Образовательное право для школы

Статья 34

  • Допустимо ли одновременное обучение ребёнка в СОШ и заключение с иной образовательной организацией договора о промежуточной и итоговой аттестацией?

    Промежуточная и итоговая аттестации.
    В Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании) в ст. 58 (о промежуточной аттестации обучающихся) и ст. 59 (об итоговой аттестации) не описывается возможность аттестации ученика в иных образовательных организациях при условии, что он уже обучается в СОШ.
    Согласно ч. 3 ст. 34 Закона об образовании "Лица, осваивающие основную образовательную программу в форме самообразования или семейного образования либо обучавшиеся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию образовательной программе".
    Более того, исходя из положения ч. 1 ст. 53 Закона об образовании, основанием возникновения образовательных отношений является распорядительный акт организации, осуществляющей образовательную деятельность, о приеме лица на обучение в эту организацию или для прохождения промежуточной аттестации и (или) государственной итоговой аттестации. Как правило, таким распорядительным актом является приказ о зачислении учащихся. Помимо этого, обучающиеся по общеобразовательной программе в форме семейного образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, продолжают получать образование в организации.
    В связи с этим, для прохождения аттестационных процедур в другой организации, необходимо сначала подать заявление о зачислении. Возможности учиться в одной СОШ и параллельно сдавать работы в другой не предусмотрено.

  • Порядок перевода на другую форму обучения при реализации основных общеобразовательных программ и основных профессиональных образовательных программ СПО

    Образовательные организации принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном ее уставом. Законом об образовании конкретизирован список локальных нормативных актов, которые должны действовать в образовательных организациях. Порядок принятия локальных нормативных актов должен содержаться в уставе образовательной организации (ч. 1 ст. 30 Закона об образовании).

    В Законе об образовании отмечены те вопросы, которые требуют принятия локальных нормативных актов (ч. 2 ст. 30 Закона об образовании), в частности образовательная организация принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся. То есть вопрос о порядке перевода на другую форму обучения при реализации основных общеобразовательных программ и основных профессиональных образовательных программ СПО подпадает под указанную норму.

    Таким образом, порядок перевода на другую форму обучения при реализации основных общеобразовательных программ и основных профессиональных образовательных программ СПО должен утверждаться локальным нормативным актом образовательной организации. Такой локальный нормативный акт должен быть размещен на официальном сайте образовательной организации (пп. «д» п. 2 ч. 2 ст. 29 Закона об образовании).

  • Вопрос об отчислении обучающегося

    Отчисление обучающегося в связи с изменением формы обучения и переходом на семейную форму обучения федеральными нормативными правовыми актами в сфере образования не предусмотрено.
    Согласно статье 17 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 01.03.2020) "Об образовании в Российской Федерации" семейное образование осуществляется вне образовательных организаций. При этом часть 3 статьи 17 Закона устанавливает, что дети, обучающиеся в форме семейного образования, имеют право на последующее прохождение промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Таким образом, требование отчисляться при переходе на семейное образование, не основано на Законе. Если ребенок обучается в форме семейного образования, то он уже не является учащимся школы, но остается ее обучающимся-экстерном, проходящим в ней аттестацию.

  • Начало каникул

    Начало каникул следует считать с того дня, который установлен локальными документами школы. Информацию о сроках начала и окончания каникул также можно уточнить на сайте образовательной организации. Министерство образования публикует рекомендуемые сроки каникул, но окончательное решение принимает совет школы, который оставляет за собой право скорректировать эти даты. Это регулируется следующими нормативно-правовыми актами:
    в соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,обучающимся предоставляются академическое право на каникулы - плановые перерывы при получении образования для отдыха и иных социальных целей в соответствии с законодательством об образовании и календарным учебным графиком;
    в соответствии с п. 17 Приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования», в процессе освоения общеобразовательных программ учащимся предоставляются каникулы. Сроки начала и окончания каникул определяются образовательной организацией самостоятельно;

    в соответствии с п. 9 ст. 2, ч. 10 ст. 13, п. 6 ч. 3 ст. 28 Федерального Закона N 273-ФЗ и п. 17 Приказа Минобрнауки, разработка и утверждение образовательных программ, в том числе календарного учебного графика, относятся к компетенции образовательной организации, которая самостоятельно определяет сроки начала и окончания каникул. При этом федеральные и региональные государственные органы, а также органы местного самоуправления, которые осуществляют управление в сфере образования, не вправе изменять учебный план и календарный учебный график образовательных организаций;

  • ПМПК, очно-заочная форма обучения

    Первый вопрос:
    Для понимания необходимости разработки адаптированной программы следует внести ясность во все обозначенные моменты вашего вопроса. В пункте 23 Приказа Министерства образования и науки РФ от 20 сентября 2013 г. N 1082 "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии" указано, что заключение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) является основанием для создания органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, образовательными организациями, иными органами и организациями в соответствии с их компетенцией рекомендованных в заключении условий для обучения и воспитания детей. Также необходимо обратить внимание, что заключение комиссии действительно для представления в указанные органы, организации в течение календарного года с даты его подписания.

  • Контрольные цифры приема

    Контрольные цифры приема (КЦП) – количество мест в вузе, на которые будут принимать абитуриентов. Устанавливаются цифры бюджетных и платных мест по каждому направлению на разные формы обучения.
    В соответствии с п. 6 «Порядка и оснований предоставления академического отпуска обучающимся» (утв. Приказом Минобрнауки России от 13.06.2013 N 455), обучающийся в период нахождения его в академическом отпуске освобождается от обязанностей, связанных с освоением им образовательной программы в организации, и не допускается к образовательному процессу до завершения академического отпуска.
    Таким образом, образовательная организация, предоставляя обучающемуся академический отпуск, имеет сведения о длительности этого отпуска. Следовательно, в случае, если по окончании академического отпуска студент своевременно предоставляет образовательной организации заявку о допуске к учебному процессу, образовательная организация обязана обеспечить ему продолжение обучения:
    - либо для этих целей принять на бюджетные места 1 курса меньшее количество студентов,
    - либо использовать оставшиеся не занятыми бюджетные места на других курсах, если это допустимо в соответствии с локальными актами образовательной организации.
    При этом, в случае желания обучающегося продолжить обучения до окончания предоставленного ему академического отпуска образовательная организация вправе отказать при отсутствии бюджетных мест.
    Существуют ли гарантии, что после академотпуска студента восстановят на той же форме и основе обучения?
    В силу п. 7 «Порядка и оснований предоставления академического отпуска обучающимся», академический отпуск завершается по окончании периода времени, на который он был предоставлен, либо до окончания указанного периода на основании заявления обучающегося. Обучающийся допускается к обучению по завершении академического отпуска на основании приказа руководителя организации или уполномоченного им должностного лица.

  • Перевод обучающихся

    Нет, это не будет нарушением законодательства. Согласно подп. 13 п. 1 ст. 34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» обучающимся предоставляются академические права на перевод для получения образования по другой профессии, специальности и (или) направлению подготовки, по другой форме обучения в порядке, установленном законодательством об образовании.
    Согласно приказу Минобрнауки России от 10.02.2017 N 12 "Об утверждении Порядка перевода обучающихся в другую организацию, осуществляющую образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального и (или) высшего образования" перевод обучающихся допускается не ранее чем после прохождения первой промежуточной аттестации в исходной организации. То есть в данном письме говорится о требованиях в переводе обучающихся между образовательными организациями, а отдельно таких требований к переходу с одной образовательной программы на другую в рамках одного образовательного учреждения не установлено.

  • Школа была лишена государственной аккредитации

    Право на осуществление образовательной деятельности у образовательной организации возникает с момента получения лицензии. (ст.91 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 06.02.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (далее - №273-ФЗ). Оформлять учащихся в особом статусе не нужно.
    Государственная аккредитация же дает право образовательной организации на проведение государственной итоговой аттестации (п.2 ч.12 ст.59 №273-ФЗ) и на выдачу своим выпускникам документа об образовании. (ч.6 ст.60 №273-ФЗ)
    В данном случае школа была лишена государственной аккредитации, что говорит о том, что она не может выдавать аттестаты, однако вести образовательную деятельность может.
    Согласно ч.3 ст.34 №273-ФЗ лица, обучавшиеся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе, вправе пройти экстерном ГИА в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию образовательной программе. Указанные лица, не имеющие основного общего или среднего общего образования, вправе пройти экстерном ГИА в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию основной общеобразовательной программе, бесплатно. При прохождении аттестации экстерны пользуются академическими правами обучающихся по соответствующей образовательной программе.
    Для того чтобы пройти экстерном ГИА в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию образовательной программе, необходимо подать заявление об участии в ГИА до 1 февраля включительно в образовательную организацию по выбору экстернов. (Глава II Приказа Минпросвещения России N 190, Рособрнадзора N 1512 от 07.11.2018 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования")

  • Академическая задолженность

    Обучающиеся, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, по усмотрению их родителей оставляются на повторный год обучения, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану.
    1) Как должна поступить образовательная организация в случае, если обучающийся не ликвидировал задолженность в установленные сроки, а родители отказываются проходить комиссию или обучаться повторно?
    2) Может ли обучающийся, не ликвидировавший задолженность, но прошедший ПМПк, решение которой "обучение по адаптированной программе" продолжить обучение в той же параллели, не смотря на то, что предыдущий год не завершен?
    3) Что предполагает "индивидуальный учебный план"?

  • Досрочное завершение курсов

    В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.08.2018) обучающиеся имеют право на обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами.

    Таким образом, на сегодняшний день не существует единых норм и правил по индивидуальной программе обучения. Каждым ВУЗом такие нормы устанавливаются самостоятельно.

    Прочтите Положение о порядке обучения по индивидуальному учебному плану Вашего ВУЗа. Можно попробовать найти его на официальном сайте организации. Такое положение регламентирует вопросы прохождения итоговой государственной аттестации обучающихся, конкретизирует порядок взаимодействия образовательной организации с обучающимися при обучении по индивидуальному учебному плану.

    Согласно положениям Приказа Минобрнауки России от 29.06.2015 N 636 (ред. от 28.04.2016) «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры» (п. 10) Государственная итоговая аттестация обучающихся организаций проводится в форме: государственного экзамена; защиты выпускной квалификационной работы (далее вместе — государственные аттестационные испытания). Конкретные формы проведения государственной итоговой аттестации устанавливаются организациями самостоятельно в соответствии с требованиями, установленными стандартом (при наличии таких требований). 

    Согласно ч. 6 ст. 59 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к государственной итоговой аттестации допускается обучающийся, не имеющий академической задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план или индивидуальный учебный план.

Страницы

Поделиться: