Нормативные основы отбора содержания образования в школах РоссииПрезидент Российской Федерации 29 декабря 2012 г. подписал Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (далее мы его будем называть принятым или новым законом), который получил номер № 273-ФЗ. Законопроект концептуально заменяет действующие законодательные акты в области образования новым – единым, современным законом, развивающим нормативное регулирование в сфере образования. Основная часть закона вступит в силу 1 сентября 2013 года. Попробуем посмотреть, как в Российской школе с первого сентября 2013 года будет формироваться содержание образования, кто его будет и сможет определить, в каких документах и как оно будет отражено, какие изменения грядут в самом ближайшем времени и в среднесрочной перспективе. Вопрос это не только важный, но еще и, как это принято сейчас говорит резонансный - то один чиновник устроит, скандал про литературу, то другой депутат продемонстрирует незнание этого вопроса и взбудоражит дремлющую общественность. То вдруг родители найдут у ребенка подметную книгу, то работодатели вспомнят про инженерное образование и содержание естественно научных предметов, а то служители культа отметятся рядом с теорией Ч.Дарвина. В общем можно продолжать и продолжать. Да, а еще и сами педагоги не прочь устроить заварушку «все пропало!» по поводу своего предмета (замечу, что это совсем никак не зависит о того, что, собственно говоря, педагоги преподают) и часов, выделяемых на него, – они собираются на съезд и начинают себя и всех убеждать в важности своего предмета и писать о необходимости выделения часов на него. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования (далее ФГОС) установлены в соответствии с частью 5 статьи 43 Конституции России, которая говорит о том, что «Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты…». Для начала посмотрим, как это выглядело раньше в законе «Об образовании». Разработку стандарта регламентировало правительство России. Стандарт был источником и основой примерной основная образовательная программа, а вот уже на ее основе школы готовили свои образовательные программы, которые и были для них основным рабочим документом, определявшим содержание образования и еще много чего. Стандарт для школ не был документом прямого действия, он реализовывался через программу. Собственно говоря, действовала такая простая линейная схема: Примерная основная образовательная программа должна обеспечивать достижение обучающимися (воспитанниками) результатов освоения основных образовательных программ, установленных соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами В настоящее время утверждены ФГОС для:
Иногда их называют новыми или второго поколения, но на самом деле они единственные, поскольку все, что было до этого, называлось как то стыдливо элементами ФГОС, и до этого образовательные стандарты никогда легитимно не утверждались. По планам Минобрнауки России массовый переход на обучение старшеклассников с учетом новых требований начнется в 2020 году. С 2011 года по новым федеральным образовательным стандартам начали учить в начальной школе (первый-четвертый классы), в 2012 году начат переход на новый стандарт основной школы (пятый-девятый классы), в 2013 году - старшей (10-11 классы), ФГОС старших классов станет обязательным для всех российских школ, предположительно, с 2020 года. В ряде регионов введение стандарта старшей школы планируют начать чуть позже, например, в Челябинской области <1> только с 1 сентября 2015 года ряд учебных заведений перейдет на обучение по новым стандартам. Появление полноценного стандарта означает, что требование части 5 статьи 43 Конституции России, которая говорит о том, что «Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты…» через 19 лет выполнены! На сайте Минобрнауки России размещена Примерная основная образовательная программа начального общего образования, для средней и старшей школы программ пока нет. Сейчас, в связи с принятием Закона "Об образовании в Российской Федерации» ситуация должна измениться. Есть стандарт и примерная основная программа, которая формируется на основе стандарта, а вот образовательная программа организации, осуществляющей образовательную деятельность, теперь разрабатывается школой в соответствии со стандартом и с учетом примерной программы. Если попытаться перевести на более понятный язык, то стандарт становится документом прямого действия и более важным, нежели примерная программа. Схематично все должно быть устроено так: Но это только схематично и в общих чертах. В данном случае важны детали, вот на них мы и постараемся остановиться.
1. Отбор содержания в рамках образовательного законодательства 1.1 Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования. Федеральный закон от 29.12.2012 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» содержит определение стандарта: федеральный государственный образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. По сути, это мало отличается от того, что было определено законом Российской Федерации «Об образовании» в котором говорилось, что: «В Российской Федерации устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию». На уровне определения, стандарт это совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня. Дальнейшая конкретизация содержания стандарта в принятом законе не изменилась это требования к: 1) структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему; 2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям; 3) результатам освоения основных образовательных программ. Если меть в виду наше рассмотрение с целью понимание отбора содержания образования, то принятый закон четко определяет его состав и назначение – формирование примерных и основных образовательных программ организаций, осуществляющих образовательную деятельность. С другой стороны принятый закон определяет, что стандарт будет использован еще для целого ряда важнейших функций регулирования, а это в свою очередь позволяет понять каким же должен быть стандарт.
Использование стандарта для определения сроков освоения программ. В законе «Об образовании» сроки освоения образовательных программ определялись целым рядом документов: «Нормативные сроки освоения основных образовательных программ в государственных и муниципальных образовательных учреждениях определяются настоящим Законом, другими принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и (или) типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов либо соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами..». В принятом законе сроки получения образования определяются образовательными стандартами: «Федеральными государственными образовательными стандартами устанавливаются сроки получения общего образования и профессионального образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся». Здесь возникает очень важная особенность, которая заключается в том, что для различных форм обучения, образовательных технологий и отдельных категорий обучающихся могут быть установлены разные сроки освоения одних и тех же образовательных программ и это должно быть определено в стандарте.
Определение форм получения образования. Часть 5 статья 17 говорит о том, что стандарты должны определить формы получения образования и формы обучения по каждому уровню образования, профессии, специальности и направлению подготовки. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования: 1) дошкольное образование; 2) начальное общее образование; 3) основное общее образование; 4) среднее общее образование. Классификация форм получения образования и форм обучения относительно новое явление для российского образования. Покажем на схеме что они из себя представляют: Таким образом, стандарт должен определить две очень важные вещи. Во-первых для каждого уровня образования можно ли его получать в организации и вне организаций, а также может ли оно быть получено в различных формах: очной, очно-заочной, заочной, семейного образования или самообразования. Но это еще не все, поскольку часть 4 статья 17 говорит о том, что допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения. Таким образом, возможных сочетаний может быть достаточно много.
Особенность формирования стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Еще один новый сюжет, связанный со стандартами заключается в том, что теперь в целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования.
Стандарт как инструмент регламентации изучения языков в Российской Федерации. Еще один, очень существенный новый сюжет, связанный со стандартами в принятом законе об образовании это требование регламентации изучения языков. Конституция Российской Федерации устанавливает статус языков, функционирующих на территории Российской Федерации: государственный язык Российской Федерации, государственные языки республик, родные языки. Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык (ст. 68 ч. 1). Статусом государственных языков в республиках Российской Федерации наделены 37 языков (включая 13 языков народов Дагестана) в 20 республиках, в трех республиках и двух автономных округах установлены языки с официальным статусом <2>. В принятом законе изучение языков разделено на три группы, в соответствии с их конституционным статусом: 1. «В образовательных организациях образовательная деятельность осуществляется на государственном языке Российской Федерации, если настоящей статьей не установлено иное. Преподавание и изучение государственного языка Российской Федерации в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. 2. В государственных и муниципальных образовательных организациях, расположенных на территории республики Российской Федерации, может вводиться преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации в соответствии с законодательством республик Российской Федерации. Преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами… 3. Граждане Российской Федерации имеют право на получение дошкольного, начального общего и основного общего образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, а также право на изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации в пределах возможностей, предоставляемых системой образования, в порядке, установленном законодательством об образовании. Преподавание и изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами…». Таким образом, в стандарте общего образования должны найти отражение возможности для изучения как минимум трех групп языков. Отметим что стандарт, действующий сегодня построен на дуальной классификации: государственный язык обучения - родной (нерусский) язык. Но это еще не все, что касается языков обучения. Российская Федерация – многонациональное государство, в котором, по опубликованным Росстатом данным переписи населения 2010 года, проживают представители 194 национальностей. Всероссийская перепись населения 2010 года показала, что население Российской Федерации владеет более чем 277 языками, из них на русском языке говорит 99,41% из числа лиц, указавших владение языками (по результатам переписи населения 2002 года население владело более чем 150 языками, из них на русском говорили 98,2%). Федеральный закон от 17 июня 1996 года № 74-ФЗ "О национально-культурной автономии" прямо регламентирует вопросы отражения в стандарте изучения остальных языков, на которых говорят в Российской Федерации, то есть тех языков которые на относятся к государственному языку Российской Федерации, государственным языкам республик, родным языкам народов России. Национально-культурная автономия в Российской Федерации - это форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой объединение граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры. За гражданами России в рамках национально-культурных автономий закреплено право на получение основного общего образования на национальном (родном) языке и на выбор языка воспитания и обучения: «Граждане Российской Федерации, относящие себя к определенным этническим общностям, имеют право на получение основного общего образования на национальном (родном) языке и на выбор языка воспитания и обучения в рамках возможностей, предоставляемых системой образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации». В целях обеспечения права на получение основного общего образования на национальном (родном) языке и на выбор языка воспитания и обучения национально-культурные автономии могут: «участвовать в разработке федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований, а также примерных основных образовательных программ, реализуемых на национальном (родном) языке и иных языках для государственных и муниципальных образовательных учреждений с обучением на национальном (родном) языке, иных языках.» Такими образом в стандартах должны быть отражены особенности изучения четырех групп языков – трех групп имеющих конституционный статус и иных языков, на которых говорят граждане Российской Федерации.
Итоговая аттестация и государственный контроль (надзор) в сфере образования Поскольку и итоговая аттестация и государственный контроль имеют схожую проблематику во взаимодействии со стандартом, мы сочли возможным для целей нашего рассмотрения их объединить. Понимая при этом разницу в этих инструментах и процедурах их реализации. Итак, «итоговая аттестация представляет собой форму оценки степени и уровня освоения обучающимися образовательной программы». Кажется что все понятно – в программе отражены результаты, для проверки достижения этих результатов создается инструмент по их определению, инструментом проводится измерение, которое отвечает на вопрос освоили учащиеся это содержание или нет, и если освоили, то насколько, или на каком уровне. Однако статья закона, которая конкретизирует процедуры аттестации ситуацию меняет. В ней записано, что «государственная итоговая аттестация проводится государственными экзаменационными комиссиями в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися основных образовательных программ соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта или образовательного стандарта». Примерно такая же ситуация в принятом законе с проведением государственного контроля (надзора) в сфере образования: «Под федеральным государственным контролем качества образования понимается деятельность по оценке соответствия образовательной деятельности и подготовки обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, требованиям федеральных государственных образовательных стандартов посредством организации и проведения проверок качества образования…» Здесь возникает некоторая нестыковка. В стандарте у нас требования к результатам, в программе сами результаты, в результате измерения мы получаем оценку результатов. Логично сравнивать результаты с результатами, а не результаты с требованиями к ним. Вопрос о том, насколько это корректно применительно к школьному обучению далеко не очевиден Если мы рассмотрим прямую аналогию, то это даст нам возможность усомниться: представим что у нас есть требования к программе (любой, не обязательно образовательной), программа и результаты ее реализации. Предложение сравнивать результаты реализации программы не с программой, а с требованиями к ней кажется странными и нелогичными. В случае государственного контроля к проблеме сравнения результата учащихся добавляется проблема «оценки соответствия образовательной деятельности» стандарту. То есть образовательная деятельность и стандарт должны сравниваться, но ведь в стандарте есть только требованиям к результатам, условиям и программам. Наверное, в данном случае можно трактовать определение этого соответствия как «в части регламентируемом образовательным стандартом», поскольку достаточно очевидно, что содержание образовательной деятельности гораздо шире, чем те требования, которые отражены в стандарте. Посмотрим, как требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы определяет действующий стандарт. Он выделяет три группы результатов:
Сегодня язык описания требований таков, что сделать инструмент для определения этих результатов оказывается невозможно. Специалисты по измерениям не знают, как определить «российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину». Если весь этот комплекс является результатами обучения, то он и должен стать предметом единого государственного экзамена. Именно об этом говорит Статья 11 закона «Об образовании в Российской Федерации»: в части 2 «Федеральные государственные образовательные стандарты, за исключением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и соответствующей направленности, независимо от формы получения образования и формы обучения». В линейной ситуации, когда из стандарта формируется примерная программа, на ее основе программа образовательного учреждения можно было надеяться что на каждом этапе или при переходе от требований к результатам проходила бы поэтапная конкретизации описания результата - возможная поэтапная конкретизация целей на примере физической культуры приведена в следующей таблице:
В ситуации нового закона, когда стандарт стал документом прямого действия, он, в части описания результатов, должен быть написан таким языком, чтобы дать возможность определения соответствия результатов освоения обучающимися основных образовательных программ стандарту, стать основой объективной оценки подготовки обучающихся независимо от формы получения образования и формы обучения.
Определение нормативов обеспеченности. В данном случае речь пойдет тоже про язык описания, только применительно к требованиям к условиям реализации основной образовательной программы. Казалось бы, там нужно описать условия, в которых должны учиться развиваться и воспитываться ученики, так оно и есть, однако язык описания этого раздела не дает возможности понять про условия ничего, поскольку условия, как это записано в действующем стандарте должны: «обеспечивать для участников образовательного процесса возможность: достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы в соответствии с учебными планами и планами внеурочной деятельности всеми обучающимися, в том числе одарёнными детьми, детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами» и т.д., в том же залоге. Также построены и требования к материально-техническому оснащению образовательного процесса, которое должно обеспечивать возможность: «реализации индивидуальных учебных планов обучающихся, осуществления самостоятельной познавательной деятельности обучающихся; включения обучающихся в проектную и учебно-исследовательскую…» и т.д. Принятый закон требует от стандарта совсем иного, конкретного языка описания. В частности статья 18, которая называется «Печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы» говорит о том, что нормы обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями в расчете на одного обучающегося по основной образовательной программе устанавливаются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами. Наверное, можно представить себе конструкцию фразы «нормы обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями в расчете на одного обучающегося по основной образовательной программе должны обеспечивать: «реализацию индивидуальных учебных планов обучающихся, осуществление самостоятельной познавательной деятельности обучающихся; включения обучающихся в проектную и учебно-исследовательскую деятельность…» и далее по старому тексту. Однако такая конструкция вряд ли кого-нибудь устроит.
Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий Законопроект принес изменения и в технологии обучения, возможность реализации части из них он закрепил непосредственно. Появилась статья 16, которая называется «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий». Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников. Вопрос о том, какие должны быть требования к условиям организации образовательного процесса при дистанционном или электронном обучении еще только предстоит определить, или сказать о том, что это излишне.
1.2 Образовательные программы. Образовательные стандарты не содержат учебные планы с количеством часов, не содержат конкретное содержание образования в виде правил, законов, произведений или событий которые обязательны для обучения. В соответствии с принятым законом именно образовательные программы определяют содержание образования. Исключительным правом на это обладает школа - часть 5 статьи 12 принятого закона о том, что: «Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность», а статья 28. «Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации» компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относит разработку и утверждение образовательных программ образовательной организации.
Какие программы бывают. Поскольку Федеральный закон «Об образовании в Российский Федерации" часто и с разным смыслом использует название «программа», попробуем разобраться, о чем же идет речь. Закон содержит определения образовательной программы и примерной образовательной программы. Образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов. Схематично определение образовательной программы можно представить следующим образом:
Определение примерной образовательной программы выглядит так: Примерная основная образовательная программа - учебно-методическая документация (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов), определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы;
Если посмотреть чем они отличаются, то окажется, что таких отличий несколько: 1. Примерная программа должна определять условия образовательной деятельности, а образовательная программы только организационно-педагогические условия. Условия образовательной деятельности должны включать примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы, однако эти расчеты не требуются в образовательной программе. Можно предположить, что примерная образовательная программа будет использоваться не только для создания образовательных программ, но и для иных целей, например органами государственной власти субъектов Российской Федерации для определение нормативов финансирования, поскольку принятый закон определяет что определение нормативов обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общего образования и нормативных затраты на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования в муниципальных общеобразовательных организациях проводится в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. 2. Образовательная программа в отличии от примерной содержит блок связанный с комплексом форм аттестации и соответствующих оценочных и методических материалов. В данном случае можно предположить, что либо эти материалы школа должна разрабатывать самостоятельно, либо они будут содержаться в стандарте и школы могут пользоваться этим источником напрямую, минуя примерную программу. С одной стороны закон достаточно четко определил состав образовательной программы школы, а с другой он говорит о том, что образовательный стандарт должен определить требования к «структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему». В настоящее время образовательный стандарт определяет, что образовательная программа школы должна содержать такие элементы как программу развития универсальных учебных действий, программу воспитания и социализации обучающихся, программа коррекционной работы, определяет классно-урочную форму ведения учебного процесса и т.д. То есть действующий стандарт, существенно расширяет содержание образовательной программы школы, которое определено законом. Можно предположить, что этот вопрос нуждается в дополнительном широком обсуждении. Мы посмотрели на то, что есть в определениях, далее закон предлагает более широкую классификацию образовательных программ для системы образования Для рассматриваемых нами основных образовательных программ общего образования: Закон «Об образовании» - существующая нормативная база предполагал, что примерная образовательная программа будет одна на уровень образования. В настоящее время на официальном сайте министерства образования и науки размещена только одна примерная программа для начального общего образования. При этом ни ответственность за содержание этой программы, ни ее авторство, ни порядок разработки не определены. В принятом законе ситуация в корне меняется. Принятый закон установил, что примерные основные образовательные программы разрабатываются на основе федеральных государственных образовательных стандартов, что порядок разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ устанавливаются министерством, что реестр примерных основных образовательных программ, является государственной информационной системой, а информация, содержащаяся в реестре, является общедоступной. Таким образом, представленная схема является достаточно ясной и понятной. На основе стандарта разрабатываются программы, которые размещаются в реестре, программ будет много. Организации, осуществляющие образовательную деятельность разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ. Вместе с тем за бортом этой схемы осталась очень важная часть отбора содержания образования, обеспечение вариативности. Обратимся на пару страниц выше, что бы вспомнить, что образовательная программа это такой большой документ, который содержит рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) и т.д. Здесь появляется еще один вид программ – рабочие программы учебных курсов. То есть при всем многообразии русского языка получилась не очень удобная конструкция программа в программа и в программе. Чтобы представить какой сумбур сейчас творится в головах разработчиков программ, приведем несколько примеров названия книг изданных солидными издательствами. Так в настоящее время разработаны и предложены школам несколько примерных основных образовательных программ образовательного учреждения, среди них: «Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011. — (Стандарты второго поколения). — ISBN 978-5-09-019043-5», отметим, что программа вышла в 2011 году, в то время как стандарт был утвержден в 2012. Если говорить о примерных программах отдельных учебных курсов, то они идут под грифом примерных программ, например «Русский язык и литература. Примерные программы среднего (полного) общего образования». Львова, С.И.; Ланин, Б.А. и др. Серия: Современное образование; или «Примерные программы среднего (полного) общего образования: русский язык и литература (10-11 классы)». Под общей редакцией академика РАО М.В. Рыжакова. Можно надеяться, что к новой классификации со временем все привыкнут, но вопрос совсем в другом. Сегодня многообразие содержания определяется именно многообразием программ учебных курсов, и следующих за ними, или их определяющих учебников и учебных пособий. Существующая конструкция закона многообразия программ учебных курсов не предполагает. В том случае если мы переходим от многообразия программы учебных курсов, к многообразию примерных образовательных программ, то потенциально есть почва для возникновения целого ряда проблем. В силу грандиозности объема содержания и разнообразия материалов в примерных образовательных программах в России найдется очень немного структур, которые могут разработать оригинальные альтернативные примерные образовательные программы. В таких условиях встает вопрос о том, могут ли авторы программ учебных курсов, читай учебников, предлагать свою продукцию в качестве элемента образовательной программы. Допустим я автор оригинального и хорошего учебника математики. Сделать полностью образовательную программу у меня нет ни ресурсов, ни возможностей, ни желания. Могу ли я взять имеющуюся образовательную программу, заменить в ней курс математики на свой оригинальный и представить ее для регистрации. Если ответ «нет», то мы лишаемся инструмента развития содержания образования. Если ответ «да», то мы получим несколько тысяч примерных программ отличающихся несущественно, если смотреть на полный объем примерной образовательной программы. Можно только надеяться на то, что министерство найдет способ выхода их этой ситуации в рамках разработки подзаконных актов в этой области. По использованию примерных образовательных программ и разработки образовательных программ организациями принятый закон содержит важный сюжет, связанный с сетевой формой организации образования, в этом случае для организации реализации образовательных программ с использованием сетевой формы несколькими организациями, осуществляющими образовательную деятельность, такие организации также совместно разрабатывают и утверждают образовательные программы. То есть появляется еще один элемент многообразия – совместные программы.
2. Иные законодательные источники формирования содержания образования в Российской школе. Кроме, образовательного законодательства, определяющего основы формирования содержания образования существует целый ряд федеральных законов, которые непосредственно вводят обязательность изучения того или иного содержания образования. Несомненно, что разработчики подзаконных нормативно-правовых актов, регламентирующих процедуры и порядки создания стандартов и программ, а так же сами разработчики стандартов и примерных образовательных программ должны это учитывать и реализовывать Так, Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" фиксирует обязательное проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности. Для системы общего образования оно конкретизировано: «Обязательное обучение детей в дошкольных образовательных организациях и лиц, обучающихся в образовательных организациях, мерам пожарной безопасности осуществляется соответствующими организациями по специальным программам, согласованным с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности». Федеральный закон от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в статье 36. предусматривает обязательное гигиеническое воспитание и обучение: «Гигиеническое воспитание и обучение граждан обязательны, направлены на повышение их санитарной культуры, профилактику заболеваний и распространение знаний о здоровом образе жизни». Гигиеническое воспитание и обучение граждан осуществляются в процессе воспитания и обучения в дошкольных и других образовательных организациях. Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" в статье 71 содержит понятие всеобщности и комплексности экологического образования, он определяет что в целях формирования экологической культуры и профессиональной подготовки специалистов в области охраны окружающей среды устанавливается система всеобщего и комплексного экологического образования, включающая в себя дошкольное образование, основное общее образование, среднее общее образование, среднее профессиональное образование и высшее образование, профессиональную переподготовку и повышение квалификации специалистов, а также распространение экологических знаний, в том числе через средства массовой информации, музеи, библиотеки, учреждения культуры, природоохранные учреждения, организации спорта и туризма. Часть 1 статьи 72 этого закона определяет что преподавание основ экологических знаний в образовательных организациях - в дошкольных образовательных организациях, общеобразовательных организациях , организациях дополнительного образования и организациях дополнительного профессионального образования независимо от их профиля и организационно-правовых форм осуществляется преподавание основ экологических знаний. Таким образом, в Российской Федерации законодательно установлены, определены элементы содержания образования обязательные для преподавания в системе общего образования, которые должны быть учтены при разработке образовательных стандартов.
Кто разрабатывает стандарт и программы. Закон Российской Федерации «Об образовании» в части 6 статьи 7 говорит о том, что: «Разработка и утверждение федеральных государственных образовательных стандартов осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации», это же положение сохранено в новом законе. Таким образом, порядок разработки и утверждения ФГОС определяет Правительство Российской Федерации. В соответствии с этим порядком за разработку образовательного стандарта отвечает Минобрнауки России. Порядок же разработки образовательных программ толком не регламентирован. В рамках нового закона определено, что порядок разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений устанавливается Правительством Российской Федерации, а порядок разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. В принятом законе достаточно четко определены ответственные за разные этапы подготовки регламентирующих документов. Вместе с тем, Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" Требования к содержанию программ и порядок организации обучения обучение детей в дошкольных образовательных организациях и лиц, обучающихся в образовательных организациях, мерам пожарной безопасности указанных лиц мерам пожарной безопасности определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности. В целях обеспечения права на получение основного общего образования на национальном (родном) языке и на выбор языка воспитания и обучения национально-культурные автономии могут участвовать в разработке федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований, а также примерных основных образовательных программ, реализуемых на национальном (родном) языке и иных языках для государственных и муниципальных образовательных учреждений с обучением на национальном (родном) языке, иных языках. К экспертизе примерных основных общеобразовательных программ с учетом их уровня и направленности (в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей) привлекаются уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Вместо заключения. Конечно наш анализ системы отбора содержания образования в рамках нового закона «Об образовании в Российской Федерации» не может претендовать на полноту ни по анализу ни по предлагаемым решениям. Наша задача поставить проблемы выявить точки наиболее противоречивые и требующие решений. Сегодня можно зафиксировать что ситуация с отбором содержания в российском общем образовании должна претерпеть серьезные изменния, это связано с тем, что стандарт становится документом прямого действия и более важным, нежели примерная программа; стандарт будет использован еще для целого ряда важнейших функций регулирования, стандарт должен дополнительно учитывать формы получения образования, образовательные технологии, многообразие изучения языков и т.д. Наконец обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья должны получить свои стандарты или особые требования. Должен существенно измениться язык описания и стандартов и программ с тем, что бы обеспечить возможность создания оценочных инструментов, преемственность в описании результатов и требований. Обеспечение вариативности еще одна важнейшая проблема отбора содержания образования, поскольку существующая конструкция нового закона многообразия программ учебных курсов предметов не предполагает. Многое будет зависеть от тех подзаконных актов, которые Минобрнауки Росси планирует разработать в ближайшее время. Следует четко определить порядок разработки и утверждения не только примерных основных образовательных программ, но и отдельные ее элементов, в частности, таких как учебные планы и примерные программы по отдельным курсам. Активизировать их разработку, утверждение и доведение до образовательных учреждений. Необходимо обеспечить реальными механизмами права участия всем заинтересованным лица в разработке, как стандарта так и примерной образовательных программ. Решение одной и то же проблемы возможно разными путями и поиск оптимальных решений – это основная задача ближайшего времени. В качестве радикальной меры можно предложить рассмотреть возможность перехода на двух уровневый формат формирования документов образовательных учреждений. Для этого представляется целесообразным пересмотреть содержание стандарта, включив в него примерные учебные планы, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов. В этом случае он станет полноценным документом прямого действия, а не абстрактной отсылочной конструкцией. Но это только одно из возможных предложений. Очень хочется надеяться на то, что стандарт и программы станут более конкретными, технологичными, понятными и однозначными. Причем, не только работникам школы или ученым, но и родителям обучающихся. Это документы для всех участников образовательного процесса. Они должены стать более прогрессивным, современным, адекватным не только требованиям дня сегодняшнего, но и ближайшего будущего Раздел комментариев: Статьи 273-ФЗ: |
▼ |