Мой ребенок закончил 4 класс. Лицей провел индивидуальный отбор учеников для поступления в классы с углубленным изучением предметов начиная с 5 класса (в Челябинской области это разрешено). Мой сын не попал в класс с углубленным изучением предметов, его зачислили в общеобразовательный класс. У лицея три здания осуществления деятельности: садик, старая школа (где раньше была только началка), новое здание (сдали в эксплуатацию в 2019 г). Моего сына предварительно распределили старое здание, находящееся на удалении 800 м, еще и через большую дорогу.

Продолжение вопроса:

С 2021/2022 учебного года руководство лицея решило, что некоторые дети (по их усмотрению) будут ходить в пятые классы в старое здание. Мой сын имеет статус ребенка-инвалида по причине нарушения развития опорно-двигательного аппарата. В апреле 2021 г я ходила на личный прием к директору и объяснила свою ситуацию: просила о возможности продолжения обучения в пятом классе в новом здании в связи с ближайшим расположением от места проживания. Отмечу, что ребенок учится на хорошо и отлично. На данный момент я написала официальное заявление на имя директора лицея с просьбой распределить моего ребенка в новое здание.
Прошу проконсультировать меня по следующим вопросам:
1. Имеет ли право лицей самолично принимать решение о распределении ребенка в иное здание (причем отдаленное) без моего согласия. В каких документах это может быть зафиксировано?
2. Должна ли быть процедура отбора в пятый класс с углубленным изучением отдельных предметов максимально прозрачной: с вывеской рейтинга детей пофамильно в общем доступе?
3. Имеет ли право лицей не открывать общеобразовательный класс в новом здании, тем самым ущемляя детей, не прошедших отбор в класс с углубленным изучением предметов? При том, что ребенок учился в этом же здании, желания переводиться не имеем.
Есть ли у Вас еще какие-то советы, как я могу действовать для того, чтобы отстоять право моего ребенка продолжить обучение в пятом классе в новом здании.

Ответ:
Во-первых, в соответствии с частью 1 статьи 102 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ (далее – Закон об Образовании) образовательная организация (школа) должна обладать необходимым имущественном, в том числе зданием, для осуществления качественной и полноценной образовательной деятельности. Согласно пункту 2.3.1. Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648–20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» от 28.09.2020 г. № 28 должны быть соблюдены основные требования к зданию организации, осуществляющую образовательную деятельность:
“Организации, реализующие программы начального общего, основного общего и среднего общего образования размещаются на собственной территории в отдельно стоящих зданиях”.
“Планировка зданий, строений, сооружений должны обеспечивать соблюдение гигиенических нормативов и обеспечивать доступность услуг, оказываемых для инвалидов и лицам с ограниченными возможностями здоровья”.
“При наличии нескольких зданий, функционально связанных между собой, находящихся на одной собственной территории, должны предусматривать отапливаемые переходы из одного здания в другое для исключения перемещения детей (молодежи) по улице…”.
Кроме этого, в представленном нормативном акте в пункте 2.1.2. установлено в отношении дошкольного, начального, основного и среднего общего образования, что расстояние“…до жилых зданий должно быть не более 500 м, в условиях стесненной городской застройки и труднодоступной местности – 800 м, для сельских поселений – до 1 км”. При расстояниях, превышающих установленные нормы должно быть организовано транспортное обслуживание по принципу «туда и обратно». При этом пешеходный подход обучающихся от жилых зданий к месту сбора на остановке должен быть не более 500 м.
Таким образом необходимо обозначить, что на федеральном уровне не предусмотрены нормы, регулирующие право образовательной организации на размещение учеников в разных зданиях. Однако на основании ч.6 ст.26 Закона об Образовании Вы можете сформировать Совет родителей, а если в Вашей организации уже имеется Совет родителей, то Вы можете обратиться к нему для решения сложившейся ситуации с целью сохранения мотивации Вашего ребенка к получению образования.
Кроме того, Вам необходимо ознакомиться с Уставом образовательной организации и локальными нормативными актами школы, поскольку на основании ч.2 ст. 25 Закона об Образовании организация, осуществляющая образовательную деятельность, закрепляет в Уставе основные свои действия и лиц, имеющих право на совершение и/или принятие действий, а также в рамках ч.2 ст. 20 Закона об Образовании “образовательная организация принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся…”. И согласно ч. 3 ст. 44 Закона об Образовании Вы имеете право на ознакомление с данными документами, поскольку в законе закреплено, что“Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право <…> знакомиться с уставом организации, осуществляющей образовательную деятельность…”. Следовательно, если в локальных нормативных актах Вашей образовательной организации закреплено право администрации на осуществление перевода в другое здание без согласия родителей, то администрация не нарушает закон, а если иное, то Вы имеете основания для обращения в соответствующие государственные органы (Комитет по делам образования г. Челябинска, Министерство образования и науки Челябинской области, Рособрнадзор), где подтверждением нарушения законных прав и интересов ребенка выступит отсутствие согласия родителей как законных представителей на осуществление действий администрации организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Во-вторых, в соответствии с частью 5 статьи 67 Закона об Образовании осуществление индивидуального отбора с углубленным изучением предметов в рамках основного и среднего общего образования происходит на основании законодательства субъекта Российской Федерации. В Вашем случае это происходит в рамках Челябинской области. Следовательно, необходимо обратиться к Закону Челябинской области «Об образовании в Челябинской области» от 30 августа 2013 года № 515-ЗО. В соответствии со ст. 10 – 1 указанного Закона Челябинской области индивидуальный отбор с углубленным изучением отдельных образовательных предметов проводится при наличии классов с углубленным изучением предметов (не позднее 15 календарных дней до начала учебного года). Кроме этого, согласно п. 7 указанной статьи индивидуальный отбор в 5 класс проводится при следующем ряде критериев: 1) годовые оценки ученика за предметы в последующем углубленном изучении соответствуют «хорошо» или «отлично»; 2) “наличие учебных, интеллектуальных, творческих или спортивных достижений (призовых мест) школьного, муниципального, регионального, всероссийского, международного уровней по учебному предмету (учебным предметам), изучение которого (которых) предполагается в классе с углубленным изучением предметов”.
В отношении «пофамильного» рейтинга стоит обратить Ваше внимание на Федеральный закон «О персональных данных» от 27.07.2006 № 152-ФЗ, в котором в п.1 ст.3 и п.1. ст.8 закрепляется, что персональные данные – это информация, прямо или косвенно касающаяся человека, то есть в Вашем вопросе Ф.И.О и его результирующие баллы – это персональные данные, которые могут быть опубликованы только наличии согласия субъекта. Ввиду того, что ребенок (несовершеннолетний обучающийся) не вправе принимать такие решения, то данное согласие от его имени отдается родителем ученика, поскольку согласно п. 1 ст.64 «Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 № 223-ФЗ родитель – это законный представитель несовершеннолетнего ребенка.
Таким образом, отбор в класс с углубленным изучением предметов в рамках основного общего образования (5 класс) возможен и должен проводиться в соответствии с законодательством Челябинской области на основании вышеизложенных критериев. Стоит отметить, что публикация списка учеников, успешно прошедших индивидуальный отбор возможна только при согласии родителей каждого из учеников на проведение такой процедуры, так как указанный список рейтинга содержит персональные данные детей.

В-третьих, в статье 3 Закона об Образовании закреплен принцип обеспечения прав каждого человека на образование и недопустимости дискриминации в сфере образования. Стоит отметить, что на основании ч.4 ст.79 Закона об Образовании обучение детей с ограниченными возможностями может проходить совместно с другими учениками. В рамках ст. 19. Федерального Закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ основное общее образование (с 5 по 9 классы) закреплены следующие гарантии и направление для детей-инвалидов “осуществление ими прав и свобод человека наравне с другими гражданами; развитие личности, индивидуальных способностей и возможностей; интеграцию в общество”.

Кроме этого, в рамках пункта 24 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» от 17 декабря 2010 г. № 1897 (ФГОС) устанавливаются соответствующие материально-технические условия для полноценной реализации основного общего образования. К Вашему вопросу относится пункт 3 указанной статьи об архитектурной доступности школы для детей-инвалидов: “возможность для беспрепятственного доступа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов к объектам инфраструктуры организации, осуществляющей образовательную деятельность”. К этому можно добавить и подпункт «в» пункта 30 Приказа Министерства Просвещения Российской Федерации «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» от 22 марта 2021 г. № 115, где устанавливается, что для учеников с нарушением опорно-двигательного аппарата должны быть созданы все необходимые блага для качественной и полноценной образовательной деятельности: “обеспечение беспрепятственного доступа обучающихся в учебные помещения, столовые, туалетные и другие помещения Организации, а также из пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов …)”.

Таким образом, если здание образовательной организации, в которое распределили Вашего ребенка, не соответствует установленным государственным стандартам – это является нарушением прав Вашего ребенка. Вы имеете право и основания для обращения с жалобой в соответствующие государственные органы (Комитет по делам образования г. Челябинска, Министерство образования и науки Челябинской области, Рособрнадзор). Если указанные государственные органы не решили сложившуюся ситуацию, то Вы можете сформировать заявление в Прокуратуру с целью проведения полноценной проверки и осуществления надзора за действиями должностных лиц в Вашем отношении. Помимо этого, вновь стоит обратить Ваше внимание на необходимость ознакомления с локальными нормативными актами/Уставом/приказами директора Лицея образовательной организации.

Ответ подготовлен студенткой 2 курса Института образования Метусовой Алёной Алексеевной.

Тэги вопросов: 
Поделиться: