Образовательное право для школы
Начальное, основное и среднее общее образование по закону являются обязательными. Моя задача как родителя обеспечить моему ребенку получение этих уровней общего образования. Мой ребенок действительно получает образование, соответствующее требованиям ФГОС, ребенок регулярно сдает промежуточные аттестации в образовательной организации, имеющей государственную аккредитацию, и получает удовлетворительные оценки. Имею ли я право на денежные выплаты, компенсирующие мои затраты на обучение ребенка, согласно принципа «деньги следуют за ребенком»? Если органы государственной власти субъекта РФ и органы местного самоуправления нашего города не принимают никаких нормативных документов, определяющих порядок подобных денежных выплат, не является ли это нарушением прав моего ребенка на образование?

В соответствии с п. 5 ст. 66 ФЗ от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 19.02.2018) «Об образовании в Российской Федерации» (Далее – ФЗ об образовании), начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование, действительно, являются обязательными уровнями образования.

В соответствии с ч. 4 ст. 43 Конституции РФ, основное общее образование обязательно. При этом получение детьми основного общего образования обеспечивают родители или лица, их заменяющие. Аналогичная норма содержится в п. 2 ст. 63 Семейного кодекса РФ – родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования. При этом они имеют право выбора формы получения детьми образования.   

Вданном случае ребенок получает семейное образование, что допустимо в силу п. 1. ст. 17 ФЗ об образовании.

Действующий ФЗ об образовании не предусматривает выплату компенсаций в связи с семейным образованием в качестве федеральной нормы. Но это не препятствует осуществлению финансовой поддержки семейного образования в форме выплаты таких компенсаций на региональном (или муниципальном) уровнях.

На данный момент федеральное законодательство конкретизирует положение ч. 5 ст. 43 Конституции РФ о поддержке различных форм образования и, выходя за рамки узких конституционных гарантий, предусматривает финансовую поддержку получения общего образования в любых условиях, включая государственные, муниципальные, частные образовательные организации, но кроме образования в семье. 

Необходимо отметить, что до 2004 г. федеральное законодательство предусматривало на уровне общеобязательной федеральной нормы финансовую поддержку семейного образования. Однако п. 8 ст. 40 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании», который устанавливал выплату денежных средств родителям (законным представителям), осуществляющим воспитание и образование несовершеннолетнего ребенка в семье, в размере затрат на образование каждого ребенка на соответствующем этапе образования в государственном или муниципальном образовательном учреждении, утратил силу в результате принятия Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

Отмена федеральной нормы о выплате компенсаций в связи с семейным образованием предполагала дальнейшее осуществление финансовой поддержки семейного образования на региональном уровне. Однако обязанность регионов обеспечивать такую финансовую поддержку федеральным законом установлена не была. Это привело к тому, что лишь несколько регионов (в их числе Москва) осуществляли финансовую поддержку семейного образования в форме выплаты соответствующих компенсаций родителям после 2004 г.

Отсутствие федеральной нормы означает, что органы государственной власти субъекта РФ и органы местного самоуправления имеют право, но не обязанывводить норму о выплате компенсации затрат на семейное обучение. Однако если такая норма введена на региональном уровне, данные органы обязаны принимать нормативные документы, определяющие порядок выплатыкомпенсации за семейное образование. Их бездействие в данном случае будет нарушать права ребенка на образование. 

 

Отмена федеральной нормы о компенсациях в 2004 г. привела к существенному ухудшению положения семей и детей, использующих семейное образование. Практика показала, что соответствующие вопросы редко и с трудом решаются на региональном уровне.

К сожалению, в Вашем вопросе не указано, о каком субъекте Российской Федерации идет речь, поэтому рассмотрим ситуацию на примере города Москвы. 

П. 3.1 ст. 6 Закона г. Москвы от 20.06.2001 N 25 (ред. от 24.06.2015) «О развитии образования в городе Москве» устанавливает следующее. «Родителям (законным представителям), осуществляющим воспитание и образование несовершеннолетнего ребенка в семье, выплачиваются денежные средства в размере затрат на образование каждого ребенкана соответствующем этапе образования в государственном образовательном учреждении в порядке, определяемом правовыми актами города Москвы. Выплаты производятся за счет средств учредителей государственных образовательных учреждений соответствующих типов и видов до получения ребенком среднего (полного) общего или начального профессионального образования либо до достижения им возраста, определенного законодательством Российской Федерации в качестве предельного для выплат социального пособия на детей». Указанный региональный московский закон является действующим. Он не отменялся, в целом сохраняет силу, а его нормы остаются обязательными для региональных московских органов власти.

Таким образом, при наличии в законодательстве субъекта РФ прямой нормы о выплате компенсации за обучение в семье, Вы имеете право на денежные выплаты, компенсирующие Ваши затраты на обучение ребенка в семье. 

Однако на практике суды могут и отказать в удовлетворении требований о выплате компенсаций за семейное обучение. 

Так, например, Московский городской суд в апелляционном определении от 14.04.2016 по делу N 33-13260/2016 отказал гражданке З.О. во взыскании компенсации за обучение детей на семейной форме образования. Суд исходил из того, что со дня вступления в законную силу поправок к Федеральному закону от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», то есть с 01.09.2013 г., лица, осваивающие общеобразовательные программы в форме семейного образования, не входят в контингент образовательных учреждений и не наделены правом на получение денежных компенсаций на образование детей»

Но такой подход суда не обоснован и противоречит действующему ФЗ об образовании. Российское законодательство не предусматривает подобного механизма автоматической утраты силы ранее действовавшим региональным законом при принятии нового федерального закона по соответствующему предмету регулирования из области совместного ведения. ФЗ об образовании прямо устанавливает в ч. 5 ст. 111, что со дня его вступления в силу нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, регулирующие отношения в сфере образования, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Федеральному законуили издаваемым в соответствии с ним иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

Следовательно, все ранее действовавшие нормативные акты субъектов РФ в области образования (включая и рассматриваемый Закон г. Москвы) остаются действующими, за исключением тех их конкретных положений, которые вступают в противоречие с Федеральным законом «Об образовании в РФ» и принятыми в соответствии с ними федеральными нормативными правовыми актами. Рассматриваемая норма московского закона не вступает в противоречие с федеральным законодательством, а значит, полностью сохраняет свою силу. Правовыми актами города Москвы должен быть установлен порядок выплаты соответствующих компенсаций, и они должны продолжать выплачиваться.

 

 

ВЫВОДЫ:

Органы государственной власти субъекта РФ и органы местного самоуправления имеют право, но не обязаны вводить норму о выплате компенсации затрат на семейное обучение, поскольку федеральным законодательством такая обязанность для них не установлена. Однако если такая норма все же введена на региональном уровне, данные органы обязаны принимать нормативные документы, определяющие порядок выплатыкомпенсации за семейное образование. Их бездействие в данном случае будет нарушать права ребенка на образование. 

При наличии в законодательстве субъекта РФ прямой нормы о выплате компенсации за обучение в семье, Вы имеете право на денежные выплаты, компенсирующие Ваши затраты на обучение ребенка.

 

 

 

Действующий ФЗ об образовании не предусматривает выплату компенсаций в связи с семейным образованием в качестве федеральной нормы. Но это не препятствует осуществлению финансовой поддержки семейного образования в форме выплаты таких компенсаций на региональном (или муниципальном) уровнях.

На данный момент федеральное законодательство конкретизирует положение ч. 5 ст. 43 Конституции РФ о поддержке различных форм образования и, выходя за рамки узких конституционных гарантий, предусматривает финансовую поддержку получения общего образования в любых условиях, включая государственные, муниципальные, частные образовательные организации, но кроме образования в семье. 

До 2004 г. федеральное законодательство предусматривало на уровне общеобязательной федеральной нормы финансовую поддержку семейного образования. Однако п. 8 ст. 40 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании», который устанавливал выплату денежных средств родителям (законным представителям), осуществляющим воспитание и образование несовершеннолетнего ребенка в семье, в размере затрат на образование каждого ребенка на соответствующем этапе образования в государственном или муниципальном образовательном учреждении, утратил силу в результате принятия Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

Отмена федеральной нормы о выплате компенсаций в связи с семейным образованием предполагала дальнейшее осуществление финансовой поддержки семейного образования на региональном уровне. Однако обязанность регионов обеспечивать такую финансовую поддержку федеральным законом установлена не была. Это привело к тому, что лишь несколько регионов (в их числе Москва) осуществляли финансовую поддержку семейного образования в форме выплаты соответствующих компенсаций родителям после 2004 г.

Органы государственной власти субъекта РФ и органы местного самоуправления имеют право, но не обязаны вводить норму о выплате компенсации затрат на семейное обучение, поскольку федеральным законодательством такая обязанность для них не установлена. Однако если такая норма все же введена на региональном уровне, данные органы обязаны принимать нормативные документы, определяющие порядок выплаты компенсации за семейное образование. Их бездействие в данном случае будет нарушать права ребенка на образование. 

При наличии в законодательстве субъекта РФ прямой нормы о выплате компенсации за обучение в семье, Вы имеете право на денежные выплаты, компенсирующие Ваши затраты на обучение ребенка. 

Поделиться: