Мой сын, учащийся начальной школы, активно занимается спортом и поэтому пропускает занятия в школе из-за соревнований. Учитель пытается догнать с ним материал, оставляя после уроков. Можно ли как-то это упорядочить, иначе у ребенка перегрузки?

Такого рода ситуации весьма распространены в общеобразовательных организациях. Дополнительное образование детей – не менее значимая часть их образования, чем освоение общеобразовательных программ. Новый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» определяет дополнительное образование как вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании (п.14 ст.2). Кроме того,  дополнительное образование детей направлено на формирование и развитие творческих способностей, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает адаптацию детей к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности  (ч.1 ст. 75).

В указанном случае можно воспользоваться правом обучающегося на обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами образовательной организации (п. 3 ч.1 ст. 34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»). Аналогичная норма содержится и в п. 4 ст. 50 старого Закона РФ «Об образовании».

Согласно п. 23 ст. 2 Федерального закона № 273-ФЗ индивидуальный учебный план (далее – ИУП) представляет собой учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося. Как правило, выбор ИУП влечет составление для обучающегося индивидуального расписания занятий (посещения занятий в школе).

Очевидно, ИУП предполагает элементы самостоятельной учебной деятельности обучающихся за рамками учебных занятий, проводимых на базе школы по классно-урочной системе. В связи с этим несовершеннолетний обучающийся и его родители (законные представители) должны быть ознакомлены с той частью образовательной программы, которую им предстоит освоить, в рассматриваемом случае, по сути, в форме самообразования, что допускается как сочетание различных форм получения образования (ст. 17 Федерального закона № 273-ФЗ).

Выбор обучения по ИУП фактически влечет повышение ответственности семьи обучающегося за качество его образования. Обучающиеся обязаны выполнять ИУП (п.1 ч.1 ст. 43 Федерального закона № 273-ФЗ), а родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования (п.1 ч. 4 ст. 44 Федерального закона № 273-ФЗ). 

Если обучающийся по ИУП на ступенях основного общего, среднего общего образования не выполнит ИУП в полном объеме, он не будет допущен к государственной итоговой аттестации (ч. 6 ст.59 Федерального закона № 273-ФЗ).

Не основана ни на прежнем, ни на новом Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» точка зрения ряда работников системы общего образования, утверждающих, что обучение по ИУП предназначено исключительно для длительно болеющих детей. Для обучения этих детей установлено иное правовое регулирование (ч. 11 ст. 66 Федерального закона № 273-ФЗ).

При обучении по ИУП педагогические работники не вправе требовать от обучающегося посещения еще каких-либо учебных занятий, не предусмотренных ИУП.

 

Поделиться: