Образовательное право для школы

Статья 55

  • Получение основного общего образования

    Ваша дочь, как и любой другой гражданин РФ в независимости от ограничений по здоровью, отставания в развитии, а также полученной ранее профессии, согласно ст. 43 Конституции РФ имеет право бесплатно получить основное общее образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Предельный возраст получения образования не ограничен.
    В письме Министерства просвещения РФ от 2 ноября 2018 г. № ТС-459/07 «О получении общего образования лицами с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» дается четкое разъяснение о том, что свидетельство об обучении, которое выдается по окончании специальной школы-интерната, не является документом об уровне образования.
    Такое свидетельство об обучении дает право на прохождение профессиональной подготовки по специальностям, рекомендованным для лиц с нарушением интеллекта, в соответствии с Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения, утвержденным Приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 26 августа 2020 г. № 438. Судя по наличию свидетельства о профессии «Повар 2 разряда», Ваш ребенок воспользовался данным правом.
    В вышеупомянутом письме Минпросвещения России есть также пояснение, что лицо, получившее свидетельство об обучении и профессиональное обучение, вправе продолжить обучение по программам основного общего образования.

  • Адаптированная образовательная программа, ГВЭ

    Согласно п. 28 ст. 2 Закона об образовании "Адаптированная образовательная программа — образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц”.

    В соответствии с п. 4 ст. 79 Закона об образовании образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

    Приказом Минпросвещения России, Рособрнадзора от 07 ноября 2018 г. № 189/1513 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования" установлено, что государственный выпускной экзамен (далее - ГВЭ) является одной из форм проведения ГИА. ГВЭ проводится с использованием текстов, тем, заданий, билетов — для обучающихся следующих категорий:
    1) осваивающих образовательные программы основного общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа;
    2) осваивающих образовательные программы основного общего образования в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
    3) с ограниченными возможностями здоровья: детей-инвалидов, а также инвалидов, осваивающих образовательные программы основного общего образования.

    Согласно п. 5 ст. 79 Закона об образовании отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, создаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

  • Зачисление в коррекционную школу

    Ограничений в законодательстве, посвященных возрасту, при которых инвалиду с ОВЗ после окончания 4 классов коррекционной школы нельзя продолжать получение образования, нет.
    В соответствии с ч. 3 ст. 55 Федерального закона № 273-ФЗ Вам нужно получить рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии по продолжению получения образования, затем найти удобную для себя образовательную организацию (школу), осуществляющую образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным программам.
    После выполнения этих действий с Вашего согласия Ваш ребенок сможет быть зачислен в указанную образовательную организацию и сможет продолжить получение образования.

    Ответ подготовлен при участии студента 4 курса факультета права НИУ ВШЭ: Удилина А.И.

  • В образовательную организацию в декабре пришел учащийся из СПО. Можем ли отказать в приеме, если есть свободные места?

    В соответствии со статьей 48 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ, если в школе есть свободные места, отказ в приеме в общеобразовательную школу является незаконным.
    В соответствии со статьей 28 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ, «образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов». Её автономность и самостоятельность также выражается при зачислении обучающегося в определенный класс. При затруднении соотнесения программы обучения, согласно которому обучающийся проходил с программой обучения образовательной организации, в которую обучающийся поступает, вопрос о принятии обучающегося в тот или иной класс решает образовательная организация путем проведения оценочной процедуры. Таким образом,так как программа 10-11 класса не была освоена в полном объеме, то будет проводиться оценочная процедура.Как правило, согласно локальным актам образовательной программы формируется специальная комплексная комиссия, в компетенцию которой входит изучение личного дело обучающегося и проведение соответствующих мероприятий в целях оценки объема и качества его знаний. Если учащийся является несовершеннолетним лицом, то родители несут за него ответственность, и от их лица будет согласие на зачисление в школу (ст. 54 и 55 273-ФЗ). Договор об образовании заключается с законными представителями (родителями) несовершеннолетнего лица. На проведение оценочной процедуры согласие родителей не требуется.
    Итоговое сочинение учащийся может написать в феврале или в мае вместе с лицами получившими «незачет».

    Ответ подготовлен при участии студента 4 курса факультета права НИУ ВШЭ: Рашидовой А.Р.

  • Зачисление в школу

    В соответствии со ч. 1 ст. 55 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ прием на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность (далее – ОООД), проводится на принципах равных условий приема для всех поступающих, за исключением лиц, которым в соответствии с настоящим Федеральным законом предоставлены особые права (преимущества) при приеме на обучение.
    Правила о предоставлении первоочередного права на зачисление в школу содержатся в ряде федеральных законов (ч. 6 ст. 46 ФЗ « О полиции» №3-ФЗ, ч. 14 ст. 3 ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" №283-ФЗ, ч. 6 ст. 19 ФЗ "О статусе военнослужащих" №76-ФЗ). Также подобные льготы могут устанавливаться региональным законодательством. Наличие у лица первоочередного права на зачисление в школу означает, что его заявление о зачислении будет рассматриваться в первую очередь, вне зависимости от времени подачи.

  • Перевод студента на другую программу.

    Согласно статье 55 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", прием на обучение в организацию осуществляющую образовательную деятельность проводится на принципах равных условий приема для всех поступающих с целью освоения всей образовательной программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в том числе в части требований к сроку освоения образовательной программы.

    Прием на обучение по образовательной программе среднего профессионального образования осуществляется в соответствии с частью 4 статьи 68 Федерального закона № 273-ФЗ и Порядком приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 23.01.2014 № 36.

    Кроме того, в письме Минобрнауки России от 17.03.2015 N 06-259 «О направлении доработанных рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования» рассматривается ситуация, когда среднее общее образование ученик получает параллельно с освоением программы ППССЗ. По смыслу закона, говорить о получении учеником среднего общего образования можно только в момент завершения им обучения по программе ППССЗ, предусматривающей прохождение данной ступени образования.  

    Следовательно, для поступления на образовательную программу на базе среднего общего образования ученику необходимо завершить предыдущую стадию получения образования. Если в течении 1 курса студентом была в полном объеме освоена образовательная программа, тогда возможно говорить о возможности его зачисления на 1 курс на базе среднего общего образования. В ином случае, такая возможность отсутствует. 

  • может ли ребёнок, который обучается в коррекционной школе VIII вида, быть переведён в общеобразовательную школу по желанию родителей. Какие документы предъявляются в общеобразовательную школу при переводе? (решение ПМПК?) Каким образом в этом случае общ

    Коррекционные учреждения VIII вида (в терминологии прежнего законодательства об образовании) создавались для обучения и воспитания детей с умственной отсталостью с целью коррекции отклонений в их развитии средствами образования и трудовой подготовки, а также социально-психологической реабилитации для последующей интеграции в общество. 

    В настоящее время в вопросе о переводе учащегося из специального (коррекционного) образовательного учреждения (отдельной организации, реализующей адаптированную основную  общеобразовательную программу, - в терминологии нового Федерального закона № 273-ФЗ) в общеобразовательную организацию необходимо руководствоваться следующим:

    В соответствии с частями 4 и 5 ст. 79 Федерального закона № 273-ФЗ образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность. 

    Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой (ч. 1 ст. 79 данного Федерального закона). Адаптированной образовательной программой считается образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц (пункты 16, 28 ст. 2 Федерального закона № 273-ФЗ).

  • В соответствии с ч. 9 ст. 58 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" обучающиеся в образовательной организации по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, не ликвидировавшие в устано

    Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся вправе определять продолжение обучения несовершеннолетнего по адаптированной образовательной программе или выбрать обучение по индивидуальному учебному плану. При этом ч. 3 ст. 55 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"определяет особый порядок приема детей на обучение по Адаптированной основной общеобразовательной программе- только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогических комиссий. 

    Также имеется Письмо Минобрнауки России от 23.05.2016 N ВК-1074/07 «О совершенствовании деятельности психолого-медико-педагогических комиссий», где содержится следующее, что в соответствии со статьей 79 ФЗ-273 и п. 2.4 Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченнымивозможностями здоровья реализация Адаптированной основной общеобразовательной программыначального общего образованияможет быть организована как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях. Вместе с тем, существует определенная логика соотнесения рекомендованного варианта Адаптированной основной общеобразовательной программыс условиями получения образования. Основным механизмом реализации Адаптированной основной общеобразовательной программыявляется учебный план, в том числе индивидуальный учебный план.

  • Могу ли я в возрасте 37 лет получить среднее общее образование в общеобразовательном учреждении (не в профессиональном)? Разъясните в какой форме я это могу сделать и куда мне обращаться? Имеет ли право школа отказать мне в получении данного образования?

    В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование статьей 43 Конституции РФ. Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

    В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего исреднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые. (пунктами 1, 2, 3 статьи 5 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.03.2018) "Об образовании в Российской Федерации" – далее Закон об образовании). 

    С учетом закрепленных гарантий гражданину, желающему получить среднее общее среднее образование не может быть отказано, в том числе в связи с достижением возраста 18 лет. 

    Гражданин имеет право выбирать формы получения образования. Согласно статье 17 Закона об образовании, и пункт 3 Приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1015 (ред. от 17.07.2015) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 N 30067), в России среднее общее образование можно получить как в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, так и вне организаций – в форме семейного образования и самообразования.

  • Можно ли отказать в приеме ребенка на обучение в дошкольную образовательную организацию (государственную, муниципальную) по причине проживания семьи за пределами территории, закрепленной учредителем за данной организацией в целях приоритетного зачисления

    Нет, нельзя, если имеются свободные места. Общие требования к приему на обучение в организацию, осуществляющую...

Страницы

Поделиться: