Общее образование

  • Порядок приема в первый класс

    В новом порядке приема (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 02.09.2020 г. № 458) установлены сроки первой волны приёма — с 1 апреля по 30 июня (п. 17 Порядка). Именно в этот период принимаются заявления как у проживающих на территории, так и у обладающих правом первоочередного и преимущественного приёма.
    Соответственно внутри первой волны сначала в список для зачисления вносятся первоочередные категории (п. 9 Порядка), потом братья и сестры (п. 12 Порядка), потом проживающие на территории. Указанная очередность подтверждается судебной практикой (Решение Верховного Суда РФ от 01 июня 2020 г. № АКПИ20-129).
    Вторая волна для не проживающих на данной территории первоклассников (за исключением братьев и сестер) начинается 6 июля и заканчивается 5 сентября.

  • Может ли ребенок пройти обучение в первом классе повторно?

    Повторно пройти обучение в первом классе не получится, поскольку в первом классе нет аттестации, соответственно, нельзя будет остаться на повторное обучение и т.д. Более того, услуга по предоставлению образования со стороны государства будет считаться полученной, а повторное получение этой услуги не предусматривается.
    Вы может или рискнуть и ждать место в желаемой школе на следующий год, или планировать перевод в данную школу после окончания первого класса — во второй (это возможно в том случае, если там будут места).

  • Изменение учителем выставленной оценки

    Вопрос выставления оценок напрямую не регулируется законодательством. Обычно правила выставления оценок устанавливаются собственными актами школы. На сайте школы в разделе «документы» должен быть размещен акт, например, «Положение о системе оценок» или «Положение о выставлении текущих и итоговых оценок» (может называться по-разному). В этом документе описывается порядок выставления годовых оценок, в том числе, в спорных случаях.
    Если у школы такой акт отсутствует, то решение о наиболее подходящей оценке остаётся за учителем (как часть его свободы выбора методов обучения и пр., п. 2 ч. 3 ст. 47 Закона об образовании).
    Однако в данном случае возникает вопрос, который касается профессиональной этики: насколько с моральной или этической стороны правильно, если учитель меняет уже выставленные оценки без объяснения. Этот вопрос может обсуждаться в комиссии по этике (если имеется), на педагогическом совете, с руководством школы, чтобы выяснить обстоятельства дела и не допустить нарушения прав как ребенка (как минимум, право на поощрение и уважение достоинства) и прав учителя (свобода от вмешательства в профессиональную деятельность).

  • Ограничение родительских прав

    Начать следует с разъяснения некоторых норм семейного законодательства. Ограничение родительских прав — это отобрание ребёнка у отца и (или) матери без лишения их родительских прав. Эта мера направлена на защиту детей от опасности или вредного воздействия, которые оказываются на них при проживании с отцом или матерью. Ограничение родительских прав нередко путают с их лишением, однако эти меры имеют между собой определенные отличия. Лишение родительских прав простыми словами можно назвать крайней мерой привлечения к ответственности родителей, когда отсутствует возможность иначе защитить права и интересы ребёнка.

    При вынесении решения об ограничении родительских прав наступает ряд определённых последствий. Согласно ст. 74 Семейного кодекса Российской Федерации, прежде всего, утрачиваются следующие права на ребенка:
    • на его личное воспитание;
    • на получение различных видов помощи от государства, которые предоставляются для детей (льгот, пособий).

    Мать не лишается права получать информацию о ребенке, не лишается прав, установленных ст. 44 Закона об образовании (родитель несовершеннолетнего обучающегося имеет право, в том числе, знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей), но в любом случае важно ознакомиться с решением суда.

    Мать вправе получать информацию о ребенке от общеобразовательного учреждения так часто и в таком объеме, как ему требуется, обратившись к классному руководителю ребенка или директору общеобразовательного учреждения, если иное не закреплено уставом школы. Информация о поведении учащегося может быть получена как в устной, так и в письменной форме, об успеваемости – может быть предоставлен доступ к электронному дневнику.

    Ответ подготовлен при участии студентки 4 курса факультета права Тимофеевой А.И.

  • Использование и хранение рабочих программ в электронном виде

    Рабочие программы и календарно-тематическое планирование является частью образовательной программы согласно определению, данному в ч. 9 ст. 2 Закона об образовании:
    «Образовательная программа — комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации».

    Согласно ч. 3 ст. 28 Закона об образовании к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся:
    1) разработка и принятие правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, иных локальных нормативных актов;
    6) разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации.

    Но не стоит забывать про ч. 3 ст. 30 Закона об образовании, согласно которой:
    «При принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников образовательной организации, включая рабочую программу воспитания и календарный план воспитательной работы, учитывается мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся, а также в порядке и в случаях, которые предусмотрены трудовым законодательством, представительных органов работников (при наличии таких представительных органов)».

    Образовательная организация имеет относительную свободу действий при составлении названных выше актов, главное — учитывать мнения всех субъектов, перечисленных в законе.

  • Допустимо ли проведение сдвоенных уроков при организации обучения на дому

    Согласно ч. 10 ст. 66 Закона об образовании «Для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования организуется на дому или в медицинских организациях». Из чего следует, что ребенок, обучающийся на дому, обучается в образовательной организации, просто временно не может посещать ее физически.

  • Перевод детей с уровня начального общего образования на уровень основного общего образования

    Ч. 1 ст. 58 Закона об образовании предусматривает, что освоение образовательной программы (за исключением образовательной программы дошкольного образования), в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией.

    Согласно ч. 8 ст. 58 Закона об образовании обучающиеся, не прошедшие промежуточную аттестацию по уважительным причинам или имеющие академическую задолженность, переводятся в следующий класс или на следующий курс условно. При этом академической задолженностью признаются неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин (ч. 2 ст. 58 Закона об образовании).

    Согласно ч. 5 ст. 66 Закона об образовании начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование являются обязательными уровнями образования. Обучающиеся, не освоившие основную образовательную программу начального общего и (или) основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования.

    Таким образом, обучающиеся, получившие неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по результатам освоения программы начального общего образования по одному или нескольким учебным предметам, а также обучающиеся, не прошедшие ее, не могут быть переведены на уровень основного общего образования, так же как и не могут быть переведены условно.

    В связи с вышеизложенным, представляется, что учащийся может перейти с уровня начального общего образования на уровень основного общего образования только при отсутствии академической задолженности.

  • Отзыв согласия на обработку персональных данных в школе

    Согласно ст. 3 Закона об образовании обезличивание персональных данных – это отдельная операция с данными, которая входит в понятие «обработка персональных данных».

    Обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных (ст. 6 Закона об образовании).

    Если Вы родитель (законный представитель) и Вами было отозвано согласие на обработку персональных данных, и Вы отказались от услуги «Электронный дневник школьника», подав в простой письменной форме заявление на имя директора общеобразовательной организации, то школа (оператор) должна отозвать поручение третьему лицу (Дневник.ру) на обработку персональных данных вашего ребенка. Электронный дневник, в свою очередь, должен прекратить любые операции по обработке персональных данных обучающегося.

    В противном случае Вы праве обжаловать действия или бездействие оператора в уполномоченный орган (Роскомнадзор) или восстановить свое право в судебном порядке, включая право на возмещение убытков и (или) компенсацию морального вреда (ст. 17 Закона об образовании).

    Принудить общеобразовательную организацию к ведению бумажного журнала при наличии альтернативного электронного нельзя. Порядок ведения классного журнала определяется локальным актом организации.

    Однако если Вы отозвали согласие на обработку персональных данных и отказались от услуги «электронный дневник», то в соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки России от 15 февраля 2012 г. № АП-147/07 специально для Вас должно быть обеспечено информирование о результатах обучения не реже чем один раз в неделю с использованием распечатки результатов.

    Помните, что знакомиться с оценками успеваемости своих детей — это ваше право, закрепленное в ст. 44 Закона об образовании.

    Ответ подготовлен при участии студента 4 курса факультета права Жихарева Д.А.

  • Процедура перевода из одной образовательной организации в другую

    Согласно п. 2 ст. 61 Закона об образовании образовательные отношения могут быть прекращены досрочно по инициативе обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося. При этом в законе не содержится закрытого перечня случаев, в которых это может быть сделано по инициативе обучающегося или его родителей (законных представителей). В качестве примера в этом же пункте указано, что образовательные отношения прекращаются досрочно «в том числе в случае перевода обучающегося для продолжения освоения образовательной программы в другую организацию, осуществляющую образовательную деятельность».

    Следовательно, обучающийся, его родители (законные представители) вправе самостоятельно решить, на каком основании происходит прекращение образовательных отношений.

    Обращаем внимание, что в случае перевода из одной образовательной организации в другую действует особая процедура, закрепленная в приказе Министерства образования и науки РФ от 12 марта 2014 г. № 177 "Об утверждении Порядка и условий осуществления перевода обучающихся из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности" (далее — Порядок).

    В соответствии с п. 6 Порядка в заявлении совершеннолетнего обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося об отчислении в порядке перевода в принимающую организацию указываются:
    а) фамилия, имя, отчество (при наличии) обучающегося;
    б) дата рождения;
    в) класс и профиль обучения (при наличии);
    г) наименование принимающей организации. В случае переезда в другую местность указывается только населенный пункт, субъект Российской Федерации.

  • Адаптированная образовательная программа, ГВЭ

    Согласно п. 28 ст. 2 Закона об образовании "Адаптированная образовательная программа — образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц”.

    В соответствии с п. 4 ст. 79 Закона об образовании образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

    Приказом Минпросвещения России, Рособрнадзора от 07 ноября 2018 г. № 189/1513 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования" установлено, что государственный выпускной экзамен (далее - ГВЭ) является одной из форм проведения ГИА. ГВЭ проводится с использованием текстов, тем, заданий, билетов — для обучающихся следующих категорий:
    1) осваивающих образовательные программы основного общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа;
    2) осваивающих образовательные программы основного общего образования в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
    3) с ограниченными возможностями здоровья: детей-инвалидов, а также инвалидов, осваивающих образовательные программы основного общего образования.

    Согласно п. 5 ст. 79 Закона об образовании отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, создаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Страницы

Поделиться: