В школу обратились родители с заявлением о сочетании формы получения образования вне образовательной организации (семейное образование) и получения образования в образовательной организации. Я не нашла ни одного документа или рекомендательного письма об организации сочетания данных форм, кроме утверждений о возможности такого сочетания. Но ведь обучение вне образовательной организации подразумевает исключение обучающегося из ОО (с последующим зачислением в качестве экстерна для прохождения промежуточной и итоговой аттестации). Как же мы сможем обучать ребенка по любой форме обучения в образовательной организации?

Добрый день! Как Вы верно отметили, в соответствии с действующим законодательством допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения (ч. 4 ст. 17 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). Подобное объяснимо тем, что вышеуказанным Федеральным законом предусмотрены различные формы получения образования и обучения с учетом потребностей и возможностей личности.

Что касается документа или рекомендательного письма об организации сочетания семейного образования и получения образования в образовательной организации, то в настоящее время подобное сочетание устанавливается образовательной организацией по собственному усмотрению в рамках действующего законодательства. В частности, возможно составить индивидуальный учебный план: в таком случае часть предметов изучается в форме семейного образования, а оставшаяся часть – в образовательной организации. В законе под индивидуальным учебным планом понимается учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося (п. 23 ст. 2  ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). Более того, в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 34 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обучающимся предоставляются академические права на обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами. 

Представляется, что локальными нормативными актами образовательной организации должны определяться условия освоения обучающимся образовательной программы (ее части, отдельных предметов) на основе индивидуального учебного плана, формы, периодичность и порядок проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающегося. Обучение по индивидуальному учебному плану, в отличие от получения образования в форме семейного образования, может осуществляться в очной форме и не предусматривает отчисления обучающегося из образовательной организации.

Что касается обстоятельств конкретной ситуации, то, к сожалению, подобный вариант сочетания форм получения образования (ходить в те дни, когда дети не болеют) затрудняет составление индивидуального учебного плана, так как непонятно, какие именно предметы пропустят дети во время очередной болезни. Представляется соответствующим законодательству и нормативным актам совмещение форм образования, при которой дети посещают школу не в определенные дни, а посещают определенные предметы, в то время как по остальным предметам дети получают образование в форме семейного.

В случае, если подобное сочетание форм образования реализовать будет невозможно, то возможно предложить следующие варианты: полностью перейти на получение образования вне образовательной организации, либо организовать обучение на дому (при наличии заключения медицинской организации и письменного обращения родителей).

Кроме того, обращаем Ваше внимание на тот факт, что обучающиеся в форме семейного образования в соответствии с ч. 3 ст.34 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» имеют право пройти промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию образовательной программе. Указанные лица, не имеющие основного общего или среднего общего образования, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию основной общеобразовательной программе, бесплатно. При прохождении аттестации экстерны пользуются академическими правами обучающихся по соответствующей образовательной программе.

 Образовательной организацией должен быть принят соответствующий локальный акт, регламентирующий порядок организации и прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации, в том числе экстернами. При этом вышеуказанный локальный акт должен быть доступен для беспрепятственного ознакомления, в том числе на сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Взаимоотношения между родителями (законными представителями) и образовательной организацией определяются в заявлении родителей (законных представителей) о прохождении промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и распорядительном акте указанной организации о приеме лица для прохождения промежуточной аттестации и (или) государственной итоговой аттестации. По сути, образовательная организация предоставляет услугу не реализации образовательной программы в форме экстерната, а возможности прохождения промежуточной и итоговой аттестации для лиц, которые обучались либо в семье.

Кроме того, необходимо обратить Ваше внимание, что ребенок, получающий образование в семейной форме, по решению его родителей (законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить его в любой иной форме, предусмотренной Федеральным законом, либо использовать право на сочетание форм получения образования и обучения (Письмо Минобрнауки России от 15.11.2013 N НТ-1139/08«Об организации получения образования в семейной форме»). Кроме того, зачисление в общеобразовательную организацию возможно в случае неликвидации академической задолженности обучающимся, так как в соответствии с ч. 10 ст. 58 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обучающиеся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в форме семейного образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, продолжают получать образование в образовательной организации. 

Кроме того, при некоторых условиях возможен второй вариант: обучение на дому. Учитывая слабое здоровье детей, вероятно, они могут нуждаться в длительном лечении. В соответствии ч. 5 ст. 41 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» для обучающихся, осваивающих основные общеобразовательные программы и нуждающихся в длительном лечении, создаются образовательные организации, в том числе санаторные, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для таких обучающихся. Обучение таких детей, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, может быть также организовано образовательными организациями на дому или в медицинских организациях. Основанием для организации обучения на дому или в медицинской организации являются заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей).

Надеемся, что при обсуждении указанных вариантов с родителями Вам удастся найти оптимальный способ разрешить ситуацию.

Поделиться: