Согласно статье 58 Федерального закона № 273-ФЗ "Закон об образовании в РФ" неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким предметам при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью. Обучающиеся имеют право ликвидировать академическую задолженность по соответствующим предметам не более двух раз в сроки, определяемые общеобразовательной организацией в пределах одного года с момента образования академической задолженности.

Обучающиеся, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, по усмотрению их родителей оставляются на повторный год обучения, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану.
1) Как должна поступить образовательная организация в случае, если обучающийся не ликвидировал задолженность в установленные сроки, а родители отказываются проходить комиссию или обучаться повторно?
2) Может ли обучающийся, не ликвидировавший задолженность, но прошедший ПМПк, решение которой "обучение по адаптированной программе" продолжить обучение в той же параллели, не смотря на то, что предыдущий год не завершен?
3) Что предполагает "индивидуальный учебный план"?

Ответ:
1. В соответствии с ч. 9 ст. 58 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" обучающиеся в образовательной организации по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей или законных представителей оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану. Согласно закону об образовании, родители несовершеннолетних обучающихся обязаны обеспечить прохождение и получение детьми общего образования но поскольку родители отказываются отправлять ребенка проходить ПМПк или обучаться повторно, то в случае уклонения родителей от своих обязанностей по помощи в ликвидации академической задолженности, образовательная организация вправе обратиться в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав и попросить составить протокол административного нарушения в отношении родителей, не исполняющих своих обязанностей. Важно отметить, что отказ родителей предпринимать какие-либо действия при наличии у их ребенка академической задолженности в школе не является основанием для ограничения их в родительских правах.В соответствии с №273-ФЗ обучающиеся, имеющие академическую задолженность, переводятся в следующий класс условно в соответствии с п.8 ст.58. Таким образом, школа должна перевести ребенка в следующий класс условно и создать условия для ликвидации академической задолженности в будущем.Также важно заметить, что если до 9 или 11 класса ситуация не изменится, то ребенка не допустят до сдачи Государственной итоговой аттестации. Родителей важно об этом уведомить.
2. Для начала важно отметить, что администрация образовательной организации обязана создать условия обучающемуся для ликвидации академической задолженности и обеспечить контроль за своевременностью ее ликвидации.
Это означает, что школа должна назначить учащемуся время дополнительных консультаций с педагогами, установить сроки пересдачи, а также формы ликвидации задолженности. Чаще всего учитель-предметник, принимающий академическую задолженность, заполняет график ликвидации академической задолженности, указывая в нём даты, темы, отметки обучающегося.Письмо Минобрнауки России от 23.05.2016 N ВК-1074/07 «О совершенствовании деятельности психолого-медико-педагогических комиссий» гласит, что в соответствии со статьей 79 ФЗ-273 и п. 2.4 Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья реализация Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования может быть организована как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях. Для реализации Адаптированной основной общеобразовательной программы существует индивидуальный учебный план. Существует несколько траекторий обучение по Адаптированной программе: Первая траектория предусматривает обучение по федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, которое может быть организовано по основной образовательной программе, а при необходимости в соответствии с индивидуальным учебным планом. Обучение по индивидуальному учебному плану в пределах осваиваемых общеобразовательных программ осуществляется в порядке, установленном локальными нормативными актами образовательной организации. При прохождении обучения в соответствии с индивидуальным учебным планом его продолжительность может быть изменена образовательной организацией с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося. Адаптированная основная общеобразовательная программа для таких обучающихся разрабатывается в части программы коррекционной работы, которая реализуется во внеурочной деятельности.Вторая траектория предусматривает обучение по Адаптированной основной общеобразовательной программы с изменениями в содержательном и организационном аспектах обучения, изменение программы изучения отдельных учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области и курсов внеурочной деятельности.Третья траектория Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья предполагает выдачу справки об обучении. Такая адаптированная основная общеобразовательная программа имеет еще более существенные отличия в содержательном и организационном разделах.Траектория номер четыре Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья или вариант второй федерального государственного образовательного стандарта о умственной отсталости означает необходимость получения образования по специальной индивидуальной программе развития. Программы такого плана принципиально отличаются по содержанию и формам организации образовательного процесса, а именно, специальные условия, позволяющие работать с ребенком, в каждом случае конкретизируются ПМПк. В большинстве случаев условия, соответствующие особым образовательным потребностям таких обучающихся, могут быть созданы, в том числе на базе различных центров, реализующих комплексную помощь детям с такими проблемами. Исходя из этого, отвечая на Ваш вопрос, можно сказать, что образовательная организация самостоятельно определяет уровень обучения лица, переведенного на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями ПМПк, либо на обучение по ИУП. Обучение по адаптированным программам и обучение по индивидуальному учебному плану представлены как альтернатива повторному обучению, из чего следует, чтоониосуществляются без перевода на класс вниз, ученик продолжит получать образование в той же параллели, но уже как условно переведённый.
3. Пункт 23 статьи 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»определяет «индивидуальный учебный план» как учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.Применительно к учащимся, имеющим академическую задолженность, это может быть учебный план, который содержит меры компенсирующего воздействия по тем предметам, по которым данная задолженность не была ликвидирована. Пункт 3 ч. 1 ст. 34 Федерального закона № 273-ФЗ гласит, что обучение по индивидуальному учебному плану производится в порядке, установленном локальными нормативными актами образовательной организации.Таким образом, важно отметить, что порядок осуществления обучения по индивидуальному учебному плану определяется образовательной организацией самостоятельно, а реализация индивидуального учебного плана осуществляется в пределах осваиваемой образовательной программы.

Ответ подготовлен при участии студента 4 курса факультета права НИУ ВШЭ: Плеханова С.М.

Раздел комментариев: 
Поделиться: