Согласно ФГОС основного общего образования срок получения основного общего образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья по адаптированным основным образовательным программам увеличивается не более чем на один год | Реализация Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»
Согласно ФГОС основного общего образования срок получения основного общего образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья по адаптированным основным образовательным программам увеличивается не более чем на один год (т.е.получается, что срок обучения для детей с ОВЗ должен составлять 6 лет). Как на практике происходит увеличение срока обучения? Нулевой класс в начальном звене? Как в 5-9 классах как увеличить срок обучения до шести лет?

Согласно образовательным стандартам (ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и ФГОС обучающихся с умственной отсталостью) для признания ребенка обучающимся с ОВЗ и определения ему специальных условий получения образования в каждом регионе действуют психолого-медико-педагогические комиссии (ПМПК). Психолого-медико-педагогическая комиссия – необходимая инстанция перед поступлением в школу. ПМПК выдает рекомендации, а следовать ли им, решают родители. Однако эти рекомендации обязательны для образовательных организаций, таким образом, при предоставлении заключения ПМПК создание специальных условий обучения для лиц с ограниченными возможностями здоровья является обязательным для образовательной организации. Вы имеете право получить тот перечень необходимых условий, который зафиксирован у вас в рекомендациях ПМПК. Если учреждение отказывается, ссылаясь на отсутствие возможности их создать, вы вправе требовать их создания, в том числе через суд, у родителей есть такое право. Так как в соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» учреждение должно создать ребенку условия, предусмотренные рекомендациями ПМПК, а органы управления образованием обязаны выделить на это средства. При этом у родителей сохраняется право выбора образовательного учреждения. Сроки получения начального общего, основного общего и среднего общего образования устанавливаются государственными образовательными стандартами общего образования. Сроки освоения адаптированных основных образовательных программ (АООП) начального образования для детей с различными нарушениями и особенностями развития устанавливаются в приложениях к приказу Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья": для глухих детей для слабослышащих и позднооглохших детей для слепых детей для слабовидящих детей для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата для детей с тяжелыми нарушениями речи для детей с задержкой психического развития для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Существуют АООП НОО для каждого варианта образовательной программы, рекомендованной для прохождения ПМПК. Кроме того, стоит отметить, что АООП НОО в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ действуют с 1 сентября 2016 года, следовательно, для всех обучающихся с ОВЗ, начавшие обучение ранее, обучаются по ранее разработанным для них АОП в соответствии с ФГОС и не попадают под действие пролонгированных сроков обучения, предусмотренных ФГОС НОО ОВЗ.

Таким образом, если ребенок на данный момент находится в 4 классе и ему рекомендована программа обучения по ФГОС НОО ОВЗ, предусматривающая пролонгированные сроки обучения, данный ребенок обучается без обязательной пролонгации сроков обучения по своей индивидуально разработанной АОП. Для каждого обучающегося с ОВЗ создается АОП с учетом особенностей его развития и рекомендаций ПМПК. В разделе АОП по коррекционной развивающей работе должно быть представлено содержание и формы работы с ребенком на один учебный год. Если в соответствии с рекомендациями ПМПК ребенку требуются пролонгированные сроки обучения, то для таких детей должны быть созданы АОП и индивидуальные учебные планы, согласно которым освоение образовательной программы осуществляется в более продолжительный период.

Пролонгированные сроки определяются Стандартом образования (ФГОС). Программа с пролонгированными сроками позволяет уделять особое внимание формированию академических и социальных компетенций у ребенка, коррекции его психофизического развития. Пролонгированные сроки обучения нельзя сравнивать с второгодничеством, так как образовательная программа составлена на более длительный срок обучения, следовательно, в специальных образовательных организациях, осуществляющих обучение по адаптивным основным образовательным программам, открываются классы для детей с ОВЗ с необходимостью пролонгированного срока обучения, а именно с дополнительным первым классом. Таким образом, они осваивают программу начального общего образования на уровне со сверстниками, не имеющими особенностей развития, за пять лет, вместо предусмотренных по общему правилу четырех. Существуют также образовательные программы, когда начальное образование осуществляется в течение 6 лет. Образовательные организации также должны обеспечить получение обучающимися с ОВЗ такого образования, так как шестилетний срок не противоречит ФГОС НОО и ФГОС НОО ОВЗ. Так, в соответствии с п. 4 ФГОС НОО срок получения начального общего образования составляет четыре года, а для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья при обучении по адаптированным основным образовательным программам начального общего образования, независимо от применяемых образовательных технологий, увеличивается не более чем на два года. Кроме того, образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано не только в отдельных организациях, но и с другими обучающимися, а также в отдельных классах, если у образовательной организации имеется возможность открытия отдельного класса для лиц с ОВЗ, нуждающихся в соответствии с рекомендациями ПМПК в пролонгированных сроках обучения. Такой образовательной организацией должны быть разработаны АООП для обучения учащихся с ОВЗ в отдельном классе.

Однако на практике открытие таких классов для каждой АООП является возможным не для каждой образовательной организации. Если отдельный класс не может быть открыт, но при этом обращение в другую образовательную организацию затруднительно ребенок может обучаться со сверстниками по своему индивидуальному «маршруту» в соответствии с АОП, разработанной с учетом рекомендаций ПМПК, а именно необходимости пролонгированных сроков обучения и индивидуальных особенностей ребенка. При этом обучающийся должен быть обеспечен необходимыми для его обучения условиями, в частности учебниками, дидактическими материалами, которые являются специализированными и учитывают пролонгированный срок обучения. При этом, такая образовательная организация должна разработать примерную АООП начального общего образования и основного общего образования, на основе которых будут разработаны индивидуальные АОП для конкретного ученика с ОВЗ, обучающегося среди сверстников без ОВЗ. Важно отметить, что пролонгированный срок обучения может быть введен только на основе заключения ПМПК, сама образовательная организация без данного заключения не может увеличить срок обучения ребенка. Таким образом, траектория выбора «маршрута» образования ребенка с ОВЗ, которому требуются пролонгированные сроки обучения, определяется, прежде всего, родителями, а также рекомендациями ПМПК и теми условиями, которые может обеспечить образовательная организация для данного ребенка. Так, во-первых, родители могут обратиться в образовательную организацию, осуществляющую обучение по адаптивным основным общеобразовательным программам, в которой имеются все условия для обучения лиц с ОВЗ. Во-вторых, родители могут обратиться в образовательную организацию, которая может обеспечить создание отдельного класса для обучения лиц с ОВЗ на основе адаптивной основной общеобразовательной программы. В-третьих, ребенок может обучаться в образовательной организации со сверстниками без ОВЗ по созданной для него индивидуальной адаптивной образовательной программе и учебному плану. Основой для разработки адаптированной программы является ФГОС, а также рекомендации СанПин 2.4.2 – 3286 – 15.

Несмотря на то, что ни один из данных способов не нарушает принцип инклюзивного образования для лиц с ОВЗ, для получения наиболее качественного образования по программе, предусматривающей пролонгированные сроки обучения, наиболее подходящим вариантом, который успешно существует на практике, является обучение в образовательной организации, осуществляющей обучение для каждой из АООП. Такие образовательные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, создаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Что касается обучающихся с ОВЗ, получающих основное общее образование, то при переходе на данную ступень образования также следует пройти ПМПК, так как, возможно, после успешного освоения начального общего образования такой ребенок уже не будет нуждаться в специальных условиях обучения. Если ПМПК делает вывод о необходимости создания специальных условий, но разрешает получение основного общего образования в форме инклюзии, то для обучающегося на основе ФГОС и АООП основного общего образования также образовательной организацией создается индивидуальная АОП с индивидуальным учебным планом, предусматривающим пролонгированные сроки обучения. Если ребенок обучается в специальной образовательной организации, то в таких организациях создаются АООП основного общего образования, которые могут предусматривать создание пролонгированных девятых классов.

Таким образом, обучение ребенка с ОВЗ при получении основного общего образования может осуществляться в течение 6 лет либо по индивидуальной АОП основного общего образования, либо в специальной образовательной организации, где помимо обучения с 5 по 9 классы существует еще пролонгированный девятый класс. Пролонгированный шестилетний срок получения основного общего образования не противоречит п. 2 ч. 1 ФГОС ООО.

Ответ подготовлен при участии студентки IV курса факультета права НИУ ВШЭ Жанны Станиславовны Кругловой.
 

Статьи 273-ФЗ: 
Поделиться: