В нашей школе (районный центр) обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья, которые находятся на содержании областного социально-реабилитационного учреждения. В школе нет надлежащих условий для обучения таких детей. Нам не сообщают об их диагнозе. Часто у детей случаются нервные срывы, но мы к этому не готовы. Нет ни базы, ни штата специалистов. Что мы можем предпринять по новому закону об образовании?

Вопрос весьма актуальный, так как данная ситуация не является единичной.

Социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних входят в систему социальных служб согласно Федеральному закону от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации». Новый закон об образовании допускает образовательную деятельность в таких организациях (ч. 1 ст. 31 Федерального закона № 273-ФЗ). Более того, в соответствии с ч. 3 ст. 63 данного Федерального закона лица, находящиеся в организациях, осуществляющих социальное обслуживание, должны получать общее образование в этих организациях, если получение ими образования не может быть организовано в общеобразовательных организациях. Иначе говоря, обучение детей из социально-реабилитационных центров в общеобразовательной школе допускается при наличии соответствующих возможностей, которые в данном контексте означает наличие необходимых условий обучения.

Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) определяются адаптированной образовательной программой. В организациях, осуществляющих обучение, создаются специальные условия, под которыми понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ (части 1 – 3 ст.79 Федерального закона № 273-ФЗ).

Особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ОВЗ по основным общеобразовательным программам – программам начального общего, основного общего и среднего общего образования определяются разделом III Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1015.

Как следует из вопроса, в школе нет соответствующих условий для обучения детей с ОВЗ, находящихся на обеспечении социально-реабилитационного центра. Для разрешения ситуации, исходя из интересов детей и их права на качественное образование, школа должна поставить перед учредителем и органом социальной защиты населения, в ведении которого находится Центр, вопрос о невозможности продолжения образования детей в сложившихся неудовлетворительных условиях.

Возможно, о ситуации следует проинформировать орган государственной власти субъекта РФ, осуществляющий переданные полномочия по государственного контролю (надзору) в сфере образования, а также органы прокуратуры.

Поделиться: