Что нового вносит Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в вопросы ликвидации сельских общеобразовательных учреждений?

Согласно п. 5 ст. 34 старого Закона РФ «Об образовании» ликвидация сельского дошкольного образовательного или общеобразовательного учреждения допускается только с согласия схода жителей населенных пунктов, обслуживаемых данным учреждением. Следует отметить, что практическое применение указанной нормы было и есть затруднительно, поскольку данная форма непосредственного решения вопросов местного значения имеет специальное правовое регулирование, предусмотренное ст. 25 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (имеются ограничения по количеству жителей соответствующего поселения.)

В соответствии с ч. 12. ст. 22 нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» принятие решения о реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении, не допускается без учета мнения жителей данного сельского поселения. Аналогичный порядок будет применяться и при ликвидации филиала государственной и (или) муниципальной дошкольной образовательной организации либо общеобразовательной организации (ч. 6 ст. 27), что старым Законом РФ «Об образовании» не предусматривается.

Мнение жителей сельского поселения может быть выражено в различных формах непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления, предусмотренных соответствующими статьями главы 5 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ.

Таким образом, положения Федерального закона № 273-ФЗ, в отличие от старого Закона РФ «Об образовании», допускают разнообразие форм выражения жителей сельских поселений в решении вопросов о ликвидации и реорганизации (это также – новация Федерального закона № 273-ФЗ) соответствующей муниципальной дошкольной или общеобразовательной организации. Однако в отличие от старого Закона речь идет об «учете мнения», а не «согласии». Следовательно, орган, выполняющий функции и полномочия учредителя соответствующей образовательной организации, вправе аргументировано не согласится с данным мнением.

Кроме того, принятие федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления решения о реорганизации или ликвидации государственной и (или) муниципальной образовательной организации допускается на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения (ч. 11 ст. 22 Федерального закона № 273-ФЗ).

Порядок проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации образовательной организации, находящейся в ведении субъекта РФ, муниципальной образовательной организации, включая критерии этой оценки (по типам данных образовательных организаций), порядок создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений устанавливаются уполномоченным органом государственной власти субъекта РФ (ч. 14 ст. 22 Федерального закона № 273-ФЗ).

Таким образом, кроме учета мнения жителей сельского поселения ликвидация сельского общеобразовательного учреждения не допускается без положительного заключения комиссии по оценке последствий решения о ликвидации.

 

 

Раздел комментариев: 
Статьи 273-ФЗ: 
Поделиться: