Школа сельская, 50 учеников. В 7 классе 4 ученика, из пожеланий и требований родителей выходит (все касаемо только языков, кроме иностранного) так: один ученик будет учить только русский язык, второй русский и чувашский, третий все три языка, а четвёртый не знает ещё. Как быть в таком случае администрации, это же получается три учебных плана (на каждого ребёнка по одному плану) и в каждом классе почти такая ситуация. Как поступить в данной ситуации, не нарушая закон?

В Российской Федерации гарантируется получение образования на государственном языке Российской Федерации, а также выбор языка обучения и воспитания в пределах возможностей, предоставляемых системой образования. Исключительно в пределах возможностей, что означает отсутствие права предъявлять к образовательной организации требования о том, как именно ей необходимо формировать образовательную программу. 

Язык, языки образования определяются локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность по реализуемым ею образовательным программам, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Содержание образовательной программы, включая и языки обучения, определяется при утверждении этой программы, при условии соответствия ее требованиям ФГОС. 

При этом требования о языках обучения, установленные нормативными правовыми актами, должны соблюдаться. В частности, республика вправе вводить обязательное изучение государственного языка республики, исходя из статьи 14 Федерального закона об образовании. При этом не должно быть нанесено ущерба изучению русского языка. 

Граждане Российской Федерации имеют право на получение дошкольного, начального общего и основного общего образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, а также право на изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации в пределах возможностей, предоставляемых системой образования, в порядке, установленном законодательством об образовании. Речь идет также об обучении на родном языке или его о его изучении в пределах имеющихся возможностей системы образования. Реализация указанных прав обеспечивается созданием необходимого числа соответствующих образовательных организаций, классов, групп, а также условий для их функционирования.

Таким образом, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) обучающийся выбирать может, но лишь из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Если созданные возможности по освоению языков в рамках имеющихся образовательных программ не устраивают родителей, они могут обратиться в школу, а также к учредителю с предложением о совершенствовании образовательных программ, сети образовательных учреждений, но не с требованием принимать образовательную программу, учитывающую все их пожелания. 

Поэтому  в данной ситуации надо разработать образовательную программу, которая соответствует и требованиям федерального законодательства об изучении русского языка, и требованиям регионального законодательства об изучении регионального языка (если такие требования введены), и возможностями в части обеспечения изучения родного языка. Затем же обучающиеся обязаны будут осваивать ту программу, которая принята в образовательной организации. 

Программа принимается при этом в том порядке, в котором это установлено уставом – если участие коллегиальных органов управления предусмотрено, оно должно быть реализовано. Независимо от устава, если сформированы советы родителей (законных представителей), необходимо учесть их мнение в порядке, определенном локальными нормативными актами. 

Например,все дети обязаны изучать в школе и татарский, и русский язык. Чувашский язык как родной вводится как предмет вариативной части программы.

Данный ответ подготовлен при участии студентки 4 курса факультета права НИУ ВШЭ М. Сазоновой.

Раздел комментариев: 
Поделиться: