Я – представитель частной школы. Мы работаем с детьми с ограниченными возможностями здоровья, у нас небольшие контингенты, невысокая наполняемость. Мы должны получить на этих детей региональный норматив. Но он в восемь раз меньше реальных затрат на реализацию программы. Как нам поступить, можно ли получать деньги с родителей за какие-то другие услуги, может быть, платные услуги, без которых мы не возьмем детей на школьные программы? Присмотр и уход? Отказаться от норматива мы не можем, и брать деньги за школьные программы, получается, тоже, а на практике они сильно дороже, мы не можем работать за норматив, у нас не работает эффект масштаба, как в муниципальных школах, и контингент специфический…

Действительно, в случае, если ваша частная школа получает субсидию на компенсацию затрат по реализации программ общего образования из бюджета, вы не вправе взимать за эту же услугу средства с родителей (законных представителей) обучающихся. Согласно статье 101 Федерального закона № 273-ФЗ, платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.

Оказывать дополнительные услуги обучающимся (дополнительные платные образовательные услуги сверх программы общего образования, услуги по присмотру и уходу и т.п.) за плату школа право имеет, однако она не имеет права обусловить приобретением платных услуг оказание бесплатной услуги общего образования. Исходя из законодательства о защите конкуренции, это незаконно.

Школа может быть образовательной организацией – интернатом, и взимать плату за содержание ребенка в интернате, либо работать в качестве организации полного дня, и взимать плату за посещение групп продленного дня. Однако на основании ч. 9 ст. 66 Федерального закона № 273-ФЗ, не допускается включение расходов на реализацию образовательной программы начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования в родительскую плату за содержание детей в образовательной организации, имеющей интернат, за осуществление присмотра и ухода за ребенком в группах продленного дня в таких организациях. Таким образом, отнести расходы на ведение образовательной деятельности на родительскую плату, взимаемую за содержание ребенка в интернате либо за услугу по присмотру и уходу, будет незаконно.

Подводя итог, профинансировать образовательную деятельность за счет обязательного заключения договоров об иных платных образовательных услугах, и включив плату за эту услугу в размер родительской платы за иную услугу, будет невозможно.

Вместе с тем, школа не обязана получать возмещение затрат в связи с реализацией программ общего образования. И в этом смысле может вести эту деятельность как полностью платную, взимая с родителей полную стоимость оказания услуги.

Согласно статье 8 Федерального закона № 273-ФЗ, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, посредством предоставления указанным образовательным организациям субсидий на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами. Однако обязанности получать такое возмещение Федеральный закон не предусматривает.

Согласно статье 78 Бюджетного кодекса, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров), выполнением работ, оказанием услуг.

Частью 3 данной статьи предусматривается право (а не обязанность) получения данных субсидий, частью 5 – предоставление субсидий на основе договоров (соглашений) о предоставлении субсидий, для заключения которых необходимо согласование воль двух сторон. Таким образом, без желания образовательной организации предоставить ей подобную субсидию невозможно. В связи с этим возможно не получать субсидию, и оказывать услугу по предоставлению общего образования в качестве платной услуги.

Несмотря на это, представляется целесообразным получить заявление от родителей (законных представителей) обучающихся о том, что  они отказываются от возмещения затрат и предпочитают обучать детей на платной основе по договору (зато с соответствующим высоким качеством образовательной услуги, невысокой наполняемостью и т.п.).