Образовательное право для школы

Общее образование

  • Просьба принять участие в опросе

    Дорогие коллеги!

    Заполните анкету и помогите Лаборатории образовательного права НИУ ВШЭ узнать, что участники образовательных отношений думают об ОГЭ и ЕГЭ.

    Для участия в исследовании пройдите по ссылке

    https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLScBytr-zCdzA1E3e3RAzJyqeeWsLm-OEhdw2FkQ7Rmr2RAzhg/viewform?usp=sf_link.

    Опрос не займет у вас больше 10 минут.

  • Руководство лицея решило, что некоторые дети (по их усмотрению) будут ходить в пятые классы в старое здание.

    Продолжение вопроса:

    С 2021/2022 учебного года руководство лицея решило, что некоторые дети (по их усмотрению) будут ходить в пятые классы в старое здание. Мой сын имеет статус ребенка-инвалида по причине нарушения развития опорно-двигательного аппарата. В апреле 2021 г я ходила на личный прием к директору и объяснила свою ситуацию: просила о возможности продолжения обучения в пятом классе в новом здании в связи с ближайшим расположением от места проживания. Отмечу, что ребенок учится на хорошо и отлично. На данный момент я написала официальное заявление на имя директора лицея с просьбой распределить моего ребенка в новое здание.
    Прошу проконсультировать меня по следующим вопросам:
    1. Имеет ли право лицей самолично принимать решение о распределении ребенка в иное здание (причем отдаленное) без моего согласия. В каких документах это может быть зафиксировано?
    2. Должна ли быть процедура отбора в пятый класс с углубленным изучением отдельных предметов максимально прозрачной: с вывеской рейтинга детей пофамильно в общем доступе?
    3. Имеет ли право лицей не открывать общеобразовательный класс в новом здании, тем самым ущемляя детей, не прошедших отбор в класс с углубленным изучением предметов? При том, что ребенок учился в этом же здании, желания переводиться не имеем.
    Есть ли у Вас еще какие-то советы, как я могу действовать для того, чтобы отстоять право моего ребенка продолжить обучение в пятом классе в новом здании.

  • Что делать администрации, если ученик не сдал 2 экзамена по ГВЭ в 11 классе

    Будем рассматривать данный вопрос в рамках 2021/2022 учебного года, т. к. некоторые утверждения в ответе могут не соответствовать периоду других учебных лет.

    Согласно Приказу (Приказ Минпросвещения России № 190, Рособрнадзора № 1512 от 07 ноября 2018 г. (с изм. от 16 марта 2021 г.) "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования" ), ГВЭ или государственный выпускной экзамен является одной из форм проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (ГИА). Другой формой ГИА, отличной от ГВЭ, является единый государственный экзамен (ЕГЭ). Основное отличие ГВЭ от ЕГЭ состоит в том, что первый проводится «с использованием текстов, тем, заданий, билетов - для обучающихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, для обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования, получающих среднее общее образование по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего общего образования, в том числе по образовательным программам среднего профессионального образования, интегрированным с образовательными программами основного общего и среднего общего образования, для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, для обучающихся - детей-инвалидов и инвалидов, осваивающих образовательные программы среднего общего образования».

    В Вашем вопросе Вы упоминаете ученика 11 класса, значит речь будет идти о ГВЭ-11 (это ГИА по программам среднего общего образования).

  • Срок использования учебников

    Прежде всего, срок использования учебников, включенный в ФПУ не ограничен конкретным сроком на 5 лет. В настоящий момент действует Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020 г. № 254 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность", где закрепляется перечень рекомендованных учебников. В п. 2 указывается, что учебники из перечня допущены к использованию на 5 лет с момента вступления в силу приказа. Учитывая, что данный приказ вступил в силу в 2020 году, получается, что данный перечень будет действовать до 2025 года.

    Однако это не означает, что необходимо полностью обновлять весь фонд литературы каждые 5 лет, потому что в настоящий момент действует также Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 23 декабря 2020 г. № 766 "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020 г. № 254", где в п. 2 указано , что предельный срок использования учебников, исключенных настоящим приказом из федерального перечня учебников установлен до 31 мая 2023 года.

    Таким образом, некоторое время даже после исключения учебника из перечня он может использоваться, что дает общеобразовательным учреждениям право чуть спокойнее готовиться к обновлению фонда.

    При этом учитывайте, что фонд не обновляется полностью глобально, так как зачастую исключаются отдельные учебники, но большая часть остается актуальной.

  • Порядок приема в первый класс

    В новом порядке приема (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 02.09.2020 г. № 458) установлены сроки первой волны приёма — с 1 апреля по 30 июня (п. 17 Порядка). Именно в этот период принимаются заявления как у проживающих на территории, так и у обладающих правом первоочередного и преимущественного приёма.
    Соответственно внутри первой волны сначала в список для зачисления вносятся первоочередные категории (п. 9 Порядка), потом братья и сестры (п. 12 Порядка), потом проживающие на территории. Указанная очередность подтверждается судебной практикой (Решение Верховного Суда РФ от 01 июня 2020 г. № АКПИ20-129).
    Вторая волна для не проживающих на данной территории первоклассников (за исключением братьев и сестер) начинается 6 июля и заканчивается 5 сентября.

  • Может ли ребенок пройти обучение в первом классе повторно?

    Повторно пройти обучение в первом классе не получится, поскольку в первом классе нет аттестации, соответственно, нельзя будет остаться на повторное обучение и т.д. Более того, услуга по предоставлению образования со стороны государства будет считаться полученной, а повторное получение этой услуги не предусматривается.
    Вы может или рискнуть и ждать место в желаемой школе на следующий год, или планировать перевод в данную школу после окончания первого класса — во второй (это возможно в том случае, если там будут места).

  • Изменение учителем выставленной оценки

    Вопрос выставления оценок напрямую не регулируется законодательством. Обычно правила выставления оценок устанавливаются собственными актами школы. На сайте школы в разделе «документы» должен быть размещен акт, например, «Положение о системе оценок» или «Положение о выставлении текущих и итоговых оценок» (может называться по-разному). В этом документе описывается порядок выставления годовых оценок, в том числе, в спорных случаях.
    Если у школы такой акт отсутствует, то решение о наиболее подходящей оценке остаётся за учителем (как часть его свободы выбора методов обучения и пр., п. 2 ч. 3 ст. 47 Закона об образовании).
    Однако в данном случае возникает вопрос, который касается профессиональной этики: насколько с моральной или этической стороны правильно, если учитель меняет уже выставленные оценки без объяснения. Этот вопрос может обсуждаться в комиссии по этике (если имеется), на педагогическом совете, с руководством школы, чтобы выяснить обстоятельства дела и не допустить нарушения прав как ребенка (как минимум, право на поощрение и уважение достоинства) и прав учителя (свобода от вмешательства в профессиональную деятельность).

  • Ограничение родительских прав

    Начать следует с разъяснения некоторых норм семейного законодательства. Ограничение родительских прав — это отобрание ребёнка у отца и (или) матери без лишения их родительских прав. Эта мера направлена на защиту детей от опасности или вредного воздействия, которые оказываются на них при проживании с отцом или матерью. Ограничение родительских прав нередко путают с их лишением, однако эти меры имеют между собой определенные отличия. Лишение родительских прав простыми словами можно назвать крайней мерой привлечения к ответственности родителей, когда отсутствует возможность иначе защитить права и интересы ребёнка.

    При вынесении решения об ограничении родительских прав наступает ряд определённых последствий. Согласно ст. 74 Семейного кодекса Российской Федерации, прежде всего, утрачиваются следующие права на ребенка:
    • на его личное воспитание;
    • на получение различных видов помощи от государства, которые предоставляются для детей (льгот, пособий).

    Мать не лишается права получать информацию о ребенке, не лишается прав, установленных ст. 44 Закона об образовании (родитель несовершеннолетнего обучающегося имеет право, в том числе, знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей), но в любом случае важно ознакомиться с решением суда.

    Мать вправе получать информацию о ребенке от общеобразовательного учреждения так часто и в таком объеме, как ему требуется, обратившись к классному руководителю ребенка или директору общеобразовательного учреждения, если иное не закреплено уставом школы. Информация о поведении учащегося может быть получена как в устной, так и в письменной форме, об успеваемости – может быть предоставлен доступ к электронному дневнику.

    Ответ подготовлен при участии студентки 4 курса факультета права Тимофеевой А.И.

  • Использование и хранение рабочих программ в электронном виде

    Рабочие программы и календарно-тематическое планирование является частью образовательной программы согласно определению, данному в ч. 9 ст. 2 Закона об образовании:
    «Образовательная программа — комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации».

    Согласно ч. 3 ст. 28 Закона об образовании к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся:
    1) разработка и принятие правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, иных локальных нормативных актов;
    6) разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации.

    Но не стоит забывать про ч. 3 ст. 30 Закона об образовании, согласно которой:
    «При принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников образовательной организации, включая рабочую программу воспитания и календарный план воспитательной работы, учитывается мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся, а также в порядке и в случаях, которые предусмотрены трудовым законодательством, представительных органов работников (при наличии таких представительных органов)».

    Образовательная организация имеет относительную свободу действий при составлении названных выше актов, главное — учитывать мнения всех субъектов, перечисленных в законе.

  • Допустимо ли проведение сдвоенных уроков при организации обучения на дому

    Согласно ч. 10 ст. 66 Закона об образовании «Для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования организуется на дому или в медицинских организациях». Из чего следует, что ребенок, обучающийся на дому, обучается в образовательной организации, просто временно не может посещать ее физически.

Страницы

Поделиться: