Наша организация (частное образовательное учреждение допобразования) занимается переоформлением лицензии в связи с добавлением программ дополнительного профессионального образования. Специфика - обучение английскому. Пришло распоряжение о проведении внеплановой проверки. В распоряжении указано, что проверка пройдет совместно с другой школой английского. Инспектор сказала, что они пригласили стороннего эксперта для проведения объективной оценки наших образовательных программ с целью выявления соответствия/несоответствия их с лицензионными требованиями. Насколько легитимна проверка, в которой задействовано лицо, потенциально заинтересованное в том, чтобы мы её не прошли? Существует ли подробный перечень требований к содержанию и оформлению программ допобразования?

1. Относительно допустимости проведения внеплановой проверки

В соответствии со статьей 93 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «Об образовании в Российской Федерации», государственный контроль (надзор) в сфере образования включает в себя федеральный государственный контроль качества образования и федеральный государственный надзор в сфере образования, осуществляемые уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ. Под контролем качества образования понимается деятельность по оценке соответствия содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам посредством организации и проведения проверок качества образования и принятия по их результатам определенных мер. К отношениям, связанным с осуществлением государственного контроля (надзора) применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Вы указали, что Вам пришло распоряжение о проведении внеплановой проверки, однако, в соответствии с ФЗ от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ, основаниями для проведения внеплановых проверок являются:

1) выявление аккредитационным органом нарушения требований законодательства об образовании при проведении государственной аккредитации образовательной деятельности;

2) выявление органами по контролю и надзору в сфере образования нарушения требований законодательства об образовании, в том числе требований федеральных государственных образовательных стандартов, на основе данных мониторинга в системе образования.

Исходя из указанной нормы, существуют сомнения в обоснованности внеплановой проверки, поскольку основания её проведения четко определены в законе, и, если оснований для её проведения также не было, исходя из Вашего письма, то это также является грубым нарушением ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ.

 

 

 

 

2. Относительно привлечения к проверке заинтересованного лица

В соответствии с ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ, в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля указываются:

1) наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля, а также вид (виды) государственного контроля (надзора), муниципального контроля;

2) фамилии, имена, отчества, должности должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций;

3) наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится, места нахождения юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) или места фактического осуществления деятельности индивидуальными предпринимателями;

4) цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;

5) правовые основания проведения проверки;

5.1) подлежащие проверке обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами, в том числе реквизиты проверочного листа (списка контрольных вопросов), если при проведении плановой проверки должен быть использован проверочный лист (список контрольных вопросов);

6) сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки;

7) перечень административных регламентов по осуществлению государственного контроля (надзора), осуществлению муниципального контроля;

8) перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;

9) даты начала и окончания проведения проверки;

10) иные сведения, если это предусмотрено типовой формой распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.

В соответствии с п. 39 Административного регламента исполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в сфере образования, к проведению проверки организаций привлекаются эксперты, аттестованные уполномоченным органом, и (или) представители экспертных организаций, аккредитованных в установленном порядке, в соответствии с заключенными с ними гражданско-правовыми договорами[1]. В соответствии с п. 2 Приказа Минобрнауки России от 18.04.2016 N 421, отбор экспертов к проведению мероприятий по контролю осуществляется из реестра аттестованных экспертов с учетом:

  • области экспертизы, заявленной экспертом в соответствии с утвержденным органом государственного контроля (надзора) в сфере образования Перечнем видов экспертиз, для проведения которых требуется привлечение экспертов[2];
  • наличия у эксперта допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, соответствующей формы.

Согласно п. 5 Приказа Минобрнауки России от 18.04.2016 N 421, в запросе указывается необходимое для проведения мероприятий по контролю количество экспертов (представителей экспертных организаций), а также по каждому эксперту (представителю экспертной организации) указываются следующие сведения:

фамилия, имя, отчество (при наличии);

область экспертизы, заявленная экспертом;

место работы;

наличие и форма допуска к сведениям, составляющим государственную тайну.

Эти данные также должны быть включены в направленное Вам распоряжение. Если в указанном приказе или распоряжении не указана перечисленная выше информация, либо если в проверке также участвовали другие лица, не указанные в документе, проверку можно обжаловать в вышестоящий орган и суд на основе грубых нарушений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ[3]. В отношении дел о замене экспертов или об отсутствии сведений о них в приказе в судебной практике придерживаются позиции юридических лиц[4].

 

 

Ответ на вопрос «Существует ли подробный перечень требований к содержанию и оформлению программ дополнительного профессионального образования (повышения квалификации, профессиональной переподготовки)?»

ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» не предусматривает установление федеральных государственных требований к дополнительным профессиональными программам. В соответствии с Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 октября 2013 г. № 06-735, типовые и примерные программы разрабатываются для таких случаев как дополнительные профессиональные программы в области международных автомобильных перевозок; дополнительные профессиональные программы в области обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка; дополнительные профессиональные программы медицинского образования и фармацевтического образования; программы профессионального обучения и дополнительные профессиональные программы в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации, членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями, а также в области подготовки работников железнодорожного транспорта. Как указывает С.В. Янкевич, «нормативные требования к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ содержатся в п. 9 ст. 2,  ч. 9 и 10 ст. 76, а также в пунктах 6 – 10 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 1 июля 2013 г. № 499»[5]. Важно также отметить, что Приказ Минобразования РФ от 18.06.1997 N 1221 "Об утверждении Требований к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ" утратил свою силу в 2013 году, поэтому четких требований в отношении указанных Вами программ нет.

 

 


[1]Постановление Правительства РФ от 10.07.2014 N 636 (ред. от 26.12.2017) «Об аттестации экспертов, привлекаемых органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля, к проведению мероприятий по контролю» // Собрание законодательства РФ. 21.07.2014. N 29. Ст. 4142.

[2]Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 22 декабря 2014 г. N 1934 "Об утверждении Перечня видов экспертиз, для проведения которых требуется привлечение экспертов" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 января 2015 г., регистрационный N 35671).

[3]См.: пп. 1, п. 1, ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ.

[4]См.: Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 12.12.2017 N Ф09-7953/17 по делу N А60-27522/2017; Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 08.07.2013 по делу N А33-1488/2013; Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2010 N 05АП-1000/2010 по делу N А59-6260/2009.

[5]Какие требования устанавливает новый Закон к дополнительным профессиональным программам? Будут ли утверждаться типовые или примерные программы, федеральные государственные требования? [Электронный ресурс] // Реализация Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://xn--273--84d1f.xn--p1ai/voprosy_i_otvety/kakie-trebovaniya-ustanavlivaet-novyy-zakon-k-dopolnitelnym-professionalnym(дата обращения: 17.03.2018.

Поделиться: