Возможно ли продолжение обучения в 10-11 классе общеобразовательной школы по адаптированной образовательной программе с выходом на государственный выпускной экзамен (ГВЭ)? Есть ли регламент, утверждающий, что на уровне среднего образования обучающегося с ОВЗ на обследование специалистами ПМПК нужно направлять дважды: в начале обучения на уровне, то есть в 10 классе и затем в 11 классе для уточнения формы прохождения ГИА?

Согласно п. 28 ст. 2 Закона об образовании "Адаптированная образовательная программа — образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц”.

В соответствии с п. 4 ст. 79 Закона об образовании образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Приказом Минпросвещения России, Рособрнадзора от 07 ноября 2018 г. № 189/1513 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования" установлено, что государственный выпускной экзамен (далее - ГВЭ) является одной из форм проведения ГИА. ГВЭ проводится с использованием текстов, тем, заданий, билетов — для обучающихся следующих категорий:
1) осваивающих образовательные программы основного общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа;
2) осваивающих образовательные программы основного общего образования в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
3) с ограниченными возможностями здоровья: детей-инвалидов, а также инвалидов, осваивающих образовательные программы основного общего образования.

Согласно п. 5 ст. 79 Закона об образовании отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, создаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Таким образом, обучающийся с задержкой психического развития (ЗПР) может получать образование в организации, осуществляющей деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, и имеет право на сдачу государственного выпускного экзамена (ГВЭ) как формы государственной итоговой аттестации (ГИА).

П. 6 ст. 11 Закона об образовании определено, что "в целях обеспечения права, на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты (далее ФГОС) или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования".

Так, в настоящий момент действующими являются, в частности, следующие стандарты:
• Стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - утвержден Приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";
• Стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья - утвержден Приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".

Требования к АООП НОО для обучающихся с задержкой психического развития установлены в приложении № 7 к Приказу № 1598. В частности, п. 2.3. данного приложения установлено следующее: "На основе стандарта организация может разработать в соответствии со спецификой своей образовательной деятельности один или несколько вариантов АООП НОО с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР". С иными положениями вы можете ознакомиться, прочитав полный текст Приказа №1598.

Кроме того, согласно п. 3 ст. 55 Закона об образовании прием на обучение по основным общеобразовательным программам детей с ограниченными возможностями здоровья происходит только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.

Согласно п. 23 приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 г. № 1082 г. Москва "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии", заключение комиссии действительно для представления в соответствующие органы, организации в течение календарного года с даты его подписания . Следовательно, обучающемуся в 10-11 классе действительно необходимо будет дважды пройти данное обследование.

Таким образом, продолжение обучения в 10-11 классе общеобразовательной школы по адаптированной образовательной программе с выходом на государственный выпускной экзамен (ГВЭ) является возможным при наличии согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.

Ответ подготовлен при участии студентки 4 курса факультета права Пуховой Е.А.

Поделиться: