В соответствии с ч. 9 ст. 58 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" учащиеся, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану. Пожалуйста, разъясните, перевод на обучение по адаптированным образовательным программам либо обучение по индивидуальному учебному плану в каком классе? Или продолжают в этом же классе (условно переведенным), или на класс ниже (как оставленные на повторное обучение).

Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся вправе определять продолжение обучения несовершеннолетнего по адаптированной образовательной программе или выбрать обучение по индивидуальному учебному плану. При этом ч. 3 ст. 55 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"определяет особый порядок приема детей на обучение по Адаптированной основной общеобразовательной программе- только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогических комиссий. 

Также имеется Письмо Минобрнауки России от 23.05.2016 N ВК-1074/07 «О совершенствовании деятельности психолого-медико-педагогических комиссий», где содержится следующее, что в соответствии со статьей 79 ФЗ-273 и п. 2.4 Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченнымивозможностями здоровья реализация Адаптированной основной общеобразовательной программыначального общего образованияможет быть организована как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях. Вместе с тем, существует определенная логика соотнесения рекомендованного варианта Адаптированной основной общеобразовательной программыс условиями получения образования. Основным механизмом реализации Адаптированной основной общеобразовательной программыявляется учебный план, в том числе индивидуальный учебный план.

Обучение по варианту 1 федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченнымивозможностями здоровья может быть организовано по основной образовательной программе, при необходимости - в соответствии с индивидуальным учебным планом. Обучение по индивидуальному учебному плану в пределах осваиваемых общеобразовательных программ осуществляется в порядке, установленном локальными нормативными актами образовательной организации. При прохождении обучения в соответствии с индивидуальным учебным планом его продолжительность может быть изменена образовательной организацией с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося. Адаптированная основная общеобразовательная программадля таких обучающихся разрабатывается в части программы коррекционной работы, которая реализуется во внеурочной деятельности.

Вариант 2 предусматривает обучение по Адаптированной основной общеобразовательной программыс изменениями в содержательном и организационном разделах (программы отдельных учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области и курсов внеурочной деятельности, реализующиеся на основе учебного плана), что предполагает дополнительные условия в общеобразовательном классе.

Вариант 3 Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченнымивозможностями здоровья (вариант 1 федерального государственного образовательного стандартао умственной отсталости (интеллектуальных нарушениях)) предполагает выдачу свидетельства об обучении. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа имеет еще более существенные отличия в содержательном и организационном разделах.

Вариант 4 Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченнымивозможностями здоровья (вариант 2 федерального государственного образовательного стандартао умственной отсталости (интеллектуальных нарушениях)) означает необходимость получения образования по специальной индивидуальной программе развития. Подобные программы принципиально отличаются по содержанию и формам организации образовательного процесса; специальные условия, позволяющие работать с ребенком, в каждом случае конкретизируются психолого-медико-педагогической комиссией. В большинстве случаев условия, соответствующие особым образовательным потребностям таких обучающихся, могут быть созданы, в том числе на базе различных центров, реализующих комплексную помощь детям с ОВЗ.

Таким образом, образовательная организация самостоятельно определяет уровень обучения лица, переведенного на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану. Однако стоит учитывать, что поскольку обучение по адаптированным программам и обучение по индивидуальному учебному плану рассматриваются как альтернатива повторному обучению, они происходят без обратного перевода на класс ниже (продолжается образование в том же классе как условно переведённых).

Данный ответ подготовлен при участии студентки 4 курса факультета права НИУ ВШЭ А. Безруковой.

Раздел комментариев: 
Статьи 273-ФЗ: 
Поделиться: