Определение Верховного Суда Российской Федерации от 22 апреля 2015 г. № 11-АПГ15-4

ОБ ОСТАВЛЕНИИ БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ РЕШЕНИЯ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН 24.12.2014, КОТОРЫМ БЫЛО ОТКАЗАНО В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ЗАЯВЛЕНИЯ ОБ ОСПАРИВАНИИ ПУНКТА 2.4 МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ И ВЗИМАНИЮ РОДИТЕЛЬСКОЙ ПЛАТЫ ЗА ПРИСМОТР И УХОД ЗА ДЕТЬМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН, УТВЕРЖДЕННЫХ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ОТ 30.12.2013 № 1096

 

Определение Верховного Суда Российской Федерации

от 16 июля 2015 г. № 1655-О

 

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Хаменкова В.Б.,

судей Горчаковой Е.В. и Корчашкиной Т.Е.

при секретаре Костереве Д.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Зарубиной О.С. на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 24 декабря 2014 года, которым отказано в удовлетворении ее заявления об оспаривании пункта 2.4 методических рекомендаций по формированию и взиманию родительской платы за присмотр и уход за детьми в образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования в Республике Татарстан, утвержденных постановлением Кабинета министров Республики Татарстан от 30 декабря 2013 года № 1096.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., объяснения представителя Кабинета министров Республики Татарстан Абдуллина Д.Д., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

 

установила:

 

постановлением Кабинета министров Республики Татарстан от 30 декабря 2013 года № 1096 утверждены методические рекомендации по формированию и взиманию родительской платы за присмотр и уход за детьми в образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования в Республике Татарстан.

Данное постановление официально опубликовано в Сборнике постановлений и распоряжений Кабинета министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти от 7 февраля 2014 года № 10.

Согласно пункту 2.4 указанных методических рекомендаций родительская плата за присмотр и уход за воспитанниками в дошкольных образовательных организациях, реализующих основную образовательную программу дошкольного образования, подлежит уменьшению на величину расходов на обеспечение воспитанников питанием в период отсутствия воспитанника в дошкольной образовательной организации. Величина расходов на обеспечение воспитанников питанием принимается равной величине расходов на приобретение продуктов питания, включаемых в норматив финансовых затрат на присмотр и уход за воспитанниками в дошкольных образовательных организациях.

Зарубина О.С., чей ребенок обучается в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении, обратилась в суд с заявлением о признании этой нормы недействующей, ссылаясь на то, что в феврале 2014 года, когда ее ребенок не посещал детский сад, родительская плата за присмотр и уход была уменьшена только на величину расходов на обеспечение воспитанника питанием.

Однако, по мнению заявительницы, такое уменьшение родительской платы за присмотр и уход противоречит разделу IV методических рекомендаций по реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению оказания государственных и муниципальных услуг в сфере дошкольного образования, приложенных к Письму Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 октября 2013 года № 08-1408, пункту 3.2 примерной формы договора об образовании по образовательным программам дошкольного образования, утвержденной Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 января 2014 года № 8, а также части 4 статьи 65 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

Решением Верховного Суда Республики Татарстан от 24 декабря 2014 года в удовлетворении требований отказано.

В апелляционной жалобе заявительница просит об отмене решения суда.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации оснований для отмены решения суда не находит и считает его правильным.

В соответствии с пунктом "е" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации общие вопросы воспитания и образования находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

В силу пункта 3 части 1 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, а также общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Указанные нормативы и нормативные затраты на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования, как следует из части 2 статьи 99 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ, определяются по каждому уровню образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, по каждому виду и направленности (профилю) образовательных программ с учетом форм обучения, федеральных государственных требований (при их наличии), типа образовательной организации, сетевой формы реализации образовательных программ, образовательных технологий, специальных условий получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, обеспечения дополнительного профессионального образования педагогическим работникам, обеспечения безопасных условий обучения и воспитания, охраны здоровья обучающихся, а также с учетом иных предусмотренных этим Федеральным законом особенностей организации и осуществления образовательной деятельности (для различных категорий обучающихся), за исключением образовательной деятельности, осуществляемой в соответствии с образовательными стандартами, в расчете на одного обучающегося, если иное не установлено данной статьей.

Аналогичные положения содержатся в части 2 статьи 18 Закона Республики Татарстан от 22 июля 2013 года № 68-зрт "Об образовании".

В целях повышения эффективности функционирования дошкольных образовательных организаций, повышения качества бюджетных образовательных услуг дошкольного образования Кабинет министров Республики Татарстан 30 декабря 2013 года принял постановление № 1096 "О нормативном финансировании деятельности дошкольных образовательных организаций Республики Татарстан", которым утверждены в том числе методические рекомендации по расчету нормативных затрат на оказание муниципальной услуги по присмотру и уходу за воспитанниками в дошкольных образовательных организациях Республики Татарстан.

Нормативные затраты на оказание муниципальной услуги по присмотру и уходу за воспитанниками в дошкольной образовательной организации представляют собой гарантированную минимальную стоимость услуги, предоставляемой за счет средств местного бюджета (пункт 1.2 методических рекомендаций).

В такие нормативные затраты согласно пункту 2.1 методических рекомендаций включаются фонд оплаты труда персонала, осуществляющего присмотр и уход, расходы на организацию питания и приобретение продуктов питания в соответствии с утвержденными нормативами и методическими рекомендациями по организации питания, расходы на организацию хозяйственно-бытового обслуживания воспитанников и приобретения товаров хозяйственно-бытового назначения, расходы на обеспечение санитарно-гигиенического обслуживания воспитанников, а также расходы на обеспечение воспитанников мягким инвентарем.

В силу пункта 2.2 оспариваемых методических рекомендаций размер родительской платы за присмотр и уход за воспитанниками в дошкольных образовательных организациях включает затраты на присмотр и уход за воспитанниками в дошкольных образовательных организациях.

Таким образом, суд пришел к правильному выводу о том, что расходы, включаемые в нормативные затраты на оказание муниципальной услуги по присмотру и уходу за воспитанниками в дошкольной образовательной организации и размер которых зависит от посещения ребенком дошкольной образовательной организации, являются переменными.

Размеры других затрат, которые несет учредитель дошкольной образовательной организации при оказании муниципальной услуги по присмотру и уходу за воспитанниками, от числа детей не зависит, поэтому данные расходы правомерно включены в размер родительской платы в качестве постоянной величины.

При этом за родителями, внесшими родительскую плату за присмотр и уход за воспитанниками в дошкольных образовательных организациях, сохраняется право на получение компенсации в размере, устанавливаемом нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (часть 5 статьи 65 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ).

В соответствии с частью 3 статьи 8 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" в случаях, предусмотренных федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, государственные и муниципальные услуги оказываются за счет средств заявителя впредь до признания утратившими силу положений указанных актов.

При таких обстоятельствах обжалуемое решение суда следует признать законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, не имеется, поскольку данные доводы проверялись судом и получили правильную оценку в решении.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

 

решение Верховного Суда Республики Татарстан от 24 декабря 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Зарубиной О.С. - без удовлетворения.