Статья 2

  • Проведение аттестации по дополнительному предмету

    Ответ на этот вопрос неоднозначен и зависит от образовательной программы. В аттестат вносятся те дисциплины, которые относятся либо к инвариантной части учебного плана, либо к вариативной части. Таким образом, любой дополнительно изученный предмет может в принципе быть включен в аттестат, если он признается частью программы, и входит в вариативную часть. Если предмет в принципе не является частью этой программы, то он в принципе никак не может быть отражен в аттестате. (И должен рассматриваться, как, например, дополнительная образовательная программа).

    В этой связи ключевой вопрос – может ли быть изучение второго иностранного языка быть признано как освоение части программы обучающимся? Ответ на него зависит от учебного плана. Есть ФГОС среднего общего образования, которым четко установлено соотношение – 60 процентов программы должна составлять обязательная часть, и 40 – часть, формируемая участниками образовательных отношений. Данное соотношение не должно нарушаться.

    Кроме того, количество учебных занятий за 2 года должно быть не менее 2170 и не более 2590 часов. Если признавать освоение английского языка частью освоения имеющейся образовательной программы, это должно попадать в означенные ограничения – то есть, например, образовательная организация, которая имеет 2170 часов по учебному плану, вполне может предусмотреть возможность выбора обучающимся более, чем одного иностранного языка. Если же учебный план уже составлен из объема 2590 часов, то без сокращения времени, отводимого на изучение других дисциплин, предусмотреть возможность выбора дополнительного предмета уже затруднительно.

  • Итоговая аттестация

    Согласно п. 4 ст. 75 Федерального закон от 29.12.2012 N 273  "Об образовании в Российской Федерации", содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Содержание дополнительных предпрофессиональных программ определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральными государственными требованиями.

    В данный момент ситуация такая, что регионы, не дождавшись четких указаний Министерства образования и науки РФ, разрабатывают региональные рекомендации, определяющие статус, структуру и содержание дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (хотя разработка таких рекомендаций не предусмотрена законодательством и не может являться обязательным требованием для образовательных организаций).

    Образовательная организация дополнительного образования в качестве основной цели осуществляет образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам (ст.23 ФЗ № 273 “Об образовании”). Иными словами, как и во всех образовательных организациях, в организациях дополнительного образования образовательный процесс регламентируют образовательные программы, которые определяют содержание образования (п.1ст.12 ФЗ № 273 “Об образовании”).

    Дополнительные общеобразовательные программы реализуются в пространстве, не ограниченном образовательными стандартами так для данной сферы федеральные государственные образовательные стандарты не предусматриваются (п.14 ст.2 ФЗ № 273 “Об образовании”). Они предусмотрены только для дополнительных общеобразовательных предпрофессиональных программ (п.4 ст. 75 ФЗ № 273 “Об образовании”).

  • Ежегодный отпуск методистам

    Как было верно отмечено, продолжительность ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусков педагогических работников и руководителей образовательных организаций, а также педагогических работников организаций, осуществляющих обучение, регулируется постановлением Правительства РФ от 14.05.2015 № 466 (далее — Постановление № 466). Данный документ принят в соответствии со ст. 334 Трудового кодекса РФ и с нормами Закона № 273-ФЗ.

    Для педагогических работников, поименованных в разд. I Номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций,  к которым в том числе относятся и методисты, продолжительность ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусков составляет 42 или 56 календарных дней. Однако, при этом, продолжительность отпуска в 56 календарных дней устанавливается только для определенных категорий работников, в том числе и для организаций, осуществляющих обучение без лицензии (разделы IV-V). Методисты, за исключением руководителей, не подпадают под категории работников, которые имеют право на отпуск в 56 дней.

    При этом со вступлением в силу Постановления № 466 работники обучающих организаций, чья деятельность не связана с реализацией на основе лицензии образовательных программ и напрямую не соотносится с педагогической деятельностью, лишаются права на удлиненный отпуск.

    Таким образом, прежняя продолжительность отпуска не сохраняется за работниками, которые имели право на ежегодные основные удлиненные оплачиваемые отпуска в соответствии с Постановлением № 724, если они работают в образовательных организациях, которые не могут быть отнесены к одному из типов, указанных в разд. I–III приложения к Постановлению № 466, либо к организациям, осуществляющим обучение (разд. IV приложения).

    Ответ подготовлен при участии студента 4 курса факультета права НИУ ВШЭ, Бекуланкызы.

  • может ли ребёнок, который обучается в коррекционной школе VIII вида, быть переведён в общеобразовательную школу по желанию родителей. Какие документы предъявляются в общеобразовательную школу при переводе? (решение ПМПК?) Каким образом в этом случае общ

    Коррекционные учреждения VIII вида (в терминологии прежнего законодательства об образовании) создавались для обучения и воспитания детей с умственной отсталостью с целью коррекции отклонений в их развитии средствами образования и трудовой подготовки, а также социально-психологической реабилитации для последующей интеграции в общество. 

    В настоящее время в вопросе о переводе учащегося из специального (коррекционного) образовательного учреждения (отдельной организации, реализующей адаптированную основную  общеобразовательную программу, - в терминологии нового Федерального закона № 273-ФЗ) в общеобразовательную организацию необходимо руководствоваться следующим:

    В соответствии с частями 4 и 5 ст. 79 Федерального закона № 273-ФЗ образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность. 

    Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой (ч. 1 ст. 79 данного Федерального закона). Адаптированной образовательной программой считается образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц (пункты 16, 28 ст. 2 Федерального закона № 273-ФЗ).

  • На что сослаться, чтобы попросить индивидуальный учебный план для первоклашки, проявляющего большие способности помимо основной школы?

    Согласно ч. 23 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося. Также настоящим законом установлено, что обучающемуся предоставлено право на обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами. 

    Кроме того, согласно п. 19.3 Федерального государственного образовательного стандартаначального общего образования вцелях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает: учебные занятия для углубленного изучения отдельных обязательных учебных предметов; учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные.

    Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы. Реализация индивидуальных учебных планов сопровождается поддержкой тьютора организации, осуществляющей образовательную деятельность.

    Таким образом, в образовательном учреждении при участии обучающихся и их родителей возможна разработка индивидуальных учебных планов, в которых будут предусмотрены учебные занятия для углубленного изучения отдельных обязательных учебных предметов. Кроме того, в учреждении должен быть принять локальный нормативный акт, посвященный порядку обучения по индивидуальному учебному плану.

    Данный ответ подготовлен при участии студентки 4 курса факультета права НИУ ВШЭ А. Безруковой.

  • На что сослаться, чтобы попросить индивидуальный учебный план для первоклашки, проявляющего большие способности помимо основной школы?

    Согласно ч. 23 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося. Также настоящим законом установлено, что обучающемуся предоставлено право на обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами. 

    Кроме того, согласно п. 19.3 Федерального государственного образовательного стандартаначального общего образования вцелях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает: учебные занятия для углубленного изучения отдельных обязательных учебных предметов; учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные.

    Данный ответ подготовлен при участии студентки 4 курса факультета права НИУ ВШЭ А. Безруковой.

  • Наша образовательная организация не оказывает платные образовательные услуги. Но учащиеся принимают участие в платных интернет-конкурсах. и проектах под руководством педагогов. Необходимо ли заключение договора об оказании платных образовательных услуг, е

    В соответствии с ч.17 ст.2 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"образовательная деятельность - деятельность по реализации образовательных программ, где под образовательными программами понимается комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов (ч.9 ст.2). Таким образом, интернет-конкурсы не являются образовательной деятельностью, и образовательное услуги в данном случае не оказываются.

    Данный ответ подготовлен при участии студентки 4 курса факультета права НИУ ВШЭ А. Безруковой.

  • Должны ли органы местного самоуправления осуществлять учет детей и закрепление муниципальных организаций дополнительного образования детей за конкретными территориями муниципального образования?

    Функция учета детей, подлежащих обучению по основным общеобразовательным программам, и закрепление муниципальных образовательных организаций за конкретными территориями муниципального района, городского округа возложена на органы местного самоуправления исходя из требований ст. 43 Конституции России и части 5 ст. 66 Федерального закона № 273-ФЗ об обязательности общего образования.

     

    Дополнительное образование как самостоятельный вид образования не относится к обязательному образованию. Дополнительное образование направлено на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования (п. 14 ст. 2 Федерального закона № 273-ФЗ).

     

    В  системе дополнительного образования реализуются дополнительные, а не основные образовательные программы (ч. 4 ст. 12 Федерального закона № 273-ФЗ). В связи с этим Федеральный закон № 273-ФЗ не содержит требований об обязательности учѐта детей и закреплении муниципальных организаций дополнительного образования за конкретными территориями муниципального образования.

  • Сейчас существует несколько образовательных сайтов, предлагающих платные услуги по помощи в обучении и сдаче дистанционно промежуточной аттестации. (например, ЦОДИВ). При получении основного общего образования в форме семейного образования законно ли сдав

    В соответствии с п. 2 ст. 63 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации», общее образование может быть получено в  организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в форме семейного образования и самообразования. Пункт 3 статьи 17 указанного закона закрепляет право получения образования в различных формах, в том числе и в нескольких. Поскольку Федеральный Закон предоставляет право получения образования дома (семейное образование и самообразование), в качестве необходимой меры контроля знаний обучаемого накладывает обязанность  прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность. («Организации, осуществляющие образовательную деятельность, - образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение. В целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. » ч.20 ст.2) В случае прохождения промежуточных аттестаций с помощью указанного Вами ЦОДИВ, стоит обратиться к нормативным документам, регулирующим деятельность этого учебного заведения. Из представленных на сайте копий документов, мы можем сделать вывод о том, что данная организация имеет лицензию на ведение образовательно деятельности, следовательно, на основе п.3 ст.64 ФЗ «Об образовании», ЦОДИВ является организацией осуществляющей образовательную деятельность, что дает им полное право проводить промежуточные аттестации, которые имеют юридическое значение.  Распоряжение КО Санкт-Петербурга от 29.10.2013г..

  • Ученик 2 класса переведен в 3 класс условно с двумя двойками. В третьем классе задолженность не ликвидирована. Могут ли оставить на второй год в 3 классе без согласия родителей?

    В соответствии с положениями статьи 58 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" при имеющейся неликвидированной академической задолженности существует три варианта продолжения обучения на усмотрение родителей:

    • Остаться на повторное обучение (второй год)
    • Перевестись на обучение по адаптированной образовательной программе в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии (далее – ПМПК) и перейти в следующий класс;
    • Перейти на обучение по индивидуальному учебному плану (ИУП) и перейти в следующий класс.

     

    Данный перечень вариантов исчерпывающий, то есть других вариантов продолжение обучения с академической задолженностью в школе законом не предусмотрено. В случае отказа родителей от возможности остаться на повторное обучение, родителям доступны два оставшихся варианта продолжения обучения. Однако, у каждого из вариантов есть свои особенности.

Страницы

Поделиться: