Образовательное право для школы
Новым Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» предусматривается, что при осуществлении федерального государственного контроля качества образования в случае выявления нарушения требований ФГОС к результатам освоения основных образовательных программ орган по контролю и надзору в сфере образования выдает предписание об устранении выявленного нарушения требований. Означает ли это, что теперь нарушения могут быть выявлены только к результатам освоения основных программ, а к нарушению, например, структуры содержания - нет?

В соответствии с ч. 2 ст. 93 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» под федеральным государственным контролем качества образования понимается «деятельность по оценке соответствия образовательной деятельности и подготовки обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, требованиям федеральных государственных образовательных стандартов  посредством организации и проведения проверок качества образования и принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и устранению выявленных нарушений требований федеральных государственных образовательных стандартов».

Согласно ст. 2  Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования (Минобрнауки России).

Согласно ч. 3 ст. 11 Федерального закона ФГОС включают в себя требования к:

1) структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;

2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

3) результатам освоения основных образовательных программ.

Требования к результатам освоения основных образовательных программ по факту рассматриваются как  системообразующий, интегративный  элемент ФГОС. В результате, нарушение требований к результатам освоения  основных образовательных программ выглядит как более тяжкое по своим последствиям, по сравнению с нарушениями иных требований.

При этом представляется, что соответствие деятельности образовательной организации требованиям ФГОС в части требований к структуре основных образовательных программ и их объему, а также к условиям реализации основных образовательных программ могут быть выявлены в рамках федерального государственного надзора в сфере образования как нарушения законодательства РФ об образовании, поскольку сам ФГОС является нормативным правовым актом Минобрнауки России, а, следовательно, входит в законодательство об образовании.

 

Раздел комментариев: 
Поделиться: