Образовательное право для школы
Разъясните вопрос о финансировании групп продлённого дня в общеобразовательных организациях в связи с вступлением в силу Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Новый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» достаточно четко решает вопросы финансирования различных услуг в сфере образования, как образовательных, так и иных. Статьями 8 и 9 нового Федерального закона четко распределяются полномочия в сфере финансирования системы общего образования между субъектами РФ и муниципальными образованиями.

В соответствии с ними на субъекты Российской Федерации и муниципальные образования возлагаются обязанности по организации и финансовому обеспечению предоставления общего образования, однако обязанностей по финансированию присмотра и ухода не устанавливается, вводится только обязанность по созданию условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в государственных и муниципальных образовательных организациях субъектов Российской Федерации.

Вопрос финансирования групп продленного дня решается в зависимости от того, каково содержание этой деятельности, и как она соотносится с образовательной программой образовательной организации, принятой в пределах федерального государственного образовательного стандарта.

При решении данного вопроса возможно два варианта.

1. Данная услуга фактически является услугой по присмотру и уходу за обучающимися, то есть образовательная деятельность в ходе ее реализации не ведется. В таком случае это отдельная услуга, оказываемая образовательной организацией. Источники ее финансирования могут быть различными.

Если оказание такой услуги не включено в государственное (муниципальное) задание государственному (муниципальному) образовательному учреждению, финансирование данной деятельности будет осуществляться за счет платы, услуга будет оказываться как платная услуга. В такой ситуации финансирование присмотра и ухода, в том числе оплата труда педагогов, не может осуществляться за счет средств, полученных из бюджета в форме субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания.

Теоретически право на бесплатное получение такой услуги может быть предусмотрено нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации или муниципального образования (например, как одна из форм социальной поддержки населения). В таком случае такая услуга может быть отдельной строкой включена в государственное (муниципальное) задание учреждению. В этой ситуации  финансирование присмотра и ухода возможно осуществлять за счет средств, полученных из бюджета в форме субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания. При этом общий принцип распределения средств данной субсидии таков, что общий размер субсидии предоставляется учреждению на выполнение всего объема государственного (муниципального) задания, т.е. в рамках распределения средств на выполнение задания учреждение может свободно распределять весь объем субсидии на различные составные части задания, независимо от того, какие средства рассчитал учредитель на каждую составную часть задания при формировании общего объема субсидии.

2. Данная услуга по своему содержанию является образовательной деятельностью, т.е. в ходе нее фактически осуществляется образовательный процесс (ситуация менее вероятная, однако возможная).

В этом случае вопрос финансирования решается в зависимости от того, является ли эта образовательная деятельность частью образовательной программы, реализация которой финансируется за счет средств бюджета. Данная образовательная деятельность может являться составной частью реализации образовательной программы, например, ведением предусмотренной программой индивидуальной работы с обучающимися. В случае, если она входит в реализуемую программу, финансирование указанной деятельности может осуществляться за счет средств субсидии, предоставленной на реализацию соответствующей основной образовательной программы.

В случае, если указанная образовательная деятельность не входит в качестве составной части в основную образовательную программу, она должна быть оформлена как платные дополнительные образовательные услуги и финансироваться за счет средств физических лиц на основании договора оказания платных образовательных услуг. Указанная деятельность также может являться отдельной государственной (муниципальной) услугой по дополнительному образованию, финансирование которой будет предусмотрено за счет средств соответствующего бюджета и услуга будет включена в государственное (муниципальное) задание.

 

Статьи 273-ФЗ: 
Поделиться: