Образовательное право для школы

Статья 76

  • Университет и допобразование

    Сначала представим некоторые сведения об Университете, которые необходимы для ответа на вопросы:
    • Лицензия № от __.__.____ г. выдана индивидуальному предпринимателю ФИО (далее – ИП ФИО) “основателю” Университета.
    • Лицензия выдана на осуществление дополнительного образования детей и взрослых.
    • Согласно пункту «Положения о приеме, отчислении Слушателей и Обучающихся в Организации» (далее – Положение) Университет оказывает слушателям платные образовательные услуги в форме дополнительного профессионального образования по программе повышения квалификации или программе профессиональной переподготовки.
    • Согласно пункту «Положения», к освоению программы допускаются только слушатели, имеющие среднее или высшее профессиональное образование, а также слушатели, получающие среднее или высшее профессиональное образование.
    • Согласно пункту «Положения» на основании п. 8 ст. 108 Федерального закона об образовании РФ № 273-ФЗ Организация обязана при успешном прохождении итоговой аттестации по программе повышения квалификации выдать слушателю удостоверение установленного образца о повышении квалификации, а при успешном прохождении итоговой аттестации по программе профессиональной переподготовки - диплом установленного образца о профессиональной переподготовке.

  • Присвоение квалификации

    В соответствии с ч. 5 ст. 76 Закона об образовании программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации. В ч. 15 ст. 76 Закона об образовании указано, что лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы о квалификации: удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке. П. 10 ст. 60 Закона об образовании указывает, что документ о квалификации (диплом) подтверждает повышение или присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования. Из этого следует, что каждая программа профессиональной переподготовки подразумевает присвоение квалификации.

    Более того, п. 3 ст. 60 ФЗ об образовании устанавливает, что лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы об образовании и (или) о квалификации, образцы которых самостоятельно устанавливаются организациями, осуществляющими образовательную деятельность. Следовательно, государственные организации дополнительного образования вправе самостоятельно устанавливать образец диплома о профессиональной переподготовке, и указание в дипломе термина «компетенция» не означает отсутствие квалификации. В соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской Федерации
    от 9 октября 2013 г. № 06-735 «О дополнительном профессиональном образовании» через понятие «компетенция» Закон об образовании определяет результаты обучения, а также подразумевает описание с помощью компетенций квалификаций.

  • Дополнительное профессиональное образование

    Порядок получения дополнительного профессионального образования закрепляется в ст. 76 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», более детально регламентируется в ПриказеМинистерства образования и науки РФ от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам».

    В п. 6 ст.76 ФЗ « Об образовании в Российской Федерации», закреплено, что содержание дополнительной профессиональной программы определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено.

    Кроме того, в ч.7 ст.76 ФЗ « Об образовании в Российской Федерации», закреплено, что Типовые дополнительные профессиональные программы могут разрабатываться соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

    Федеральным законодательством не регламентирован единый порядок зачисления слушателей на программы дополнительного профессионального образования. Однако такие требования могут быть установлены конкретными образовательными программами.

    Учитывая вышесказанное, при зачислении студента на конкретную образовательную программу, можно ссылаться на образовательную программу, разработанную и утвержденную организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

    В ч 13 ст.76 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», закреплено, что формы обучения и сроки освоения дополнительной профессиональной программы определяются образовательной программой и (или) договором об образовании. То же регламентируется и приказом Министерства образования «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам».

    Таким образом, общей регламентации численности студентов в группах на федеральном уровне не предусмотрено.

  • Должность «педагога-психолога» в детском образовательном учреждении

    Вопрос 1. Достаточно ли мне дополнительных программных 300 часов курса профессиональной переподготовки «Педагог-психолог: Психологическое обеспечение образовательного процесса в свете ФГОС» для работы в дошкольном образовательном учреждении (подразумевается дальнейшее повышение квалификации)?
    Ответ: В данном вопросе не указано, на какой должности вы хотите работать, но исходя из вашего образования, я могу предположить, что речь идет о должности педагога-психолога в дошкольном образовательном учреждении.

  • Программа повышения квалификации "Технология продукции и организация общественного питания"

    Согласно п. 2 ст. 76 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (далее Закон об образовании): "Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки)."
    Также, согласно п. 4 ст. 76 Закона об образовании, программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации относятся к Дополнительному профессиональному образованию (ДПО). Соответственно, программа повышения квалификации "Технология продукции и организация общественного питания" является ДПО.
    Что касается программ профессионального обучения, то тут, необходимо обозначить следующее: согласно п. 7 ст. 73 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ: "Перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, с указанием присваиваемой по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих квалификации утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования". Таким документом является Приказ Министерства образования и науки РФ от 2 июля 2013 г. № 513 "Об утверждении Перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение", где на 147 страницах изложен перечень программ профессионального обучения в Российской Федерации. "Технология продукции и организация общественного питания" в данном перечне отсутствует.

    Ответ подготовлен при участии студента 4 курса факультета права НИУ ВШЭ: Бузылева Александра Тимуровича

  • Являются ли программы подготовки рабочих в качестве рабочих люльки находящихся на подъемнике (вышке) или машинистов крана управляемых с пола, по которым обучаются рабочие основных профессий для выполнения производственных задач в рамках этих профессий про

    В соответствии со ст. 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» под профессиональным обучением по программам переподготовки рабочих и служащих понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях получения новой профессии рабочего или новой должности служащего с учетом потребностей производства, вида профессиональной деятельности.

    Под профессиональным обучением по программам повышения квалификации рабочих и служащих понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях последовательного совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков по имеющейся профессии рабочего или имеющейся должности служащего без повышения образовательного уровня.

    Федеральный закон не предъявляет никаких требований к уровню образования, которое должно быть у лица, обучающегося по программам профессионального обучения. При реализации программ повышения квалификации и переподготовки рабочих и служащих необходимо только, чтобы у данного лица уже была хотя бы одна профессия рабочего или должность служащего.

    Согласно ст. 76 Федерального закона № 273-ФЗ дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки). Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации. Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.

  • 1. в чем различия ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ от ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ? 2. 2. Педагоги какого образовательного учреждения имеют право проходить программу профессиональной переподготовки - ПЕДАГОГ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ 3

    Для того, чтобы ответить на данный вопрос, нужно посмотреть на определения профессионального образования и профессионального обучения.

    Часть 1 и часть 2 статьи 73ФЗ «Об Образовании»дают определение профессионального обучения, которое направлено на приобретение лицами различного возраста профессиональной компетенции, в том числе для работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами, получение указанными лицами квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии рабочего или должности служащего без изменения уровня образования. Под профессиональным обучением по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих понимается профессиональное обучение лиц, ранее не имевших профессии рабочего или должности служащего.

    Таким образом, профессиональное обучение - это обучение, направленное на последовательное совершенствование профессиональных знаний, умений и навыков по имеющейся профессии рабочего или должности служащего без повышения образовательного уровня(например, в форме прохожденияпрограмм повышения квалификации рабочих и служащих).

    Профессиональному образованию посвящена глава 8 ФЗ «Об Образовании», в него включаются высшее образование и среднее профессиональное образование. Под профессиональным образованием понимается овладение определенными знаниями и навыками по конкретной профессии и специальности. В результате такого образования происходит повышение образовательного уровня и присваивается новая квалификация (профессиональная/бакалавр/специалист/магистр).

    Таким образом, педагог профессионального обучения подготовлен к работе в сфере профессионального обучения (программ профессиональной подготовки или переподготовки), а педагог профессионального образования в сфере профессионального образования (организации начального и среднего профессионального образования, а также высшего образования)

  • Наша организация (частное образовательное учреждение допобразования) занимается переоформлением лицензии в связи с добавлением программ дополнительного профессионального образования. Специфика - обучение английскому. Пришло распоряжение о проведении внепл

    1. Относительно допустимости проведения внеплановой проверки

    В соответствии со статьей 93 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «Об образовании в Российской Федерации», государственный контроль (надзор) в сфере образования включает в себя федеральный государственный контроль качества образования и федеральный государственный надзор в сфере образования, осуществляемые уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ. Под контролем качества образования понимается деятельность по оценке соответствия содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам посредством организации и проведения проверок качества образования и принятия по их результатам определенных мер. К отношениям, связанным с осуществлением государственного контроля (надзора) применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

    Вы указали, что Вам пришло распоряжение о проведении внеплановой проверки, однако, в соответствии с ФЗ от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ, основаниями для проведения внеплановых проверок являются:

    1) выявление аккредитационным органом нарушения требований законодательства об образовании при проведении государственной аккредитации образовательной деятельности;

    2) выявление органами по контролю и надзору в сфере образования нарушения требований законодательства об образовании, в том числе требований федеральных государственных образовательных стандартов, на основе данных мониторинга в системе образования.

  • имеет ли право образовательная организация обучать по программам переподготовки рабочих и служащих, лиц, имеющих диплом о среднем и (или) высшем образовании, если данные люди не имеют свидетельства о профессии. Ст. 73 п.3 Закона об образовании под профес

    Согласно ч. 6 ст. 10 ФЗ «Об образовании», дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.

    Список профессий,по которым осуществляется профессиональное обучение, с указанием присваиваемой по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих квалификации утверждается федеральным органом исполнительной власти и содержится в Приказе Минобрнауки России от 02.07.2013 N 513 (ред. от 03.02.2017) "Об утверждении Перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение" (Зарегистрировано в Минюсте России 08.08.2013 N 29322).

    Как указано в ч. 3 ст. 76 ФЗ «Об образовании», к освоению дополнительных профессиональных программ допускаются: лица, имеющие или получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование

    Согласно ч. 7 ст. 60 ФЗ «Об образовании», документ об образовании и о квалификации, выдаваемый лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, подтверждает получение профессионального образования профессии, специальности или направлению подготовки, относящимся к соответствующему уровню профессионального образования. (среднее профессиональное образование подтверждается дипломом о среднем профессиональном образовании).

  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности получена 07.05.2013г. В приложении к лицензии в графе «Направленность образовательной программы» прописано «Дополнительное образование детей художественно-эстетической направленности». Нужно ли получ

    Лицензию необходимо переоформить.Дело в том, что согласно ч. 9 ст. 108 Федерального закона «Об образовании в РФ» в целях приведения образовательной деятельности в соответствие с данным Законом ранее выданные лицензии на осуществление образовательной деятельности и свидетельства о государственной аккредитации переоформляются до 1 января 2017 года. Закон об образовании вступил в силу (за исключением некоторых положений, к которым не относятся положения о лицензировании образовательной деятельности) с 1 сентября 2013 г. Следовательно, лицензии, выданные ранее 1 сентября 2013 г. должны быть переоформлены до 1 января 2017 года. Таким образом, в рассматриваемой ситуации пропущен срок переоформления.

    Здесь необходимо обратить внимание на следующее обстоятельство. Согласно ч. 7 ст. 108 Федерального закона «Об образовании в РФ» образовательные организации осуществляют образовательную деятельность на основании лицензий и свидетельств о государственной аккредитации (за исключением имеющих государственную аккредитацию дополнительных профессиональных образовательных программ), выданных им до дня вступления в силу данного Федерального закона. Следовательно, нет необходимости получать новую лицензию.

    Рассмотрим вопрос юридической ответственности за допущенный в данной ситуации пропуск срока переоформления лицензии на осуществление образовательной деятельности.

    Статья 19.20 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) предусматривает наказание в виде предупреждения, штрафа или дисквалификации за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна). 

Страницы

Поделиться: