Статья 66

  • Допустимо ли проведение сдвоенных уроков при организации обучения на дому

    Согласно ч. 10 ст. 66 Закона об образовании «Для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования организуется на дому или в медицинских организациях». Из чего следует, что ребенок, обучающийся на дому, обучается в образовательной организации, просто временно не может посещать ее физически.

  • Перевод детей с уровня начального общего образования на уровень основного общего образования

    Ч. 1 ст. 58 Закона об образовании предусматривает, что освоение образовательной программы (за исключением образовательной программы дошкольного образования), в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией.

    Согласно ч. 8 ст. 58 Закона об образовании обучающиеся, не прошедшие промежуточную аттестацию по уважительным причинам или имеющие академическую задолженность, переводятся в следующий класс или на следующий курс условно. При этом академической задолженностью признаются неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин (ч. 2 ст. 58 Закона об образовании).

    Согласно ч. 5 ст. 66 Закона об образовании начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование являются обязательными уровнями образования. Обучающиеся, не освоившие основную образовательную программу начального общего и (или) основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования.

    Таким образом, обучающиеся, получившие неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по результатам освоения программы начального общего образования по одному или нескольким учебным предметам, а также обучающиеся, не прошедшие ее, не могут быть переведены на уровень основного общего образования, так же как и не могут быть переведены условно.

    В связи с вышеизложенным, представляется, что учащийся может перейти с уровня начального общего образования на уровень основного общего образования только при отсутствии академической задолженности.

  • Процедура перевода из одной образовательной организации в другую

    Согласно п. 2 ст. 61 Закона об образовании образовательные отношения могут быть прекращены досрочно по инициативе обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося. При этом в законе не содержится закрытого перечня случаев, в которых это может быть сделано по инициативе обучающегося или его родителей (законных представителей). В качестве примера в этом же пункте указано, что образовательные отношения прекращаются досрочно «в том числе в случае перевода обучающегося для продолжения освоения образовательной программы в другую организацию, осуществляющую образовательную деятельность».

    Следовательно, обучающийся, его родители (законные представители) вправе самостоятельно решить, на каком основании происходит прекращение образовательных отношений.

    Обращаем внимание, что в случае перевода из одной образовательной организации в другую действует особая процедура, закрепленная в приказе Министерства образования и науки РФ от 12 марта 2014 г. № 177 "Об утверждении Порядка и условий осуществления перевода обучающихся из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности" (далее — Порядок).

    В соответствии с п. 6 Порядка в заявлении совершеннолетнего обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося об отчислении в порядке перевода в принимающую организацию указываются:
    а) фамилия, имя, отчество (при наличии) обучающегося;
    б) дата рождения;
    в) класс и профиль обучения (при наличии);
    г) наименование принимающей организации. В случае переезда в другую местность указывается только населенный пункт, субъект Российской Федерации.

  • Имеют ли право органы местного самоуправления требовать от эмансипированного подростка (оформлено ИП) окончить 11 класс, если он этого не желает? Окончил 10 классов, в 11 классе обучался в форме семейного образования. Не писал (и не хочет этого делать) за

    Согласно ч. 4 ст. 43 Конституции РФ основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

    Как отмечает Конституционный суд РФ в постановлении от 23 июля 2020 г. № 39-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 части 1 статьи 61 и части 5 статьи 67 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина И.И. Пикулина», в рамках реализации дискреционных полномочий федеральный законодатель установил, что общее образование реализуется по уровням образования, под которыми понимается завершенный цикл образования, характеризующийся определенной совокупностью требований (п. 4 ст. 2, ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ). Начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование являются обязательными уровнями образования; обучающиеся, не освоившие основной образовательной программы начального общего и (или) основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования; требование обязательности среднего общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста восемнадцати лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее (ч. 5 ст. 66 Федерального закона № 273-ФЗ). Государственный минимальный социальный стандарт основных показателей жизни детей включает в себя гарантирование среднего (полного), т.е. не только основного общего, образования.

    Сказанное означает, что в действующей системе правового регулирования в Российской Федерации признается обязательность не только основного общего образования, но и среднего общего образования.

  • Алгоритм действий администрации школы при решении вопроса оставления обучающихся, не ликвидировавших в установленные сроки академическую задолженность.

    В пункте 5 статьи 66 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» говорится, что «начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование являются обязательными уровнями образования. Обучающиеся, не освоившие основной образовательной программы начального общего и (или) основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования». Что касается формы получения общего образования, то в соответствии с пунктом 2 статьи 63 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» общее образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в форме семейного образования. Однако стоит понимать, что независимо от формы получения общего образования, каждый обучающийся обязан ликвидировать академическую задолженность в сроки, установленные образовательной организацией.

  • ЯНАО, подвоз детей образовательной организацией

    В соответствии со ст. 2 Закона ЯНАО от 22 июня 2013 г. № 55-ЗАО «Об образовании в Ямало-Ненецком автономном округе» правовое регулирование в сфере образования в автономном округе осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» (далее – Закон об образовании РФ), а также другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, Законом ЯНАО «Об образовании» и иными нормативными правовыми актами автономного округа. Из этого следует, что в образовательных правоотношениях, возникающих на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, возможно применение норм, содержащихся в Законе об образовании РФ. Так, в п.1 ч.1 ст. 7 Закона об образовании РФ к одному из полномочий РФ в сфере образования, переданное для осуществления органами государственной власти субъектов РФ, относится государственный контроль (надзор) в сфере образования за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории субъекта РФ, а также органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования на соответствующей территории.

  • СПО

    Согласно действующему законодательству, перевод обучающегося из 10 класса общеобразовательной организации в профессиональную образовательную организацию (техникум) для получения среднего профессионального образования оформляются как отчисление по инициативе родителей (законных представителей) в связи с переводом обучающегося для продолжения освоения образовательной программы в другую организацию, осуществляющую образовательную деятельность (п. 1 ч. 2 ст. 61 Федерального закона № 273-ФЗ).

    Участие комиссии по делам несовершеннолетних предусматривается только в случае отчисления несовершеннолетнего обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет и не получившего основного общего образования (в качестве меры дисциплинарного взыскания), а также в случае оставления обучающимся, достигшим возраста пятнадцати лет, общеобразовательной организации до получения основного общего образования (ч. 9 ст. 43, ч. 6 ст. 66 Федерального закона № 273-ФЗ). Соответственно, при отчислении лица, получившего основное общее образование (9 классов), участие комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав не предусмотрено.

    При приеме на обучение по программе среднего профессионального образования лица, закончившего только 9-й класс и тем самым не имеющего среднего общего образования, осуществляется на базе основного общего образования и с одновременным получением среднего общего образования в пределах соответствующей образовательной программы среднего профессионального образования в соответствии с ч. 3 ст. 68 Федерального закона № 273-ФЗ.

    Ответ подготовлен при участии студента 4 курса факультета права НИУ ВШЭ: Каримова У.Р.

  • Права совершеннолетнего обучающегося общего образрвания

    Досрочное отчисление из школы возможно только по основаниям, перечисленным в статье 61 Закона «Об образовании в РФ»:

    1) по инициативе обучающегося или его родителей, например при переводе в другую школу;

    2) по инициативе школы, в случае применения к обучающемуся, достигшему возраста пятнадцати лет, отчисления как меры дисциплинарного взыскания;

    3) в случае установления нарушения порядка приема в образовательную организацию, повлекшего по вине обучающегося его незаконное зачисление в образовательную организацию.

    Первая группа включает в себя случаи, когда сам обучающийся или его законные представители хотят добровольно прекратить образовательные отношения.

    Момент, когда возможность такого выбора переходит к обучающемуся от его законных представителей, определен как альтернатива – или получено основное общее образование, или достигнут возраст 18 лет. То есть, при наступлении любого из этих двух условий, заявление будет писать уже сам обучающийся, а не его законные представители.

    В этом случае они обращаются в образовательную организацию с соответствующим заявлением. Оснований, по которым они могут принять такое решение, Закон № 273-ФЗ не устанавливает, граждане решают эти вопросы свободно, исходя из своих интересов. Право на перевод в другую образовательную организацию, реализующую образовательную программу соответствующего уровня, отнесено Законом № 273-ФЗ к числу основных академических прав любого обучающегося (п. 15 ч. 1 ст. 34).

  • совершеннолетний обучающийся 9 класса (18,5 лет) систематически не посещает школу и отказывается получать основное общее образование. Имеет ли право школа его отчислить, если совершеннолетний гражданин готов написать заявление об отчислении и отказывает

    Ст. 61 Федерального закона «Об образовании в РФ» предусматривает два варианта досрочного прекращения образовательных отношений: по инициативе обучающегося, и по инициативе образовательной организации. В первом случае, для несовершеннолетнего обучающегося необходима инициатива его законных представителей (родителей), однако обучающийся, достигший возраста 18 лет, вправе самостоятельно принимать решение о прекращении либо продолжении обучения. 

    По инициативе образовательной организации может быть осуществлено отчисление, как одна из мер дисциплинарного взыскания. В соответствии с п.4 ст. 43 применить эту меру можно за неисполнение или нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности (см. устав на сайте школы). Отчисление – это крайняя мера, которая применяется в исключительных случаях.

  • Должны ли органы местного самоуправления осуществлять учет детей и закрепление муниципальных организаций дополнительного образования детей за конкретными территориями муниципального образования?

    Функция учета детей, подлежащих обучению по основным общеобразовательным программам, и закрепление муниципальных образовательных организаций за конкретными территориями муниципального района, городского округа возложена на органы местного самоуправления исходя из требований ст. 43 Конституции России и части 5 ст. 66 Федерального закона № 273-ФЗ об обязательности общего образования.

     

    Дополнительное образование как самостоятельный вид образования не относится к обязательному образованию. Дополнительное образование направлено на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования (п. 14 ст. 2 Федерального закона № 273-ФЗ).

     

    В  системе дополнительного образования реализуются дополнительные, а не основные образовательные программы (ч. 4 ст. 12 Федерального закона № 273-ФЗ). В связи с этим Федеральный закон № 273-ФЗ не содержит требований об обязательности учѐта детей и закреплении муниципальных организаций дополнительного образования за конкретными территориями муниципального образования.

Страницы

Поделиться: