она в соответствии со статьей 28 Федерального закона несет ответственность только за организацию и проведение промежуточной и итоговой аттестации, а также за обеспечение соответствующих академических прав обучающегося.

    Аттестация экстернов подразделяется на промежуточную (по всем предметам учебного плана для обучающиеся, получающих образование в форме семейного образования или самообразования) и государственную итоговую за курс основного или среднего общего образования. Сроки подачи заявления о прохождении промежуточной аттестации экстерном, а также формы прохождения промежуточной аттестации устанавливаются образовательной организацией.

    Для прохождения промежуточной аттестации обучающийся должен быть зачислен в образовательную организацию. При этом он получает статус «экстерн» и включается в контингент обучающихся образовательной организации на период прохождения промежуточной аттестации. Экстерн, принятый в образовательную организацию для прохождения промежуточной и (или) итоговой аттестации, является обучающимся и имеет все академические права, предоставленные обучающимся в соответствии с ч.3 ст. 34 Федерального закона.

  • Нами выбрана семейная форма получения образования. Можем ли мы воспользоваться своим правом и сдавать промежуточную аттестацию (начальное звено) экстерном (дистанционно или заочно)? Что для этого нужно сделать?

    Часть 3 ст. 17 Федерального закона «Об образовании в РФ» указывает, что обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения в соответствии с частью 3 статьи 34 указанного ФЗ промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

    Часть 3 статьи 34 Федерального закона «Об образовании в РФ» закрепляет право отдельных категорий обучающихся, не имеющих основного общего или среднего общего образования, и их законных представителей на экстернат. К таким категориям законодатель отнес в том числе тех, кто проходит обучение в форме семейного образования. Такие обучающиеся имеют право в соответствии со ст. 33 на зачисление в организацию, осуществляющую образовательную деятельность по соответствующей основной общеобразовательной программе, для бесплатного прохождения экстерном промежуточной и государственной итоговой аттестации.

  • Моя задача как родителя обеспечить моему ребенку получение этих уровней общего образования, что я и делаю в форме семейного образования. Я подтверждаю, что мой ребенок действительно получает образование, соответствующее требованиям ФГОС,

    Действующий ФЗ об образовании не предусматривает выплату компенсаций в связи с семейным образованием в качестве федеральной нормы. Но это не препятствует осуществлению финансовой поддержки семейного образования в форме выплаты таких компенсаций на региональном (или муниципальном) уровнях.

    На данный момент федеральное законодательство конкретизирует положение ч. 5 ст. 43 Конституции РФ о поддержке различных форм образования и, выходя за рамки узких конституционных гарантий, предусматривает финансовую поддержку получения общего образования в любых условиях, включая государственные, муниципальные, частные образовательные организации, но кроме образования в семье.

    До 2004 г. федеральное законодательство предусматривало на уровне общеобязательной федеральной нормы финансовую поддержку семейного образования. Однако п. 8 ст. 40 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании», который устанавливал выплату денежных средств родителям (законным представителям), осуществляющим воспитание и образование несовершеннолетнего ребенка в семье, в размере затрат на образование каждого ребенка на соответствующем этапе образования в государственном или муниципальном образовательном учреждении, утратил силу в результате принятия Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

    Отмена федеральной нормы о выплате компенсаций в связи с семейным образованием предполагала дальнейшее осуществление финансовой поддержки семейного образования на региональном уровне. Однако обязанность регионов обеспечивать такую финансовую поддержку федеральным законом установлена не была. Это привело к тому, что лишь несколько регионов (в их числе Москва) осуществляли финансовую поддержку семейного образования в форме выплаты соответствующих компенсаций родителям после 2004 г.

  • Учащийся имеет академическую задолженность. Переведен в следующий класс условно. В октябре-ноябре использовал две попытки ликвидировать задолженности. Не справился. В декабре прошел ПМПК. Заключение – адаптированная программа (ЗПР).

    В соответствии с п. 9 ст. 58 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и п. 20 Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015, в случае не прохождения промежуточной аттестации родителям обучающегося предусмотрено три варианта продолжения обучения, из которых только один – повторное обучение, как следует из его названия, предусматривает безусловное повторение года обучения. Обучение по адаптированной общеобразовательной программе, как и обучение по индивидуальному учебному плану, не предуматривает повторения года обучения по общему правилу. Однако, особенности адаптированной общеобразовательной программы, а также формы аттестации по итогам ее прохождения устанавливаются локальными актами школы, которые в обязательном порядке должны быть размещены на сайте школы, и с которыми Вы должны быть ознакомлены «под роспись» при переводе обучающегося на обучение по адаптированной образовательной программе.

    Согласно п. 3 ст. 58 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ликвидация академической задолженности является обязанностью, а не правом ученика. Поэтому вне зависимости от условного перевода, после сделанного Вами выбора между повторным обучением в том же классе («остаться на второй год»), обучением по ИУПу и обучением по адаптированной образовательной программе, ликвидация задолженности происходит в соответствии с нормами, установленными локальными актами школы.

    Ответ подготовлен при участии студентки 4 курса факультета права НИУ ВШЭ Рябовой Полины Эдуардовны. 

  • Ученик по итогам обучения в 7 классе имеет академическую задолженность по шести предметам. В установленные локальным актом образовательной организации сроки не ликвидировал академическую задолженность.

    В соответствии со п. 2 ст. 58 ФЗ «Об образовании», академической задолженностью признаются «неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или не прохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин». Обучающиеся обязаны ликвидировать такие задолженности в сроки, предусмотренные образовательной организацией. При этом, согласно п. 9 ст. 58 ФЗ «Об образовании» обучающиеся в образовательной организации по образовательным программам основного общего образования (5-9 классы), не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) установлено 3 варианта дальнейшего обучения, давая при этом родителям (законным представителям) право выбора одного из этих трех вариантов.

    При этом, академическая задолженность не является основанием для отчисления из образовательной организации обучающихся по программе основного общего образования (в отличие от обучающихся по основным профессиональным программам).

    Также стоит упомянуть, что согласно частям 4 и 6 ст. 44 ФЗ «Об образовании», родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны обеспечить получение детьми общего образования, а также соблюдать правила внутреннего распорядка организации, осуществляющей образовательную деятельность, требования локальных нормативных актов, которые устанавливают порядок регламентации образовательных отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) и оформления возникновения, приостановления и прекращения этих отношений.

  • Прошу Вас ответить на мой вопрос по поводу перехода на такую форму получения общего образования, как самообразование. Я учусь в 11 классе и хочу перейти на эту форму; на данный момент я нахожусь на очной форме обучения. Но проблема в следующем: если я пр

    Согласно п. 2. ст. 63 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «Об образовании в Российской Федерации», общее образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в форме семейного образования; среднее общее образование может быть получено в форме самообразования.

    Таким образом, вы имеете право перейти на такую форму получения среднего общего образования, как самообразование. Согласие родителей на Ваш переход на самообразование не требуется, так как в соответствии с пп.1 п. 3 ст. 44 Федерального закона «Об образовании в РФ» родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право выбирать форму получения образования лишь до окончания 9-го класса.

    Касательно вопроса перехода на самообразование при поданном заявлении о сдаче ЕГЭ, в п. 11 Приказа Минобрнауки России от 26.12.2013 N 1400 (ред. от 09.01.2017) «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования» (зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2014 N 31205), регламентирующим порядок проведения ЕГЭ, содержится указание, что заявление о прохождении ЕГЭ с указанием списка предметов, подается до 1 февраля включительно подается в в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, в которой обучающийся осваивал образовательные программы среднего общего образования, а для обучающихся, освоивших образовательную программу среднего общего образования в форме самообразования - в организацию, осуществляющую образовательную деятельность по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе среднего общего образования.

  • Ученик 2 класса переведен в 3 класс условно с двумя двойками. В третьем классе задолженность не ликвидирована. Могут ли его оставить на второй год в 3 классе без согласия родителей?

    В соответствии с положениями статьи 58 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" при имеющейся неликвидированной академической задолженности существует три варианта продолжения обучения на усмотрение родителей:

    • Остаться на повторное обучение (второй год)
    • Перевестись на обучение по адаптированной образовательной программе в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии (далее – ПМПК) и перейти в следующий класс;
    • Перейти на обучение по индивидуальному учебному плану (ИУП) и перейти в следующий класс.

    Данный перечень вариантов исчерпывающий, то есть других вариантов продолжение обучения с академической задолженностью в школе законом не предусмотрено. В случае отказа родителей от возможности остаться на повторное обучение, родителям доступны два оставшихся варианта продолжения обучения. Однако, у каждого из вариантов есть свои особенности.

    Обучение по адаптированной образовательной программе, в соответствии с ее определением (п. 28 ст.2 273-ФЗ) доступно только для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Такие программы учитывают особенности психофизического развития и индивидуальные возможности обучающихся и обеспечивают коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию обучающихся. Переход на АОП возможен только после подтверждения наличия особенностей в физическом или психическом развитии, препятствующих получению образования без создания специальных условий. Таким подтверждением является заключение психолого-медико-педагогической комиссии. Без соответствующего заключения ПМПК данный вариант недоступен. Если неуспеваемость ребенка не связана с нарушениями в развитии, а связана с чем-то другим: отсутствием мотивации к обучению, частыми разъездами по спортивным соревнованиям, иной деятельностью (к примеру, ребенок - актер) обучение по АОП невозможно.

Страницы

Поделиться: