Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июля 2015 г. № 1655-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНКИ  СУДАКОВОЙ ГАЛИНЫ АРКАДЬЕВНЫ НА НАРУШЕНИЕ ЕЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПУНКТОМ 2 СТАТЬИ 1 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬИ 52.2 И 55 ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ "ОБ ОБРАЗОВАНИИ"

 

Определение

от 16 июля 2015 г. № 1655-О

 

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,

рассмотрев по требованию гражданки Г.А. Судаковой вопрос о возможности принятия ее жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,

 

установил:

 

1. Гражданка Г.А. Судакова, являющаяся вышедшим на пенсию педагогическим работником, проживающим в сельской местности, оспаривает конституционность пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 29 декабря 2010 года N 439-ФЗ "О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" в части исключения из абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-I "Об образовании" положения о праве педагогических работников образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).

По мнению заявительницы, оспариваемое законоположение противоречит статьям 2, 17 (часть 1), 18, 45 (часть 1) и 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации, поскольку лишает проживающих в сельской местности пенсионеров из числа педагогических работников права на предоставление в натуральной форме льготы в виде бесплатного отопления жилого помещения.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные Г.А. Судаковой материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, каковым является Российская Федерация (статья 7), устанавливая гарантии социальной защиты, в том числе меры социального обеспечения в предусмотренных законом случаях (статья 39, часть 1), и относя социальную защиту, включая социальное обеспечение, к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), вместе с тем не устанавливает конкретные способы и объемы такой защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан. Из этого следует, что федеральный законодатель располагает достаточно широкой свободой усмотрения при определении мер социальной защиты (в виде льгот, компенсаций, субсидий, услуг, дополнительных прав и пр.), а также при выборе или изменении формы их предоставления - денежной или натуральной.

Вместе с тем, как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, изменяя форму и содержание социальной поддержки, законодатель должен исходить из недопустимости издания в Российской Федерации законов, отменяющих или умаляющих права граждан (статья 55, часть 2, Конституции Российской Федерации), и основывать свои решения на конституционных принципах и нормах, как закрепляющих единый для всех граждан Российской Федерации конституционный статус личности, так и обусловливающих специальный статус отдельных категорий граждан - получателей мер социальной поддержки. При этом должен также соблюдаться принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики в социальной сфере (Определения от 4 декабря 2003 года N 415, от 2 февраля 2006 года N 56-О, от 7 декабря 2006 года N 524-О, от 8 февраля 2007 года N 321-О-П и др.).

В рамках проводимой государством политики стимулирования притока и закрепления квалифицированных кадров в сельской местности, частью которой является предоставление отдельным категориям граждан жилищно-коммунальных льгот, законодателем было предусмотрено право на предоставление бесплатного жилого помещения с отоплением и освещением для работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа квалифицированных работников просвещения (педагогических работников) (статья 10 Постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 10 июня 1930 года "О льготах квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках" и абзац третий пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 года N 12-ФЗ).

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона "О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" (утратил силу с 1 сентября 2013 года) в статью 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" был внесен ряд изменений, в частности из абзаца третьего пункта 5 статьи 55 исключены слова "на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)". При этом законодатель в новой редакции второго предложения данного абзаца предусмотрел право педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения, а также закрепил, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Аналогичное правовое регулирование закреплено в действующем с 1 сентября 2013 года Федеральном законе от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (часть 8 статьи 47).

При этом, как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 8 февраля 2007 года N 322-О-П, еще в 2003 году субъекты Российской Федерации были обязаны установить и до 1 января 2005 года ввести в действие правовое регулирование, обеспечивающее предоставление педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа), субсидий (компенсаций) на оплату жилья и коммунальных услуг.

Таким образом, действующее правовое регулирование предусматривает предоставление проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) педагогическим работникам право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения, и тем самым обеспечивается переход от предоставления указанной категории граждан натуральных льгот к предоставлению субсидий (компенсаций). Следовательно, нет оснований полагать, что оспариваемое законоположение в системе действующего правового регулирования направлено на ограничение каких-либо прав граждан.

Кроме того, как следует из представленных материалов, Г.А. Судаковой как вышедшему на пенсию педагогическому работнику, проживающему в сельской местности, предоставляются меры социальной поддержки на основании Закона Краснодарского края от 14 декабря 2006 года N 1141-КЗ "О мерах социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам образовательных организаций, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Краснодарского края, по оплате жилых помещений, отопления и освещения".

Подвергая сомнению конституционность оспариваемого законоположения, заявительница указывает на ошибочное, по ее мнению, применение судами общей юрисдикции в ее деле абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2010 года N 439-ФЗ) и тем самым, по существу, предлагает Конституционному Суду Российской Федерации оценить законность и обоснованность правоприменительных решений, а также правильность выбора норм, подлежащих применению при разрешении конкретного дела, что к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации, предусмотренным статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не относится.

Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

 

определил:

 

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Судаковой Галины Аркадьевны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

 

Председатель

Конституционного Суда

Российской Федерации

В.Д.ЗОРЬКИН