Образовательное право для школы
Ребенок учится в 3 классе, две четверти отучился в другом регионе. В предыдущей школе у ребенка было неверное заключение ПМПК: стоял статус ОВЗ, прописаны рекомендации, а программа общая. Прошли в январе этого года ПМПК, в рекомендациях написали - адаптированная программа 7.2. Психиатр выставил диагноз ЗПР. Если ребенок останется в классе, то отдельно по АООП его обучать не смогут и не будут. Учитель не умеет работать с детьми ОВЗ. Я(мама) и психолог (частный) против домашнего обучения. Ребенок учится 3 недели и говорят, что он адаптированную программу не тянет. Хотя заявления согласия на АООП я не писала и программа еще даже не разработана. Имеют ли право ребенка оставить на второй год, который учится по АООП (даже если будет академ. задолженность)?

Согласно пп. 5 п. 5 ст. 5 Федерального Закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в России создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья на основе специальных педагогических подходов, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. В конкретном данном случае речь идет об АООП 7.2. Образовательная организация должна разработать АООП по варианту 7.2 в соответствии как с федеральным стандартом, так и с учетом возрастных, типологических и индивидуальных особенностей ребенка. Это закреплено в пунктах 1.1, 1.4 и 2.3 Приказа Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья". Необходимость соответствия АООП потребностям и способностям ребенка также следует из пп. 6 п. 1 ст. 48 и пп.1 п.6 ст. 28 вышеупомянутого закона «Об образовании…», в которых закреплено, что как образовательная организация, так и педагогические работники обязаны учитывать особенности психофизического развития обучающихся, применять соответствующие средства и методы обучения. Родителю необходимо ознакомиться с предлагаемым вариантом адаптированной программы начального образования. Мнение родителя также должно быть учтено (получено согласие), как указано и в законе, и в самом стандарте.
Касательно работы учителя без прохождения курсов по работе с детьми с ОВЗ. Как следует из профессионального стандарта педагога учитель должен использовать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544н"Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)").
Таким образом, преподавателю класса, в котором учится ребенок с ОВЗ следует пройти курсы повышения квалификации, в частности, курсы по организации инклюзивного образования обучающихся с ОВЗ. Данные курсы должны организовываться работодателем педагога (образовательной организацией), как следует из ст.196 Трудового Кодекса РФ и Письма Минобрнауки России N 08-415, Общероссийского Профсоюза образования N 124 от 23.03.2015 "О реализации права педагогических работников на дополнительное профессиональное образование".
Как следует из вышеуказанного стандарта касательно АООП, вариант 7.2 предполагает пролонгированные сроки обучения – 5 лет. Данные меры реализуются не путем оставления на второй год, а путем введения дополнительного класса (еще одного года обучения). Также, как следует из стандарта, неспособность обучающегося с ЗПР освоить вариант 7.2 АООП в полном объеме не должна служить препятствием для продолжения ее освоения. При возникновении трудностей в освоении обучающимся адаптивной программы он может быть переведен на обучение по индивидуальному учебному плану с учетом его особенностей и образовательных потребностей. Согласно пункту 2.9.8 вышеупомянутого Приказа Министерства образования и науки РФ «Об утверждении стандарта…» при возникновении трудностей в освоении ребенком АООП педагоги должныоперативно дополнить структуру программы коррекционной работы соответствующим направлением работы, которое будет сохранять свою актуальность до момента преодоления возникших затруднений. Таким образом, если ребенок действительно не будет справляться с программой, она должна быть скорректирована.
На второй год ребенка действительно не могут оставить без согласия родителя. Согласно ст.58 Федерального закона «Об образовании…» в школе должны проводиться ежегодные промежуточные аттестации по каждому из предметов. При получении за такую аттестацию неудовлетворительной оценки («двойки») ученику предоставляется возможность её исправить (не более двух раз в сроки, определяемые образовательной организацией, но в пределах года с момента получения неудовлетворительной оценки). Даже при наличии еще не исправленной оценки ученик условно переводится в следующий класс. В том случае, если ребенок всё-таки не смог исправить оценку, он либо оставляется на повторное обучение, либо переводится на обучение по индивидуальному учебному плану (ч.9 ст.58 Федерального закона «Об образовании…»). Однако, следует учесть, что часть 9 ст.58 ФЗ в совокупности с другими нормами Федерального закона № 273-ФЗ позволяют утверждать, что обучение по АООП следует рассматривать как индивидуальный образовательный маршрут учащегося, имеющий ряд особенностей. В связи с этим требования промежуточной аттестации к лицам с ОВЗ могут отличаться от общих требований к промежуточной аттестации обучающихся по основным общеобразовательным программам.
Другими словами, к ребенку с ОВЗ, обучающемуся по АООП, должны предъявляться другие требования при прохождении аттестации, нежели к его одноклассникам. Тем не менее, исходя из Федерального Закона «Об образовании…» и Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. №1015, ответственность за ликвидацию учеником академической задолженности в течение следующего учебного года возлагается на его родителей.
Резюмируя, следует отметить следующее. Во-первых, образовательная организация должна разработать и представить родителю на согласование свой вариант АООП 7.2, соответствующий и федеральному стандарту, и индивидуальным особенностям и потребностям ребенка. Во-вторых, преподаватель класса, в котором обучается ребенок с ОВЗ, должен быть направлен организацией, в которой он работает, на курсы повышения квалификации для выработки у него навыков работы с такими детьми. В-третьих, следует учитывать, будет справляться ребенок с учебой по разработанной программой или нет. При возникновении трудностей в обучении, программа обязательно должна быть скорректирована преподавателями, ведущими работу с учеником. И, наконец, решающее значение будет иметь ежегодная промежуточная итоговая аттестация по каждому из предметов. Необходимо, чтобы её требования были составлены индивидуально по отношению к ребенку с ОВЗ. Ученика не могут оставить на второй год без согласия родителей, однако, в соответствии с федеральным стандартом, он должен отучиться в начальной школе 5 лет, но не в виде «второгодничества», а путем введения дополнительного класса.
Ответ подготовлен при участии студента 4 курса факультета права НИУ ВШЭ: Соловьева И.Д.

Поделиться: