Образовательное право для школы
Требования к уставу образовательной организации установлены ст. 25 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Устанавливает ли данный Федеральный закон какие-либо еще требования к уставам?

Действительно, основные требования к уставам образовательной организации закреплены в ст. 25 Федерального закона № 273-ФЗ. Это указание в уставе на тип образовательной организации; на учредителя или учредителей образовательной организации; перечисление видов реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности; установление структуры, порядка формирования, срока полномочий и компетенции органов управления образовательной организацией, порядка принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации. Последнее положение также конкретизировано в ч. 5 ст. 26.

Однако данной статьей не исчерпываются все нормы, регулирующие содержание уставов образовательных организаций. Дополнительные нормы можно разделить на три группы:

  1. Нормы, устанавливающие обязательные требования, которые дополняют требования ст. 25 и относятся ко всем образовательным организациям;

  2. Нормы, устанавливающие обязательные требования, которые относятся к отдельным типам или разновидностям образовательных организаций;

  3. Нормы, определяющие области, которые могут быть урегулированы уставом.

К первой группе относятся следующие требования:

  • Закрепление норм о филиалах (при их наличии) (ч. 4 ст. 27);

  • Порядок принятия локальных актов (ч. 1 ст. 28 и ч. 1 ст. 30);

  • Установление прав, обязанностей и ответственности работников образовательных организаций, занимающих должности инженерно-технических, административно-хозяйственных, производственных, учебно-вспомогательных, медицинских и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции (ч. 3 ст. 52);

  • Определение уставных целей деятельности (ч. 1 ст. 101);

  • Порядок направления при ликвидации образовательной организации ее имущества после удовлетворения требований кредиторов на цели развития образования (ч. 3 ст. 102).

Отдельно в этой группе следует выделить нормы, предусматривающие конкретизацию уставом структуры, порядка формирования, срока полномочий и компетенции органов управления образовательной организацией, порядка принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации, а также участия отдельных групп участников образовательных отношений в управлении образовательной организацией. Относительно данных вопросов следует отметить следующие нормы:

  • Порядок участия обучающихся в управлении образовательной организацией (п. 17 ч. 1 ст. 34);

  • Определение формы участия родителей в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность (п. 7 ч. 3 ст. 44);

  • Порядок участия педагогических работников в управлении образовательной организацией, в том числе в коллегиальных органах управления (п. 9 ч. 3 ст. 47);

  • Установление порядка назначения (избрания) руководителя (ч. 1 ст. 51);

  • Определение прав и обязанностей руководителя образовательной организации, его компетенции в области управления образовательной организацией (ч. 6 ст. 51).

Ко второй группе относятся следующие требования:

  • Установление специальных названий обучающихся, осваивающих дополнительные общеобразовательные программы в общеобразовательных организациях, имеющих целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной или иной государственной службе (ч. 2 ст. 33);

  • Установление порядка вхождения научных работников в состав коллегиальных органов управления образовательной организацией (п. 1 ч. 2 ст. 50);

  • Определение особенностей избрания, назначения на должность и статуса руководителя частной образовательной организации (ч. 10 ст. 51);

  • Порядок избрания президента образовательной организации высшего образования и его полномочия (ч. 13 ст. 51).

И, наконец, к третьей группе относятся такие требования, как:

  • Возможность формирования коллегиальных органов, не относящихся к числу обязательных (ч. 4 ст. 26);

  • Право образовательной организации на ведение научной и (или) творческой деятельности (ч. 4 ст. 28);

  • Установление иной (не образовательной) деятельности, которую образовательная организация вправе осуществлять (ч. 1 ст. 102).

Для большей наглядности все указанные выше требования объединены в таблице (курсивом выделены требования, относящиеся к отдельным образовательным организациям):

№ п/п

Краткое содержание требования к уставу

Норма Федерального закона № 273-ФЗ

Обязательные требования

  1.  

Указание на тип образовательной организации

п. 1 ч. 2 ст. 25

  1.  

Указание на учредителя или учредителей образовательной организации

п. 2 ч. 2 ст. 25

  1.  

Перечень видов реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности

п. 3 ч. 2 ст. 25

  1.  

Установление структуры, порядка формирования, срока полномочий и компетенции органов управления образовательной организацией, порядка принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации

п. 4 ч. 2 ст. 25

ч. 5 ст. 26

  1.  

Закрепление норм о филиалах (при их наличии)

ч. 4 ст. 27

  1.  

Порядок принятия локальных актов

ч. 1 ст. 30

  1.  

Установление специальные названий обучающихся, осваивающих дополнительные общеобразовательные программы в общеобразовательных организациях, имеющих целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной или иной государственной службе

ч. 2 ст. 33

  1.  

Порядок участия обучающихся в управлении образовательной организацией

п. 17 ч. 1 ст. 34

  1.  

Определение формы участия родителей в в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность

п. 7 ч. 3 ст. 44

  1.  

Порядок участия педагогических работников в управлении образовательной организацией, в том числе в коллегиальных органах управления

п. 9 ч. 3 ст. 47

  1.  

Установление порядка вхождения научных работников в состав коллегиальных органов управления образовательной организацией

п. 1 ч. 2 ст. 50

  1.  

Установление порядка назначения (избрания) руководителя

ч. 1 ст. 51

  1.  

Определение прав и обязанностей руководителя образовательной организации, его компетенции в области управления образовательной организацией

ч. 6 ст. 51

  1.  

Определение особенностей избрания, назначения на должность и статуса руководителя частной образовательной организации

ч. 10 ст. 51

  1.  

Порядок избрания президента образовательной организации высшего образования и его полномочия

ч. 13 ст. 51

  1.  

Установление прав, обязанностей и ответственности работников образовательных организаций, занимающих должности инженерно-технических, административно-хозяйственных, производственных, учебно-вспомогательных, медицинских и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции

ч. 3 ст. 52

  1.  

Определение уставных целей деятельности (Доход от оказания платных образовательных услуг используется указанными организациями в соответствии с уставными целями)

ч. 1 ст. 101

  1.  

Порядок направления при ликвидации образовательной организации ее имущества после удовлетворения требований кредиторов на цели развития образования

ч. 3 ст. 102

Возможное содержание

  1.  

Возможность формирования коллегиальных органов, не относящихся к числу обязательных

ч. 4 ст. 26

  1.  

Право на ведение научной и (или) творческой деятельности

ч. 4 ст. 28

  1.  

Установление иной (не образовательной) деятельности, которую образовательная организация вправе осуществлять с использованием имущества, закрепленного за ней на праве собственности или ином законном основании

ч. 1 ст. 102

Раздел комментариев: 
Поделиться: