Статья 28

  • Временные рамки проведения занятий для вечернего отделения

    Точного определения временных рамок обучения на очно-заочной форме обучения в законодательстве нет. В Письме Минобразования РФ от 20.07.1999 N 14-55-349ин/15 «О порядке реализации Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования в различных формах обучения» разъяснены лишь вопросы о начале и продолжительности учебного года по указанной форме обучения и количестве экзаменов. Согласно ст. 28 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в компетенцию образовательной организации входит разработка и принятие правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, иных локальных нормативных актов. Таким образом, утверждение временных рамок и расписания занятий по формам обучения входит в компетенцию образовательного учреждения. В связи с этим, вам необходимо обратиться в деканат или учебную часть образовательного учреждения и попросить ознакомить вас с утвержденным регламентам и временным режимом по вашей форме обучения. Следует также обратить внимание, что в ст. 17 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» указана только очно-заочная форма, без указания на вечернее время обучения. Это означает, что учебные занятия по этой форме могут проходить в любое время суток в рамках утверждённого регламента и отведенного количества учебных часов. Составление расписания занятий по очно-заочной форме обучения в вечернее время является устоявшейся практикой (но не обязанностью) образовательных учреждений с целью совмещения работы и учебы студентами данной формы обучения. Также вам можно написать письмо в министерство образования с просьбой разъяснить практику составления времени учебных занятий для очно-заочной формы обучения и предложить руководству образовательного учреждения учесть ее при дальнейшем определении времени учебных занятий.
    Ответ подготовлен при участии студента 4 курса факультета права НИУ ВШЭ: Саттарова А.

  • В образовательную организацию в декабре пришел учащийся из СПО. Можем ли отказать в приеме, если есть свободные места?

    В соответствии со статьей 48 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ, если в школе есть свободные места, отказ в приеме в общеобразовательную школу является незаконным.
    В соответствии со статьей 28 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ, «образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов». Её автономность и самостоятельность также выражается при зачислении обучающегося в определенный класс. При затруднении соотнесения программы обучения, согласно которому обучающийся проходил с программой обучения образовательной организации, в которую обучающийся поступает, вопрос о принятии обучающегося в тот или иной класс решает образовательная организация путем проведения оценочной процедуры. Таким образом,так как программа 10-11 класса не была освоена в полном объеме, то будет проводиться оценочная процедура.Как правило, согласно локальным актам образовательной программы формируется специальная комплексная комиссия, в компетенцию которой входит изучение личного дело обучающегося и проведение соответствующих мероприятий в целях оценки объема и качества его знаний. Если учащийся является несовершеннолетним лицом, то родители несут за него ответственность, и от их лица будет согласие на зачисление в школу (ст. 54 и 55 273-ФЗ). Договор об образовании заключается с законными представителями (родителями) несовершеннолетнего лица. На проведение оценочной процедуры согласие родителей не требуется.
    Итоговое сочинение учащийся может написать в феврале или в мае вместе с лицами получившими «незачет».

    Ответ подготовлен при участии студента 4 курса факультета права НИУ ВШЭ: Рашидовой А.Р.

  • Начало каникул

    Начало каникул следует считать с того дня, который установлен локальными документами школы. Информацию о сроках начала и окончания каникул также можно уточнить на сайте образовательной организации. Министерство образования публикует рекомендуемые сроки каникул, но окончательное решение принимает совет школы, который оставляет за собой право скорректировать эти даты. Это регулируется следующими нормативно-правовыми актами:
    в соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,обучающимся предоставляются академическое право на каникулы - плановые перерывы при получении образования для отдыха и иных социальных целей в соответствии с законодательством об образовании и календарным учебным графиком;
    в соответствии с п. 17 Приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования», в процессе освоения общеобразовательных программ учащимся предоставляются каникулы. Сроки начала и окончания каникул определяются образовательной организацией самостоятельно;

    в соответствии с п. 9 ст. 2, ч. 10 ст. 13, п. 6 ч. 3 ст. 28 Федерального Закона N 273-ФЗ и п. 17 Приказа Минобрнауки, разработка и утверждение образовательных программ, в том числе календарного учебного графика, относятся к компетенции образовательной организации, которая самостоятельно определяет сроки начала и окончания каникул. При этом федеральные и региональные государственные органы, а также органы местного самоуправления, которые осуществляют управление в сфере образования, не вправе изменять учебный план и календарный учебный график образовательных организаций;

  • Обучение по АООП

    Согласно пп. 5 п. 5 ст. 5 Федерального Закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в России создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья на основе специальных педагогических подходов, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. В конкретном данном случае речь идет об АООП 7.2. Образовательная организация должна разработать АООП по варианту 7.2 в соответствии как с федеральным стандартом, так и с учетом возрастных, типологических и индивидуальных особенностей ребенка. Это закреплено в пунктах 1.1, 1.4 и 2.3 Приказа Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья". Необходимость соответствия АООП потребностям и способностям ребенка также следует из пп. 6 п. 1 ст. 48 и пп.1 п.6 ст. 28 вышеупомянутого закона «Об образовании…», в которых закреплено, что как образовательная организация, так и педагогические работники обязаны учитывать особенности психофизического развития обучающихся, применять соответствующие средства и методы обучения. Родителю необходимо ознакомиться с предлагаемым вариантом адаптированной программы начального образования. Мнение родителя также должно быть учтено (получено согласие), как указано и в законе, и в самом стандарте.

  • Школа была лишена государственной аккредитации

    Право на осуществление образовательной деятельности у образовательной организации возникает с момента получения лицензии. (ст.91 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 06.02.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (далее - №273-ФЗ). Оформлять учащихся в особом статусе не нужно.
    Государственная аккредитация же дает право образовательной организации на проведение государственной итоговой аттестации (п.2 ч.12 ст.59 №273-ФЗ) и на выдачу своим выпускникам документа об образовании. (ч.6 ст.60 №273-ФЗ)
    В данном случае школа была лишена государственной аккредитации, что говорит о том, что она не может выдавать аттестаты, однако вести образовательную деятельность может.
    Согласно ч.3 ст.34 №273-ФЗ лица, обучавшиеся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе, вправе пройти экстерном ГИА в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию образовательной программе. Указанные лица, не имеющие основного общего или среднего общего образования, вправе пройти экстерном ГИА в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию основной общеобразовательной программе, бесплатно. При прохождении аттестации экстерны пользуются академическими правами обучающихся по соответствующей образовательной программе.
    Для того чтобы пройти экстерном ГИА в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию образовательной программе, необходимо подать заявление об участии в ГИА до 1 февраля включительно в образовательную организацию по выбору экстернов. (Глава II Приказа Минпросвещения России N 190, Рособрнадзора N 1512 от 07.11.2018 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования")

  • Объединение классов в школе

    В соответствии с п. 4.9. Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (СанПиН 2.4.2.2821-10) количество обучающихся определяется исходя из расчета площади на одного обучающегося и расстановки мебели.
    Возможно ли объединение классов? Да, но при определенных условиях.
    Во-первых, объединение классов допускается только в малокомплектных сельских школах.
    Во-вторых, п. 10.15. Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (СанПиН 2.4.2.2821-10), утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, напрямую говорит лишь о возможности формирования классов-комплектов из обучающихся на I ступени образования.
    В том же, что касается возможности объединения 10 и 11 классов (среднее общее образование), действующие СанПиН не содержат ни запретов, ни разрешений в отношении таких мероприятий. В то же время, ст. 28 ФЗ «Об образовании» относит к компетенции образовательного учреждения разработку и утверждение образовательных программ и учебных планов, самостоятельное осуществление образовательного процесса в соответствии с уставом образовательного учреждения, лицензией и свидетельством с государственной аккредитации.
    Соответственно, при наличии соответствующих организационно-педагогических условий (материальной базы, обученных образовательным технологиям учителей и пр.) объединение 10 и 11 классов общего образования допускается. Однако здесь важно, чтобы при этом отсутствовало неблагоприятное влияние на функциональное состояние и здоровье обучающихся (п. 10.14. СанПиН 2.4.2.2821-10).
    Касательно разности стандартов:

  • Изменение образовательной программы

    Вы вправе просить школу об изменении образовательной программы с «Перспективы» на «Школа России» вне зависимости от обеспечения школы учебным материалом (вопрос обеспеченности материалом будет решаться уже в рамках каждой школы отдельно).
    В законе нет прямой нормы, которая бы регулировала прямо, четко и понятно, что у родителей есть такое право, поэтому мы обратимся к следующим документам.

    1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации». (Отсылка к нему пойдет из письма Минобрнауки).
    «Учебные издания, используемые при реализации образовательных программ дошкольного образования, определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов, а также примерных образовательных программ дошкольного образования и примерных образовательных программ начального общего образования».

  • Сроки хранение рабочих тетрадей

    Действительно, в настоящее время отсутствуют единые нормативные требования, регламентирующие порядок хранения ученических тетрадей и тетрадей для контрольных работ в общеобразовательных организациях. Ранее, данный вопрос регулировался методическим письмом Министерства просвещения РСФСР от 01.09.1980 № 364-М «О единых требованиях к устной и письменной речи учащихся, к проведению письменных работ и проверке тетрадей». В данном регламенте отмечалось, что тетради для контрольных, лабораторных и практических работ хранятся в учебном кабинете в течение всего учебного года. Однако данный «Единый орфографический режим» утратил свою силу в связи с изданием приказа Министерства просвещения РСФРС от 18.12.1987 № 224 «О признании нормативных документов Министерства просвещения РСФРС утратившими силу».

  • Должность педагогических работников в организации ДПО

    Частью 1 статьи 50 Федерального закона N 273-ФЗ закреплено, что в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ, предусматриваются должности педагогических работников и научных работников, которые относятся к научно-педагогическим работникам.

     

    Установление штатного расписания относится к компетенции образовательной организации (в том числе организациям дополнительного профессионального образования), если иное не установлено нормативными правовыми актами РФ (п. 3 ст. 28 Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

     

    Какие должности могут находится в штатном расписании установлено Номенклатурой должностей работников организаций, осуществляющей образовательную деятельность, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 08.08.2013 N 678. Также требования и наименования устанавливаются Приказом Минздравсоцразвития РФ от 05.05.2008 N 216н (ред. от 23.12.2011) «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования»  и Приказом Минздравсоцразвития РФ от 05.05.2008 N 217н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников высшего и дополнительного профессионального образования».

     

    Каких-либо нормативных обязательных требований к составлению штатных расписаний в настоящее время не установлено, также как не определяются требования о каком-либо нормативе количества штатных сотрудников ППС и их обязательным наличием в организации.

  • Промежуточная аттестация при заочном обучении в школе

    В соответствии с ч. 5 ст. 17 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в РФ", формы получения образования и формы обучения по основной образовательной программе по каждому уровню образования, профессии, специальности и направлению подготовки определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами.

    В отсутствие норм, содержащихся во ФГОС начального общего, основного общего и среднего общего образования по регламентации процесса обучения в зависимости от соответствующей формы, образовательная организация вправе использовать полномочия, установленные для нее в 28 и 30 статьях Закона “Об образовании” в части разработки и утверждения учебной программы, установления режима занятий, средств и методов обучения, форм, порядка и периодичности текущего контроля и промежуточной аттестации. Следовательно, учебный план заочной формы обучения в школе подразумевает составление индивидуального учебного плана в соответствии с ФГОС. Согласно ст. 34 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации": индивидуальный учебный план обеспечивает освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося; обучающимся предоставляется право на обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами; обучающиеся обязаны выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания педагога. За основу берется учебный план основной образовательной программы школы, которую осваивает обучающийся. Порядок проведения промежуточной аттестации регламентируется Законом "Об образовании в Российской Федерации" (статья 58) и локальным нормативным актом образовательной организации.

Страницы

Поделиться: