Наше частное учреждение дополнительного образования занимается переоформлением лицензии в связи с добавлением программ ДПО. Специфика - обучение английскому языку. У нас приняли документы на переоформление, пришло распоряжение о проведении внеплановой про | Реализация Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»
Наше частное учреждение дополнительного образования занимается переоформлением лицензии в связи с добавлением программ ДПО. Специфика - обучение английскому языку. У нас приняли документы на переоформление, пришло распоряжение о проведении внеплановой проверки. Проверка будет проводиться совместно с зам.директора конкурирующей школы. Инспектор сказала, что они пригласили стороннего эксперта для объективной оценки наших программ с целью выявления их соответствия требованиям. Есть 2 вопроса: Насколько легитимна проверка, в которой задействовано лицо, потенциально заинтересованное в том, чтобы мы её не прошли? Существует ли подробный перечень требований к содержанию и оформлению программ дополнительного профессионального образования (повышения квалификации, профессиональной переподготовки)?

В соответствии с ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ, в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля указываются, в том числе, фамилии, имена, отчества, должности должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций.

В соответствии с п. 39 Административного регламента исполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в сфере образования, к проведению проверки организаций привлекаются эксперты, аттестованные уполномоченным органом, и (или) представители экспертных организаций, аккредитованных в установленном порядке, в соответствии с заключенными с ними гражданско-правовыми договорами. В соответствии с п. 2 Приказа Минобрнауки России от 18.04.2016 N 421, отбор экспертов к проведению мероприятий по контролю осуществляется из реестра аттестованных экспертов с учетом, в том числе, области экспертизы, заявленной экспертом в соответствии с утвержденным органом государственного контроля (надзора) в сфере образования Перечнем видов экспертиз, для проведения которых требуется привлечение экспертов. Согласно п. 5 Приказа Минобрнауки России от 18.04.2016 N 421, в запросе указывается необходимое для проведения мероприятий по контролю количество экспертов (представителей экспертных организаций), а также по каждому эксперту (представителю экспертной организации) указываются следующие сведения: фамилия, имя, отчество (при наличии), область экспертизы, заявленная экспертом, место работы, наличие и форма допуска к сведениям, составляющим государственную тайну.

Если в указанном приказе или распоряжении не указана перечисленная выше информация, либо если в проверке также участвовали другие лица, не указанные в документе, проверку можно обжаловать в вышестоящий орган и суд на основе грубых нарушений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ. В отношении дел о замене экспертов или об отсутствии сведений о них в приказе в судебной практике придерживаются позиции юридических лиц (См.: Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 12.12.2017 N Ф09-7953/17 по делу N А60-27522/2017; Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 08.07.2013 по делу N А33-1488/2013; Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2010 N 05АП-1000/2010 по делу N А59-6260/2009).

Касательно наличия подробного перечня требований к содержанию и оформлению программ дополнительного профессионального образования, ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» не предусматривает установление федеральных государственных требований к дополнительным профессиональными программам. В соответствии с Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 октября 2013 г. № 06-735, типовые и примерные программы разрабатываются для таких случаев как дополнительные профессиональные программы в области международных автомобильных перевозок; дополнительные профессиональные программы в области обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка; дополнительные профессиональные программы медицинского образования и фармацевтического образования; программы профессионального обучения и дополнительные профессиональные программы в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации, членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями, а также в области подготовки работников железнодорожного транспорта.

Нормативные требования к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ содержатся в п. 9 ст. 2,  ч. 9 и 10 ст. 76, а также в пунктах 6 – 10 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 1 июля 2013 г. № 499». Важно также отметить, что Приказ Минобразования РФ от 18.06.1997 N 1221 "Об утверждении Требований к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ" утратил свою силу в 2013 году, поэтому четких требований в отношении указанных Вами программ нет.

Ответ подготовлен при участии студентки 4 курса факультета права НИУ ВШЭ Шахрай Ульяны Николаевны.

Поделиться: