Платные образовательные услуги в школе в условиях реализации нового федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Оказание платных образовательных услуг в общеобразовательных организациях, а именно такой тип образовательных организаций по новому Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ или Закон) охватывает все организации, осуществляющие в качестве основной цели  деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования, носит достаточно распространенный характер.

Конечно, наибольшее распространение получили оказание платных дополнительных образовательных услуг в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях. Оказание платных образовательных услуг по основным общеобразовательным программам – прерогатива частных образовательных организаций, что и обуславливает меньшее распространение на практике таких услуг по причине значительно меньшего количества частных школ, чем государственных (муниципальных) учреждений.

Правовое регулирование оказания платных образовательных услуг носит сложный характер и осуществляется не только нормами законодательства об образовании, но и нормами гражданского законодательства.

Федеральный закон № 273-ФЗ устанавливает, что платные образовательные услуги представляют собой осуществление образовательной деятельности по заданиям и за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг (ч. 1 ст. 101). Данное определение соответствует определению договора возмездного оказания услуг, данного в ст. 779 Гражданского кодекса РФ, в соответствии с которым «по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги».

Федеральный закон № 273-ФЗ несколько изменяет подходы к правовому регулированию договорных отношений в сфере образования. В нем содержится ст. 54 «Договор об образовании», которая носит комплексный характер, регламентируя как соглашения, заключаемые при приеме на обучение за счет средств физического и (или) юридического лица (платные образовательные услуги), так и соглашения между образовательной организацией и обучающимся (его законным представителем) при предоставлении образования за счет средств соответствующего бюджета.

Такой подход, с одной стороны, позволяет в Федеральном законе № 273-ФЗ не дублировать нормы о содержании основных характеристик образования для двух, по сути, разных видов договоров, поскольку они не имеют существенных отличий.  С другой стороны, следует иметь в виду, что правовая природа таких договоров все-таки существенно отличается. Это подтверждается и тем фактом, что заключение договора об образовании в школе за счет бюджета, исходя из ст. 53 Федерального закона № 273-ФЗ, не предшествует возникновению образовательных отношений, а следовательно, не может являться обязательным, в отличие от случаев приема на обучение за счет средств физических и (или) юридических лиц, когда договор оказания платных образовательных услуг должен быть заключен до издания приказа о приеме, таким образом, такой договор обязателен.

Платные образовательные услуги оказываются для удовлетворения личных потребностей граждан, получающих образование. В связи с этим гражданин, в отношении которого оказываются платные образовательные услуги, охватывается термином «потребитель» Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей» как «гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности», а на указанные правоотношения распространяется законодательство о защите прав потребителя. Аргументы судебной практики о действии Закона РФ «О защите прав потребителей» в отношении договора оказания платных образовательных услуг не теряют своего значения и после принятия нового Федерального закона № 273-ФЗ. Так, например, Президиум Верховного Суда Российской Федерации делает вывод, что, «поскольку договор об оказании платных образовательных услуг – это возмездный договор, в силу которого образовательное учреждение оказывает услугу по обучению гражданину (обучающемуся) в приобретении навыков и знаний, на рассматриваемые отношения распространяется действие Закона Российской Федерации “О защите прав потребителей”»[1].

Актуальной остается и позиция Президиума Верховного Суда РФ, что «указанный договор по своему характеру не может в полной мере подпадать под действие главы III Закона “О защите прав потребителей”». Поэтому в силу ст. 39 Закона РФ «О защите прав потребителей» последствия нарушения условий договора оказания платных образовательных услуг определяются и Федеральным законом № 273-ФЗ, и общими нормами Гражданского кодекса РФ.

Заключению договора оказания платных образовательных услуг предшествует информирование потребителя таких услуг об их существенных свойствах. Такая обязанность предусмотрена Законом РФ «О защите прав потребителя» и конкретизирована в пока еще действующих Правилах оказания платных образовательных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 5 июля 2001 г. № 505 (с последующими изменениями; далее – Правила).

Согласно п. 7 и 8 Правил до  заключения  договора школа предоставляет потребителю (его законным представителям) достоверную информацию о себе и оказываемых образовательных услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора, к числу которой относится:

  • наименование и место нахождения (адрес) образовательной организации, сведения о наличии лицензии на право ведения образовательной деятельности и свидетельства о государственной аккредитации с указанием регистрационного номера и срока действия, а также наименования, адреса и телефона органа, их выдавшего;

  • уровень и направленность реализуемых основных и дополнительных образовательных программ, формы и сроки их освоения;

  • перечень образовательных услуг, стоимость которых включена в основную плату по договору, и перечень дополнительных образовательных услуг, оказываемых с согласия потребителя, порядок их предоставления;

  • стоимость образовательных услуг, оказываемых за основную плату по договору, а также стоимость образовательных услуг, оказываемых за дополнительную плату, и порядок их оплаты;

  • порядок приема и требования к поступающим;

  • форма документа, выдаваемого по окончании обучения.

Данная информация доводится в том числе путем  размещения  в  удобном  для  обозрения  месте в школе. Федеральный закон № 273-ФЗ  модернизирует способ ознакомления потребителя с указанной информацией в соответствии с современным развитием информационных технологий. Согласно ст. 29 Закона на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет», во-первых, размещается общая информация о нем (устав, лицензия, свидетельство об аккредитации), а во-вторых, документ о порядке оказания платных образовательных услуг, в том числе образец договора об оказании платных образовательных услуг, а также документ об утверждении стоимости обучения по каждой образовательной программе. Таким образом, очевидно, что размещение информации на сайте школы о платных образовательных услугах, включая дополнительные, должно предшествовать заключению соответствующих договоров, а, следовательно, является обязательным условием платной образовательной деятельности.

При этом новый Закон требует, чтобы при непосредственном заключении договора оказания платных образовательных услуг сведения, указанные в договоре об оказании платных образовательных услуг, соответствовали информации, размещенной на официальном сайте образовательной организации в сети "Интернет" на дату заключения договора (ч. 4 ст. 54). Таким образом, недопустима ситуация, когда обучающийся или его родители (законные представители) видят на сайте школы одну информацию, например, о стоимости обучения, а, непосредственно при заключении договора оказывается, что эта информация давно «устарела».

Предмет договора

Гражданский кодекс РФ осуществляет общее регулирования заключения, изменения, расторжения, исполнения договора, под которым понимается «соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей» (ст. 420 ГК РФ).

Согласно общим правилам Гражданского кодекса РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Существенными условиями договора признаются все условия договора, по которым должно быть достигнуто соглашение сторон, поскольку в противном случае договор признается незаключенным (п. 1 ст. 432 ГК РФ). Перечисление существенных условий договора сделано в п. 2 ст. 432 ГК РФ. Существенными условиями являются:

  • условия о предмете договора;

  • условия, прямо названные в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида;

  • условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Предметом договора является совокупность действий, которые должна совершить одна сторона в пользу другой стороны. Характеристика предмета договора возмездного оказания услуг дана в п. 1 ст. 779 ГК РФ:

«По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги». Таким образом, существенным условием договора возмездного оказания услуг является, во-первых, характеристика самих оказываемых исполнителем по договору услуг, а во-вторых, наличие встречного предоставления в виде платы со стороны заказчика.

К условиям, прямо названным в законе или иных правовых актах существенными или необходимыми для договора возмездного оказания образовательных услуг, прежде всего, относятся условия, перечисленные в ст. 54 Федерального закона № 273-ФЗ, а также в Правилах оказания платных образовательных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 5 июля 2001 г. № 505 (с последующими изменениями).

Следует отметить, что указанные Правила продолжат действовать и после вступления в силу Федерального закона № 273-ФЗ в части, не противоречащей данному Федерального закону или иным издаваемым в соответствии с ним нормативным правовым актам Российской Федерации (ч. 5 ст. 111 Федерального закона № 273-ФЗ), если на 1 сентября 2013 года Правительством РФ не будут утверждены новые правила оказания платных образовательных услуг в соответствии с ч. 9 ст. 54 Закона.

В Федеральном законе № 273-ФЗ содержится формулировка, характеризующая предмет оказываемой услуги. Это основные характеристики образования, в том числе вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенных уровня, вида и (или) направленности), форма обучения, срок освоения образовательной программы (продолжительность обучения). Отметим, что предмет обязательств по договору со стороны образовательной организации не зависит от возмездности договора для обучающегося и (или) иного заказчика

Применительно к школе можно выделить два вида предмета договора оказания платных образовательных услуг:

1) договор, предусматривающий реализацию основных общеобразовательных программ начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования;

2) договор, предусматривающий реализацию дополнительных общеобразовательных программ, программ профессионального обучения (те образовательные услуги, которые принято называть платными дополнительными образовательными услугами).

Исходя из ч. 3 ст. 101 Федерального закона № 273-ФЗ образовательные организации, осуществляющие образовательную деятельность за бюджетный счет, вправе осуществлять за счет средств физических и (или) юридических лиц только образовательную деятельность, не предусмотренную установленным государственным или муниципальным заданием либо соглашением о предоставлении субсидии на возмещение затрат. Таким образом, исполнителем по договору, предусматривающему реализацию образовательных услуг по основным программам, может быть частная образовательная организация, не получающая возмещение затрат на реализацию указанных программ за счет средств бюджета, либо индивидуальный предприниматель.

В предмет такого договора оказания платных образовательных услуг по основной общеобразовательной программе включаются:

  1. вид образовательной программы: основная общеобразовательная образовательная программа

  2. уровень основной общеобразовательной программы: начальное общее, основное общее или среднее общее образование;

  3. форма обучения: очная, очно-заочная, заочная (очевидно, что в абсолютном большинстве случаев речь идет об очной форме обучения);

  4. срок освоения образовательной программы указывается в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (далее – ФГОС): для начального общего – 4 года, для основного общего – 5 лет, для среднего полного – 2 года).

Представляется важным указание в договоре, что обучение идет по ФГОС (с указанием реквизитов приказа Минобрнауки России, которым стандарт утвержден).

Договор, предусматривающий реализацию дополнительных общеобразовательных программ, программ профессионального обучения, является договором оказания платных дополнительных образовательных услуг в терминологии старого Закона РФ «Об образовании». Опять же, если школа либо организация дополнительного образования имеет государственное (муниципальное) задание на оказание таких услуг, то заключать договор оказания платных образовательных услуг и брать дополнительно к бюджетному финансированию плату с обучающихся (их родителей (законных представителей)) нельзя. В противном случае полученные средства возвращаются оплатившим эти услуги лицам (ч. 2 ст. 101 Федерального закона № 273-ФЗ).

Основными характеристиками образования, включающиеся в предмет договора оказания платных образовательных услуг по дополнительным общеобразовательным программам, являются:

  1. вид дополнительной общеобразовательной программы: дополнительная общеразвивающая программа;

  2. направленность образовательной программы в соответствии с уставом и лицензией на осуществление образовательной деятельности, например, военно-патриотическая направленность;

  3. конкретное наименование образовательной программы, например, «Моделирование макетов военных самолетов»;

  4. форма обучения: очная (представить реализацию этих программ в иных формах затруднительно);

  5. продолжительность обучения: указывается срок, на который рассчитана программа, например, один год.

При реализации школой профессионального обучения основными характеристиками образования, включающимися в предмет договора оказания платных образовательных услуг, являются:

  1. вид основной программы профессионального обучения: программа профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих;

  2. профессия рабочего, должность служащего, по которой осуществляется обучение, например, швея;

  3. форма обучения: очная (представить реализацию этих программ в иных формах затруднительно);

  4. продолжительность обучения: указывается срок, на который рассчитана программа, например, 6 месяцев.

Стоимость платных образовательных услуг

Согласно ч. 3 ст. 54 Федерального закона № 273-ФЗ к существенным условиям договора оказания платных образовательных услуг относится цена договора: полная стоимость платных образовательных услуг и порядок их оплаты.

По общему правилу ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. Согласно ст. 709 ГК РФ, которая применяется к договорам возмездного оказания услуг на основании ст. 783 ГК РФ, цена в договоре подряда включает компенсацию издержек подрядчика и причитающееся ему вознаграждение. Таким образом, в договоре оказания платных образовательных услуг цена определяется по соглашению сторон и включает в себя издержки исполнителя и его вознаграждение.

Федеральный закон № 273-ФЗ вводит новую норму, ограничивающую изменение стоимости оказания платных образовательных услуг (ч. 3 ст. 54): увеличение стоимости платных образовательных услуг после заключения договора не допускается, за исключением увеличения стоимости указанных услуг с учетом уровня инфляции, предусмотренного основными характеристиками федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период. Согласно  ст. 1 Федерального закона от 3 декабря 2012 г. № 216-ФЗ «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» он не должен превышать 5,5 процента (декабрь 2013 года к декабрю 2012 года). Очевидно, такая возможность увеличения касается только случаев заключения договора оказания платных образовательных услуг на срок более года и характерна для реализации основных общеобразовательных программ частными школами.

Федеральный закон № 273-ФЗ запрещает увеличивать стоимость образовательных услуг по договору сверх уровня инфляции, однако предусматривает возможность уменьшения стоимости услуг для отдельных категорий обучающихся, например для обучающихся, показавших хорошие или отличные результаты освоения образовательных программ. Согласно ч. 5 ст. 54 Федерального закона № 273-ФЗ организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе снизить стоимость платных образовательных услуг по договору об оказании платных образовательных услуг с учетом покрытия недостающей стоимости платных образовательных услуг за счет собственных средств этой организации, в том числе средств, полученных от приносящей доход деятельности, добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц. Основания и порядок снижения стоимости платных образовательных услуг устанавливаются локальным нормативным актом и доводятся до сведения обучающихся.

При этом указанная норма Федерального закона № 273-ФЗ, на наш взгляд, противоречит другой норме того же Закона – ч. 3 ст. 101, согласно которой организации, осуществляющие образовательную деятельность за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, вправе осуществлять за счет средств физических и (или) юридических лиц образовательную деятельность, не предусмотренную установленным государственным или муниципальным заданием либо соглашением о предоставлении субсидии на возмещение затрат, на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Федеральный закон № 273-ФЗ фактически говорит о том, что платные дополнительные образовательные услуги могут оказываться образовательными организациями, получающими финансирование из соответствующего бюджета, только на одинаковых для всех условиях, а следовательно, установление локальным нормативным правовым актом школы льгот (снижения стоимости) в отношении таких услуг не допускается. А рассмотренный выше режим установления льгот возможен только в частных школах, не получающих бюджетного финансирования.

Изменение и расторжение договора

По общему правилу договор может быть изменен или расторгнут по соглашению сторон, если иное не предусмотрено договором (п. 1 ст. 450 ГК РФ). Соглашение об изменении или о расторжении договора оказания платных образовательных услуг совершается, так же как и сам договор, в письменной форме (п. 1 ст. 452 ГК РФ). Как указывалось выше, принцип свободы договора оказания платных образовательных услуг ограничивается императивной нормой о недопустимости увеличения цены по договору, даже если заказчик и «согласен» с увеличением стоимости образовательных услуг.

По общим правилам ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут только по решению суда:

а) при существенных нарушениях договора другой стороной;

б) в иных случаях, предусмотренных законом.

Для договора оказания платных образовательных услуг такие специальные случаи расторжения договора в одностороннем порядке предусмотрены Федеральным законом № 273-ФЗ со стороны исполнителя – образовательной организации:

1) в случае просрочки оплаты стоимости платных образовательных услуг (ч. 7 ст. 54);

2) в случае, если надлежащее исполнение обязательства по оказанию платных образовательных услуг стало невозможным вследствие действий (бездействия) обучающегося (ч. 7 ст. 54);

3) в случае совершения применения к обучающемуся, достигшему возраста пятнадцати лет (очевидно, что это относится не ко всем обучающимся школ), отчисления как меры дисциплинарного взыскания (п. 2 ч. 2 ст. 61);

4) в случае невыполнения обучающимся обязанностей по добросовестному освоению программы профессионального обучения и выполнению учебного плана (п. 2 ч. 2 ст. 61).

Рассмотрим эти основания подробнее.

Просрочка оплаты платных образовательных услуг выражается в неоплате как ранее оказанных услуг, так и отсутствии предоплаты за услуги, подлежащие оказанию, при условии, что в договоре предусмотрен такой порядок оплаты (что наиболее распространено на практике).

Основание расторжения договора, когда надлежащее исполнение обязательства по оказанию платных образовательных услуг стало невозможным вследствие действий (бездействия) обучающегося, может возникнуть в разных ситуациях, начиная от банального непосещения занятий, заканчивая недопустимым поведением на занятиях, делающим невозможным фактическое оказание услуг. В принципе данное основание близко и к основанию, связанному с отчислением обучающегося как меры дисциплинарной ответственности, с той лишь разницей, что может быть применено по отношению к договору, предусматривающему обучению любого обучающегося, в том числе не достигшего возраста пятнадцати лет. Очевидно, что факты, подтверждающие действия (бездействия) обучающегося должны быть документально закреплены администрацией школы.

Отчисление как мера дисциплинарной ответственности применяется в  соответствии с частями 3 – 12 ст. 43 Федерального закона № 273-ФЗ.

Невыполнение обучающимся обязанностей по добросовестному освоению образовательной программы и выполнению учебного плана может применяться только к обучающимся школы по программам профессионального обучения, но не по основным и дополнительным общеобразовательным программам (п. 2 ч. 2 ст. 61). Подтверждением невыполнения данной обязанности должны быть результаты текущего контроля и (или) промежуточной аттестации, проводимых в соответствии с локальными нормативными актами школы.

Со стороны потребителя (обучающегося, его родителей, законных представителей) Федеральный закон № 273-ФЗ предусматривает возможность прекращения образовательных отношений и расторжение договора по его (их) инициативе, в том числе в случае перевода обучающегося для продолжения освоения образовательной программы в другую организацию, осуществляющую образовательную деятельность (п. 1 ч. 2 ст. 61).

Согласно ч. 8 ст. 54 Федерального закона № 273-ФЗ основания расторжения в одностороннем порядке образовательной организацией договора об оказании платных образовательных услуг должны быть указаны в договоре. Очевидно, сделано это для должного информирования обучающегося, его родителей (законных представителей) об этих основаниях.

Следует отметить, что расторжение договора в указанных выше случаях согласно общей норме ГК РФ допускается по решению суда, что несколько затрудняет практическое применение указанных норм. Однако п. 3 ст. 450 ГК РФ предусматриваются еще дополнительные основания, при которых договор считается расторгнутым, это случаи одностороннего отказа от его исполнения, когда такие случаи допускаются законом или соглашением сторон, т.е. самим договором.

Такие случаи предусматриваются общими нормами Гражданского кодекса РФ, регламентирующими исполнение договоров и договор возмездного оказания услуг.

В соответствии с п. 1 ст. 782 ГК РФ заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов. Фактически, как отмечено выше, данная норма только несколько в иных выражениях закрепляется как основание расторжения договора в Федеральном законе № 273-ФЗ (п. 1 ч. 2 ст. 61).

Что касается предусмотренного Гражданским кодексом РФ условия об оплате фактически понесенных расходов, то при одностороннем отказе заказчика от исполнения договора такие расходы могут быть связаны с организацией и подготовкой оказания услуг, но на практике в большинстве случаев ограничиваются суммой произведенной заказчиком предоплаты. Это объясняется тем, что истребовать дополнительную оплату за произведенные фактические расходы сверх предоплаты возможно только в судебном порядке, что сопряжено с различными процедурными сложностями и временными затратами, кроме того, необходимо доказать, что такие расходы, во-первых, были произведены фактически до отказа заказчика, а во-вторых, были связаны с оказанием услуг именно в отношении этого заказчика.

Отказ со стороны исполнителя – образовательной организации предусматривается п. 2 ст. 782 ГК РФ. По общим правилам гражданского законодательства такой отказ возможен в любое время при условии полного возмещения заказчику убытков. Однако представляется, что данная норма Гражданского кодекса РФ не согласуется с п. 13 Правил оказания платных образовательных услуг, по которому исполнитель «обязан заключить договор при наличии возможности оказать запрашиваемую потребителем образовательную услугу», т.е. обязан исполнить такой договор при наличии соответствующей возможности. По нашему мнению, несмотря на формальную императивность нормы п. 2 ст. 782 ГК РФ, в случаях, предусмотренных законом, иными правовыми актами или существом обязательства, отказ со стороны исполнителя правомерен только при фактической невозможности оказать услугу, например, при приостановлении или лишении лицензии.

Еще одним основанием для одностороннего отказа от исполнения договора оказания платных образовательных услуг является просрочка  оплаты (неоплата) стоимости платных образовательных услуг заказчиком в случае, если договором предусматривается предварительная оплата услуг. Согласно ст. 328 и ст. 716 ГК РФ (последняя применяется к договору возмездного оказания услуг в силу ст. 783 ГК РФ) исполнитель при отсутствии предусмотренной договором предоплаты вправе отказаться от исполнения обязательства и потребовать возмещения убытков.

Таким образом, закон предусматривает три основания для отказа от исполнения договора оказания платных образовательных услуг: со стороны заказчика – в любое время без необходимости какой-либо аргументации, со стороны исполнителя: при невозможности оказать услугу и при отсутствии предоплаты услуг в соответствии с условиями договора оказания платных образовательных услуг.

При этом, как отмечалось выше, основания для одностороннего отказа от исполнения обязательств могут предусматриваться не только законом, но и соглашением сторон, т.е. договором (п. 3 ст. 450 ГК РФ). В связи с этим представляется, что в договоре оказания платных образовательных услуг следует указать не только основания расторжения договора в одностороннем порядке, как это предусматривается ч. 8 ст. 54 Федерального закона № 273-ФЗ, но и основания для одностороннего отказа от его исполнения (они могут быть такими же, как основания расторжения договора).

[1] Обзор  судебной практики Верховного Суда  Российской Федерации за I квартал 2002 года. Утвержден постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации 10 июля 2002 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2002. № 11.