Образовательное право для школы
Студент учится в государственном вузе на аккредитованной специальности. Средний балл 3,5. Осуществить переход с платного обучения на бесплатное в своей образовательной организации он не может, так как отсутствуют основания (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 июня 2013 г. № 443 (в редакции приказа Минобрнауки РФ от 25 сентября 2014 г. № 1286) «Об утверждении порядка и случаев перехода лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, с платного обучения на бесплатное». Может ли он перевестись в другую образовательную организацию с платного обучения на бесплатное в соответствии с Приказом Минобразования РФ от 24 февраля 1998 г. N 501 "Об утверждении Порядка перевода студентов из одного высшего учебного заведения Ро

В данном вопросе заявлена проблема межвузовского трансфера студентов в части способа перевода с платного места на финансируемое бюджетом.

Такая возможность есть в случае наличия бюджетных мест по такому направлению на данном курсе. Для того, чтобы узнать о их наличии, нужно получить разницу между количеством бюджетных мест в год набора данного курса и количеством фактически обучающихся на данном курсе в год планируемого перевода. Если разница положительная, то такие места есть.

Если такие места есть и студент получает высшее образование впервые, то ВУЗ не имеет права предлагать платное обучение такому студенту (абзац 4 пункта 4 Приказа N 501). Это тем не менее не означает, что ВУЗ обязан принять заявление студента и зачислить его на вакантное место. Абзац 2 пункта 5 Приказа 501 предусматривает, что если количество вакантных бюджетных мест меньше количества заявлений о переводе на платное место в предполагаемый год перевода, то ВУЗ производит отбор между претендентами.

Порядок такого отбора производится на основании аттестации претендентов, но конкретный механизм такого  отбора устанавливается внутренними документами конкретного ВУЗа.

Претендент должен иметь в виду, что ВУЗом учитывается разница в учебных планах претендента и учебным планом программы подготовки, на которую хочет перевестись претендент. Если на вакантное место имеется несколько претендентов, то ВУЗ имеет право принять решение о переводе на бюджетное место претендента с меньшей разницей учебных планов, то есть решение очень вероятно может быть принято в пользу студентов платного отделения того же курса в самом ВУЗе, куда планирует перевестись претендент.

Однако если речь идет о математическом и естественнонаучном образовании, следует иметь в виду следующую деталь: объемы учебных планов в ВУЗах могут сильно отличаться. Если планируемая программа к переводу родственна программе, на которой претендент обучался, то есть разница в программах не превышает предела, установленного Министерством Образования для конкретного образовательного стандарта (для этого следует изучить сам стандарт и сравнить его с программой обучения по этому стандарту конкретного вуза), то дисциплины, зачтенные претенденту в предыдущем вузе, подлежат переаттестации в ВУЗе, где такая разница не превышает предела. Если все же разница превышает предел, то претендент обязан сдать такую разницу – то есть не пройденные претендентом предметы. Если претендент понимает, что в предполагаемом конкурсе на вакантные места отбор будет высоко конкурентным, но претенденту приоритетным предполагается именно перевод на бюджет, то следует искать те вузы, где не пройденных предметов будет больше, поскольку у претендента будет возможность дополнительно подготовиться и повысить свои шансы в отборе.

Если программы не родственны, то ВУЗ в праве самостоятельно установить перечень предметов, подлежащих сдаче. Гуманитарные и социально-экономические дисциплины зачитываются в уже пройденном объеме (если он не ниже федерального стандарта).

Таким образом, попав в отбор на вакантные места ВУЗ сравнит учебные планы и выявив существенное отклонение в объемах пройденных программ в праве установить перечень предметов, подлежащих сдаче. После их сдачи, ВУЗ производит отбор на основании переаттестованных и сданных предметов по общему списку конкурса и отбирает количество претендентов сверху списка результатов конкурса, равное количеству вакантных бюджетных мест, и принимает решение о зачислении в пользу этих студентов.

Стоит также иметь в виду, что в процессе отбора каждым ВУЗом могут быть установлены дополнительные критерии отбора в своих внутренних документах. Эти критерии должны соответствовать смыслу абзаца 2 пункта 5 Приказа N501 – «Проводится отбор лиц, наиболее подготовленных для продолжения образование».

В случае, если внутренние документы ВУЗа устанавливают дополнительные критерии, существенно отличающиеся от дополнительных  критериев отбора в других ВУЗах, и такие критерии слабо или не связаны с заявленной образовательной программой вообще, то гипотетически есть возможность оспорить такие критерии в суде как несоответствующие вышеназванному Приказу Министерства Образования. Такая возможность существует сугубо гипотетически, но практики такой нет, поэтому прибегать к ней стоит лишь в исключительно крайнем случае. 

Ответ подготовлен при участии студентки 4 курса факультета права НИУ ВШЭ: Чекушкин Иван Григорьевич, 148 группа

Поделиться: