Родители будущих первоклассников требуют заменить учебно-методический комплект, избранный школой для обучения детей, на другой, более простой с их точки зрения для освоения. Либо поменять один из учебников на учебник из другого комплекта. Педагогические работники и директор возражают. Как юридически верно поступить в этой ситуации?

В данной ситуации необходимо исходить из следующих положений законодательства об образовании.

Учебно-методический комплект фактически представляет собой часть содержания образовательной программы начального общего образования образовательной организации. Согласно ч. 7 ст. 12, п. 6 ч. 3 ст. 28  Федерального закона № 273-ФЗ образовательная программа разрабатывается и утверждается самой организацией в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ. Образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам (ч. 2 ст. 28 данного Федерального закона).

Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям. За реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом образовательная организация несет административную ответственность (п. 1 ч. 6, ч. 7 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ).

Любая основная образовательная программам, в т. ч. программа начального общего образования, должна состоять из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Соотношение этих частей устанавливается соответствующим ФГОС (п. 1 ч. 3 ст. 11 Федерального закона № 273-ФЗ). ФГОС начального общего образования утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373 (с изменениями). Обязательная часть основной образовательной программы начального общего образования составляет 80%, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, - 20% от общего объема основной образовательной программы начального общего образования (п. 15 ФГОС начального общего образования).

Образовательные организации, имеющие государственную аккредитацию образовательных программ общего образования, самостоятельно определяют список учебников в соответствии с утвержденным федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию, а также учебных пособий, допущенных к использованию такими организациями (п. 9 ч. 3 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ).

Приказом Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 года № 253 утвержден федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования. Перечень состоит из трех частей, одна из которых содержит учебники, рекомендуемые к использованию при реализации части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений. Как указано в письме Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России от 29 апреля 2014 года № 08-548, в федеральный перечень учебников включены учебники, рекомендованные соответствующим Научно-методическим советом, и отвечающие следующим требованиям:

  • принадлежащие к завершенной предметной линии учебников;

  • представленные в печатной форме и имеющие электронное приложение, являющееся их составной частью;

  • имеющие методическое пособие для учителя, содержащее материалы по методике преподавания, изучения учебного предмета (его раздела, части) или воспитания.

Реализация требований ФГОС обеспечивается учебным планом, который определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей по классам (годам обучения). В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, предусматривает учебные занятия для углубленного изучения отдельных обязательных учебных предметов, и учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные (п. 19.3 ФГОС начального общего образования).

В целях обеспечения реализации основной образовательной программы начального общего образования в образовательной организации для участников образовательного процесса должны создаваться условия, обеспечивающие возможность, в частности, участия обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в разработке данной программы; эффективного использования времени, отведенного на реализацию части основной образовательной программы, формируемой участниками учебного процесса, в соответствии с запросами обучающихся и их родителей (законных представителей), спецификой образовательной организации и с учетом особенностей субъекта Российской Федерации (п. 22 ФГОС начального общего образования).

Педагогические работники пользуются правом на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании (п. 4 ч. 3 ст. 47 Федерального закона № 273-ФЗ).

Обучающиеся, законные представители несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники имеют право на участие в управлении образовательной организацией в порядке, установленном её уставом (п. 17 ч. 1 ст. 34, п. 7 ч. 3 ст. 44, п. 9 ч. 3 ст. 47 указанного Федерального закона). Отметим, что родители (законные представители) будущих первоклассников, зачисленных в списочный состав обучающихся образовательной организации по итогам приема на обучение, пользуются такими же правами, как и родители детей, проходящих обучение.

Так как утверждение образовательной программы является актом управления образовательной организации (т.е. управленческим решением), полагаем, что в сложившейся ситуации воздействие родительской общественности на содержания образовательной программы возможно через участие представителей родителей в коллегиальных органах управления данной организацией либо через совет родителей, создаваемый по их инициативе в целях учета их мнения при принятии управленческих решений (части 4 и 6 ст. 26 Федерального закона № 273-ФЗ). Еще один вариант урегулирования ситуации - обращение в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений (ст. 45).

Таким образом, законодательство не содержит требования об непременном согласовании образовательной организацией и педагогическими работниками образовательной программы и набора учебников с родителями (законными представителями) обучающихся. Образовательная программа утверждается в соответствии с требованиями ФГОС образовательной организацией самостоятельно. Однако законодательство предусматривает механизмы, направленные на учет мнения родителей и их участие в формировании образовательной программы, а также участие в управлении образовательной организацией. При этом такое участие не должно приводить к нарушению целостности образовательной программы, возникновению риска недостижения планируемых результатов программы, то есть получения образования ненадлежащего качества.

Поделиться: