Можно ли считать региональные центры, оказывающие психолого-педагогическую, медицинскую и социальную помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, образовательными организациями? Ранее на уставах таких центро | Реализация Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»
Можно ли считать региональные центры, оказывающие психолого-педагогическую, медицинскую и социальную помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, образовательными организациями? Ранее на уставах таких центров указывалось, что они являются образовательными учреждениями. Подлежит ли их деятельность лицензированию как образовательная?

Центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (далее – Центры) создаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления в соответствии со ст. 42 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь, которую оказывают данные Центры, включает в себя:

1) психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников;

2) коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися, логопедическую помощь обучающимся;

3) комплекс реабилитационных и других медицинских мероприятий;

4) помощь обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации.

Также Центры оказывают помощь организациям, осуществляющим образовательную деятельность, по вопросам реализации основных общеобразовательных программ, обучения и воспитания обучающихся, в том числе, осуществляют психолого-педагогическое сопровождение реализации этих программ, оказывают методическую помощь в разработке образовательных программ, индивидуальных учебных планов, выборе оптимальных методов обучения и воспитания обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, выявлении и устранении потенциальных препятствий к обучению, а также осуществляют мониторинг эффективности этой помощи. Социальное значение своевременной и квалифицированной помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, детально раскрывается в письме Минобрнауки России от 18 ноября 2013 г. № ВК-843/07.

Поскольку указанные виды деятельности Центров не являются реализацией образовательных программ, данная деятельность не может считаться образовательной в силу п. 17 ст. 2 Федерального закона № 273-ФЗ. Соответственно, сами Центры не могут считаться образовательными организациями, как не осуществляющие образовательную деятельность в качестве основной цели деятельности (п. 18 ст. 2).

Такого рода организации входят в структуру системы образования в качестве организаций, осуществляющих обеспечение образовательной деятельности (п. 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 273-ФЗ).

Отметим, что характер деятельности и функции указанных Центров позволяют относить их, в зависимости от конкретных задач, к организациям, осуществляющим лечение, оздоровление и (или) отдых, либо к организациям, осуществляющим социальное обслуживание. Таким организациям Федеральный закон № 273-ФЗ дает право осуществлять образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам, основным программам профессионального обучения (ч. 3 ст. 31). При наличии соответствующих лицензий Центры войдут в группу организаций, осуществляющих обучение, поименованных в ст. 31.

Для осуществления образовательной деятельности организацией, осуществляющей обучение, в ее структуре создается специализированное структурное образовательное подразделение. Деятельность такого подразделения регулируется положением, разрабатываемым и утверждаемым организацией, осуществляющей обучение (ч. 6 ст. 31).

Статус педагогических и иных работников Центров зависит от статуса самих Центров, и, в частности, от реализации в них образовательных программ.

Поделиться: