В учебном заведении среднего профессионального образования обучается 500 учащихся. Имеются ли установленные на федеральном уровне нормативы – какое количество воспитателей и педагогов-организаторов должно иметь учебное заведение при таком количестве обучающихся?

В федеральных законах, регулирующих данный вид правоотношений, конкретно установленного норматива по количеству воспитателей или методов расчета данного норматива не закреплено.
В подзаконных актах данный показатель – соотношение учителей к количеству учеников - фигурировал неоднократно (например, ранее в п. 45 ст.3 ПП Правительства РФ от 15 апреля 2009 г. N 322 он определялся как перечень дополнительных показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации). В то же время конкретного численного норматива в акте не было установлено.

45. Численность лиц, обучающихся в государственных (муниципальных) дневных общеобразовательных учреждениях, приходящихся на 1 работника государственных (муниципальных) дневных общеобразовательных учреждений, в том числе приходящихся на 1 учителя, из них в городской и сельской местности (человек).

В Постановлении Правительства РФ от 17.07.2019 г «Об утверждении методик расчета показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
а также о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» данный показатель не фигурирует в разделе оценки эффективности образования и деятельности учебных учреждений, не содержится и конкретной методики расчета численности учителей в зависимости от количества учеников.
В то же время, согласно данным статистики, ранее в актах Правительства встречался такой установленный норматив, как 1:15 – то есть на одного учителя приходится 15 учеников. Однако практика показывает, согласно данным статистики, что фактические данные в различных регионах далеко не всегда соответствуют данной цифре (Пример: Дальний Восток, Север, Северо-Запад с их рассеянной и дисперсной системой расселения (социологи называют их регионами с высоким уровнем «обезлюдивания») показывают результаты соотношения учителей и учеников даже ниже чем 1 к 10.).
Таким образом, установленного на федеральном уровне норматива на данный момент нет. Определение численности учителей для обеспечение наибольшей эффективности работников должно стремиться к соотношению 1:15, в то же время статистика может демонстрировать иные стандарты, учитывая особенности тех или иных регионов.

Ответ подготовлен при участии студента 4 курса факультета права НИУ ВШЭ: Цалко В.А.

Поделиться: