Прошу дать разъяснения по ч.7 ст.79 в части источника финансирования меры социальной поддержки, обозначенной законом. Согласно п.1 ч.1 ст.9 ФЗ «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления в сфере образования относится организация предос | Реализация Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»
Прошу дать разъяснения по ч.7 ст.79 в части источника финансирования меры социальной поддержки, обозначенной законом. Согласно п.1 ч.1 ст.9 ФЗ «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления в сфере образования относится организация предоставления образования. Бесплатное питание обучающихся с ОВЗ не входит в данное понятие и не подлежит обеспечению за счет ассигнований из местных бюджетов на выполнение муниципального задания, а является мерой соц. поддержки, обеспечиваемой за счет государства. Так как эта мера установлена на федеральном уровне, она не может быть установлена на местном уровне, а расходование местного бюджета на эти цели возможны только в случае, если осуществление таких расходов предусмотрено законодательством.ФЗ «Об образовании» такое право не предоставлено

Права и гарантии обучающихся с ОВЗ нормативно закреплены в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». В ч. 7 ст. 79 указано, что обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. Иные обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием. Поскольку вопрос касался бесплатного двухразового питания для категории «иных обучающихся», то по этому вопросу следует пояснение приведенное ниже.

Ч. 1, 4 ст. 37 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» устанавливают, что организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность, а обеспечение питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов - органами местного самоуправления.

Соответственно, в зависимости от того, кто является учредителем образовательной организации – субъект РФ или муниципальное образование, будет определяться соответствующий бюджет публично-правового образования, в котором будут предусмотрены данные расходные обязательства.

В п. 3.5.1.  Приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» установлено, что финансовое обеспечение государственных гарантий на получение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) общедоступного и бесплатного образования за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в государственных, муниципальных и частных организациях осуществляется на основе нормативов, определяемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обеспечивающих реализацию АООП в соответствии со Стандартом. В п. 3.5.2. указанного Приказа отмечается, что финансирование реализации АООП должно осуществляться в объеме определяемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативов обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного общего образования.

В контексте данных положений Приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599 можно отметить, что на уровне субъекта РФ устанавливаются императивные нормативы для расчета объема финансирования питания обучающихся с ОВЗ, однако за субъектами РФ не устанавливается обязанность финансировать указанные мероприятия по обеспечению двухразового бесплатного питания в образовательных организациях, учрежденных муниципальными образованиями.

Возможность финансирования питания обучающихся с ОВЗ может быть предусмотрена в качестве расходного обязательства на уровне субъекта РФ, только в случае принятия данным публично-правовым образованием соответствующего закона. Например, в ст. 4 Закона Московской области от 19.01.2005 № 24/2005-ОЗ «О частичной компенсации стоимости питания отдельным категориям обучающихся в образовательных организациях» (ред. от 25.12.2017) предусмотрена компенсация затрат на предоставление бесплатного питания обучающихся с ОВЗ в муниципальных образовательных организациях через выделение соответствующих субвенций из областного бюджета.

В п. 5 Постановления Правительства Ленинградской области от 24.10.2006 № 295 «Об утверждении Порядка организации бесплатного питания и питания с частичной компенсацией его стоимости обучающихся в отдельных образовательных организациях, расположенных на территории Ленинградской области, и установлении стоимости бесплатного питания и питания с частичной компенсацией его стоимости обучающихся в отдельных образовательных организациях, расположенных на территории Ленинградской области» (ред. от 16.11.2017) установлено, что финансирование расходов на обеспечение организации предоставляемого на бесплатной основе питания и питания с частичной компенсацией его стоимости обучающихся в отдельных образовательных организациях, расположенных на территории Ленинградской области, осуществляется за счет средств, предусмотренных в областном бюджете Ленинградской области по соответствующей целевой статье расходов.

Также следует отметить, что как сами условия предоставления питания (конечный продукт), так и организация процесса обеспечения обучающихся питанием,  регламентированы Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 23.07.2008 № 45 «Об утверждении СанПиН 2.4.5.2409-08» (вместе с «СанПиН 2.4.5.2409-08. Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», Зарегистрировано в Минюсте РФ 07.08.2008 № 12085). Таким образом, сам процесс организации питания и его фактическое предоставление не может быть регламентирован никаким иным актом публично-правового образования, варьироваться может только источник финансирования, соответственно, указание идет на конкретный бюджет публично-правового образования.

Подводя итоги, важно заметить, что для уточнения ситуации с конкретным источником финансирования питания обучающихся с ОВЗ следует предметно рассматривать законодательство указанного субъекта РФ. 

Ответ подготовлен при участии студентки 4 курса факультета права НИУ ВШЭ Салимуллиной Дании Айдаровны.

Статьи 273-ФЗ: 
Поделиться: