Образовательное право для школы
У моего ребёнка овз, тнр. У нас на руках заключение комиссии пмпк программа 5.1. Сейчас мы учимся во втором классе . Оценки нормальные, разные: по русскому чаще 2 ,чем 3, математика 3, по остальным предметам хорошие оценки. Однако мне сообщили, что, скорее всего, ребёнка оставят на второй год . Мне не понятно, почему? Второй вопрос: могут ли нас с таким заключением оставить на второй год? И по документам у нас адаптированная программа 5.1? Что это означает я до сих пор не пойму. Ведь ребёнок учится так же, как и все дети . Требования те же , объемы обучения те же. С ребенком занимаются логопед и психолог. На вопрос в школе, что означает адаптированная программа, мне ответили, что это предоставление логопеда и психолога . Так ли это?

В первую очередь следует разъяснить статус адаптированной программы 5.1.
В соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» устанавливается образовательный стандарт, предусматривающий различные адаптированные основные общеобразовательные программы начального общего образования для учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Если психолого-медико-педагогической комиссией установлено, что Вашему ребенку необходима адаптированная программа 5.1 это означает следующее:
- Ваш ребенок получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию сверстников с нормальным речевым развитием, находясь в их среде и в те же сроки обучения. Срок освоения АООП НОО составляет 4 года.
То есть, ребенок учится в классе со своими сверстниками, в том числе с теми у которых нет ограниченных возможностей здоровья, учится по абсолютно той же программе по всем предметам, имеет тот же объем заданий по предметам, что и все другие дети, обучающиеся в классе. Иными словами, он такой же ученик класса, как и все остальные ученики этого класса.
- При этом Ваш ребенок проходит особую коррекционную программу вне учебных часов по предметам. Эта программа направлена на то, чтобы обеспечить ребенку удовлетворение его особых потребностей в связи с тяжелыми нарушениями речи. Содержание коррекционно-развивающей работы для каждого обучающегося определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, индивидуальной программы реабилитации. В случае с ОВЗ ТНР предусмотрено обязательное участие логопеда.
Иными словами, проводятся коррекционные мероприятия, суть которых определяется в зависимости от индивидуальных особенностей. Я полагаю, что вашем случае школа посчитала целесообразным проводить занятия с логопедом и психологом. В любом случае, такая программа должна быть направлена на исправление дефектов речи, а также способствовать поддержанию нормального учебного процесса для ребенка.
- Реализация Программы коррекционной работы обеспечивается видеопроекционным оборудованием, индивидуальными логопедическими зондами, зеркалами, лингводидактическими комплектами, специальным дидактическим материалом для развития дыхания, голоса, мелкой моторики, коррекции (компенсации) дефектов звукопроизношения, нарушений лексико-грамматического строя речи, связной речи, профилактики и коррекции нарушений чтения и письма, специальными компьютерными программами по диагностике и коррекции нарушений речи. То есть, на федеральном уровне устанавливаются требования, по которым в программу должны быть включены различные технические приспособления, способствующие тому, чтобы нарушения речи вашего ребенка исправлялись. В этом состоит особенность программы, обозначенная в федеральном стандарте. Вы имеете право знать, как именно школа организует процесс в рамках адаптированной программы, а также требовать, чтобы он проходил в соответствии с законными предписаниями.
(Следует отметить, что помимо упомянутого мной выше стандарта, утверждающего основные требования к реализации адаптированных программ в любой образовательной организации России, в каждой школе также принимается свой документ, регламентирующий проведение адаптированных программ)
Касательно того, что Вам сообщили о намерении оставить ребенка на второй год необходимо знать следующее: школа не имеет права этого сделать без Вашего согласия (п. 9 ст. 58 ФЗ «Об Образовании в РФ» № 273 - ФЗ).
Возможность оставления ребенка на повторное обучение (т.е. «на второй год») может появиться только вследствие образования у него академической задолженности (п. 9 ст. 58 ФЗ «Об Образовании в РФ» № 273 - ФЗ).
Исходя из Вашего сообщения, можно сделать вывод, что у ребенка плохие оценки по русскому языку. Возможно, что по этому предмету у ребенка образуется академическая задолженность, то есть будет выходить оценка 2, что будет означать, что ребенок не освоил дисциплину. По закону в таком случае школа дает возможность ликвидировать задолженность – то есть предоставляет право пройти аттестацию еще два раза (п. 5 ст. 58 ФЗ «Об Образовании в РФ» № 273 - ФЗ). В случае неудачи при первой пересдаче для второй пересдачи созывается комиссия. Если и по результатам комиссии задолженность не ликвидирована – то ребенок все равно условно переводится в следующий класс, но далее по Вашему усмотрению ребенок может быть оставлен на повторное обучение, либо переведен на адаптированное обучение, либо на обучение по индивидуальному учебному плану. Суть в том, что именно Вам, родителям, решать, как быть ребенку после того, как он не прошел аттестацию.
В вашем случае (если Вы сами не считаете необходимым оставлять ребенка на второй год) целесообразно настаивать на том, что поскольку ребенок уже проходит адаптированную программу, следует продолжить процесс обучения с этой программой и в рамках этой программы ставить упор на ликвидацию академической задолженности. Полагаю, что неуспеваемость именно по дисциплине русский язык, может быть напрямую связана с тяжелыми нарушениями речи. В таком случае необходимо требовать от образовательной организации выполнения ее прямых обязанностей по проведению образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей ребенка и в соответствии с адаптированной программой.

Ответ подготовлен при участии студента 4 курса факультета права НИУ ВШЭ: Кравчика П.О.

Статьи 273-ФЗ: 
Поделиться: