Образовательное право для школы
Если на программу СПО в университете есть лицензия и аккредитация, можно ли обучающемуся, поступившему на бюджет в рамках КЦП на направление подготовки бакалавриата, по истечении 2,5 лет получения образования выдать диплом о среднем профессиональном образовании соответствующего направления подготовки (по окончании бакалавриата – диплом о высшем образовании) при условии успешного прохождения всех государственных итоговых аттестаций? Например, студент поступил на направление бакалавриата 43.03.02 Туризм. В лицензии университета есть также направление СПО 43.02.10 Туризм. Можно ли через 2,5 года обучения выдать ему диплом СПО (а затем диплом ВО)? ФГОС ВО и ФГОС СПО по данному направлению подготовки сопрягаются и можно создать учебный план, который формирует компетенции и ФГОС ВО, и ФГОС СПО.

Нет, нельзя. Часть 7 статьи 60 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ «Об образовании») предусматривает, что документ об образовании и о квалификации, выдаваемый лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, подтверждает получение профессионального образования следующих уровня и квалификации по профессии, специальности или направлению подготовки, относящимся к соответствующему уровню профессионального образования:
1) cреднее профессиональное образование (подтверждается дипломом о среднем профессиональном образовании);
2) высшее образование – бакалавриат (подтверждается дипломом бакалавра);
3) высшее образование – магистратура (подтверждается дипломом магистра).
Соответственно, среднее профессиональное образование должно подтверждаться дипломом о среднем профессиональном образовании, бакалавриат – дипломом бакалавриата.

Необходимо учитывать, что среднее профессиональное образование и высшее образование – бакалавриат согласно ст. 10 ФЗ «Об образовании» являются различными уровнями профессионального образования. Нельзя рассматривать СПО как составную, более сокращенную часть высшего образования бакалавриата. Данные уровни различаются между собой не только временем освоения программы. Согласно ст. 12 ФЗ об Образовании ФГОС различают в рамках среднего профессионального образования два вида программ: программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии (ППКРС) и программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ). Направлению Туризм соответствует программа подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), что подтверждается Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 мая 2014 г. № 474 об утверждении ФГОС. Если сравнить ФГОС ВО и ФГОС СПО по направлениям 43.03.02 Туризм и СПО 43.02.10 Туризм соответственно, можно сделать вывод, что совокупная трудоемкость программ различается (то есть даже числовые значения не тождественны): за 2,5 года бакалавриата – это максимум 175 з.е, в случае СПО по ППССЗ базовой и углубленной подготовки примерно 142 з.е и 220 з.е (с учетом перевода из академических часов). Соответственно объем и качество компетенций, полученных в результате освоения программы СПО и программы бакалавриата в течение 2,5 года, вероятнее всего будут отличаться. Более того, не могут отождествляться структуры этих основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части. Структура программы бакалавриата по направлению Туризм включает 3 блока: дисциплины (модули), практика, государственная итоговая аттестация. В то же время обучение по программе СПО должно предусматривать: обучение по учебным циклам, учебную практику, производственную практику по профилю специальности, а также преддипломную производственную практику, промежуточную аттестацию и государственную итоговую аттестацию. Соответственно, студент бакалавриата, проучившись на своей программе 2,5 года, не освоит всех необходимых этапов программы подготовки специалистов среднего звена (как можно видеть, как минимум, количество и виды практики будут сильно различаться).

Более того, согласно части 3 ст. 60 ФЗ «Об образовании лицам», успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы об образовании и (или) о квалификации, образцы которых самостоятельно устанавливаются организациями, осуществляющими образовательную деятельность. В соответствии с п. 17 Приложения о Порядке проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 16 августа 2013 г. N 968) к государственной итоговой аттестации допускается студент, не имеющий академической задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план или индивидуальный учебный план по осваиваемой образовательной программе среднего профессионального образования. Студент, все это время обучавшийся по образовательной программе бакалавриата, как было сказано ранее, очевидно не может удовлетворить требование о выполнении в полном объеме учебного плана (по программе СПО!), поэтому не может получить и диплом.

Создание учебного плана, сочетающего в себе компетенции и ФГОС ВО, и ФГОС СПО также является нереализуемой возможностью, поскольку гипотетически необходимо создавать отдельный ФГОС (так как не должны нарушаться требования ФГОС, а требования для СПО и ВО так или иначе разнятся), которому должна соответствовать подобная «гибридная» программа. Тем не менее, часть 5 ст. 11 ФЗ Об образовании прямо указывает, что «федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования разрабатываются по уровням образования либо по профессиям, специальностям и направлениям подготовки по соответствующим уровням профессионального образования…». Следовательно, ФГОС должен соотноситься с конкретным уровнем образования – СПО или ВО, но не сочетанием этих уровней. Следовательно, нельзя через 2,5 года обучения на бакалавриате потребовать получения диплома СПО (а еще спустя время диплом бакалавра).

Как одна из опций, возможен другой вариант – обучиться на СПО (получив соответствующий диплом), а затем при необходимости получить высшее образование на базе среднего профессионального образования. Тем более, что пункт 41 Приказа Минобрнауки России от 05 апреля 2017 г. № 301 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры», предусматривает возможность «зачета» некоторых дисциплин (что значительно облегчает последующее обучение): по отдельным дисциплинам (модулям) и (или) отдельным практикам, освоенным (пройденным) обучающимся при получении среднего профессионального образования. Согласно п. 4 Приказа Минобрнауки России № 845, Минпросвещения России № 369 от 30 июля 2020 г. зачет осуществляется посредством сопоставления планируемых результатов по соответствующей части (учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю), практике) образовательной программы, которую осваивает обучающийся (далее - часть осваиваемой образовательной программы), и результатов пройденного обучения, определенных освоенной ранее обучающимся образовательной программой (ее частью). То есть, чтобы перезачесть дисциплину, освоенную в рамках СПО, на бакалавриате, необходимо, чтобы программа СПО и программа бакалавриата соответствовали друг другу в этой части (то есть количество часов, объем и тд). Данный переход с одного уровня образования на другой будет соответствовать действующему законодательству, в отличие от фактического включения одного уровня в другой.

Ответ подготовлен студенткой 3 курса факультета права Митницкой Марией Романовной.

Тэги вопросов: 
Поделиться: