В новых санитарных правилах от 28 сентября 2020 г. СП 2.4.3648-20 не прописана возможность объединения в малокомплектных сельских школах детей из разных классов в один комплект, что допускалось ранее. Но наличие малокомплектных школ сохранилось и количество детей на уровне начального образования осталось незначительным. Значит, теперь нельзя объединять детей из разных классов в один комплект с 01 января 2021 г. с момента введения новых санитарных правил? Может имеются иные возможности рассмотрения этой проблемы в пользу объединения в один класс-комплект?

Согласно п. 21 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного Приказом Министерства просвещения РФ от 28 августа 2020 г. № 442, при проведении учебных занятий в малокомплектных Организациях допускается объединение в группы обучающихся по образовательным программам начального общего образования из нескольких классов в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативам. Однако, хоть данное положение и действительно, оно ссылается на положение утратившие 01 января 2021 г. силу правила СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». Хоть положения Приказа Министерства просвещения об утверждении «Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» и считаются действительными, но нормы СанПиН на которые они ссылаются уже утратили силу, а данная ссылка не была изменена на положения новых санитарных правил от 28 сентября 2020 г. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». В связи с этим, сослаться на положения Приказа Министерства просвещения для объединения классов в один комплект представляется не самым надежным и верным способом.

Стоит отметить, что несмотря на то, что в новых санитарных правилах прямо не прописана возможность объединения в малокомплектных сельских школах детей из разных классов в один комплект, это не запрещается. Данный вывод можно сделать из положений пункта 3.4.14. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», вступивших в силу с 01.01.2021. Согласно данному пункту, количество обучающихся в классе определяется исходя из расчета соблюдения нормы площади на одного обучающегося, соблюдении требований к расстановке мебели в учебных кабинетах, а комплектование классов (групп) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья проводится в зависимости от указанной в пункте 3.1.1 Правил категории обучающихся. Исходя из этой нормы, можно сказать, что положения новых санитарных правил допускают объединения классов в один комплект, устанавливая специальные нормы лишь для классов с учениками с ограниченными возможностями, а для класса без таких учеников устанавливая правило о том, чтобы количество обучающихся соответствовало соблюдениям нормы площади на одного ученика.

Так или иначе, согласно положению Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам (за исключением образовательных программ высшего образования, реализуемых на основе образовательных стандартов, утвержденных образовательными организациями высшего образования самостоятельно), разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ. (п. 6 ст. 12). Более того, согласно ч. 3 п. 6 ст. 28 данного ФЗ к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации. Кроме того, согласно положению ст. 30 данного ФЗ указывает «Образовательная организация принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся. При принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников образовательной организации, включая рабочую программу воспитания и календарный план воспитательной работы, учитывается мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся, а также в порядке и в случаях, которые предусмотрены трудовым законодательством, представительных органов работников (при наличии таких представительных органов)».

Таким образом, если будет принят локальный нормативный акт, утверждающий возможность объединения классов в один комплект, то такое объединение возможно, если нормы данного локального нормативного акта не будут ухудшать положение обучающихся или работников образовательной организации по сравнению с положением, установленным законодательством.

Ответ подготовлен при участии студентки 4 курса факультета права Когониа Р.Д.

Раздел комментариев: 
Тэги вопросов: 
Поделиться: