Статья 30

  • Имеют ли право органы местного самоуправления требовать от эмансипированного подростка (оформлено ИП) окончить 11 класс, если он этого не желает? Окончил 10 классов, в 11 классе обучался в форме семейного образования. Не писал (и не хочет этого делать) за

    Согласно ч. 4 ст. 43 Конституции РФ основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

    Как отмечает Конституционный суд РФ в постановлении от 23 июля 2020 г. № 39-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 части 1 статьи 61 и части 5 статьи 67 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина И.И. Пикулина», в рамках реализации дискреционных полномочий федеральный законодатель установил, что общее образование реализуется по уровням образования, под которыми понимается завершенный цикл образования, характеризующийся определенной совокупностью требований (п. 4 ст. 2, ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ). Начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование являются обязательными уровнями образования; обучающиеся, не освоившие основной образовательной программы начального общего и (или) основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования; требование обязательности среднего общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста восемнадцати лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее (ч. 5 ст. 66 Федерального закона № 273-ФЗ). Государственный минимальный социальный стандарт основных показателей жизни детей включает в себя гарантирование среднего (полного), т.е. не только основного общего, образования.

    Сказанное означает, что в действующей системе правового регулирования в Российской Федерации признается обязательность не только основного общего образования, но и среднего общего образования.

  • Возможность объединения в малокомплектных сельских школах детей из разных классов

    Согласно п. 21 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного Приказом Министерства просвещения РФ от 28 августа 2020 г. № 442, при проведении учебных занятий в малокомплектных Организациях допускается объединение в группы обучающихся по образовательным программам начального общего образования из нескольких классов в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативам. Однако, хоть данное положение и действительно, оно ссылается на положение утратившие 01 января 2021 г. силу правила СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». Хоть положения Приказа Министерства просвещения об утверждении «Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» и считаются действительными, но нормы СанПиН на которые они ссылаются уже утратили силу, а данная ссылка не была изменена на положения новых санитарных правил от 28 сентября 2020 г. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». В связи с этим, сослаться на положения Приказа Министерства просвещения для объединения классов в один комплект представляется не самым надежным и верным способом.

  • Положение о выставлении отметок и текущем контроле успеваемости ухудшает положение учащихся школы

    Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 30 Закона об образовании образовательная организация имеет право принимать локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения, в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном ее уставом. В частности, она может принимать акты, регламентирующие формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.

    Вместе с тем частью 4 указанной статьи также закреплено, что нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение обучающихся или работников образовательной организации по сравнению с установленным законодательством об образовании, трудовым законодательством положением либо принятые с нарушением установленного порядка, не применяются и подлежат отмене образовательной организацией.

    В связи с этим, для того чтобы добиться отмены такого локального нормативного акта или отдельных его норм, которые ухудшают положение учащихся школы и могут вызвать конфликтную ситуацию между участниками образовательного процесса, в том числе и подорвать авторитет учителя, необходимо доказать, что такие обстоятельства действительно имеют место быть, что положения локального нормативного акта действительно нарушают права и снижают уровень гарантий, предоставленных законом.

    Обратиться с просьбой отменить указанное «Положение о выставлении отметок и текущем контроле успеваемости» можно в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений (далее – Комиссия) согласно ст. 45 Закона об образовании. Сделать это могут в целях защиты своих прав обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся самостоятельно или через своих представителей, педагоги, руководящие работники образовательной организации.

  • Порядок перевода на другую форму обучения при реализации основных общеобразовательных программ и основных профессиональных образовательных программ СПО

    Образовательные организации принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном ее уставом. Законом об образовании конкретизирован список локальных нормативных актов, которые должны действовать в образовательных организациях. Порядок принятия локальных нормативных актов должен содержаться в уставе образовательной организации (ч. 1 ст. 30 Закона об образовании).

    В Законе об образовании отмечены те вопросы, которые требуют принятия локальных нормативных актов (ч. 2 ст. 30 Закона об образовании), в частности образовательная организация принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся. То есть вопрос о порядке перевода на другую форму обучения при реализации основных общеобразовательных программ и основных профессиональных образовательных программ СПО подпадает под указанную норму.

    Таким образом, порядок перевода на другую форму обучения при реализации основных общеобразовательных программ и основных профессиональных образовательных программ СПО должен утверждаться локальным нормативным актом образовательной организации. Такой локальный нормативный акт должен быть размещен на официальном сайте образовательной организации (пп. «д» п. 2 ч. 2 ст. 29 Закона об образовании).

  • Перевод обучающихся

    Нет, это не будет нарушением законодательства. Согласно подп. 13 п. 1 ст. 34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» обучающимся предоставляются академические права на перевод для получения образования по другой профессии, специальности и (или) направлению подготовки, по другой форме обучения в порядке, установленном законодательством об образовании.
    Согласно приказу Минобрнауки России от 10.02.2017 N 12 "Об утверждении Порядка перевода обучающихся в другую организацию, осуществляющую образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального и (или) высшего образования" перевод обучающихся допускается не ранее чем после прохождения первой промежуточной аттестации в исходной организации. То есть в данном письме говорится о требованиях в переводе обучающихся между образовательными организациями, а отдельно таких требований к переходу с одной образовательной программы на другую в рамках одного образовательного учреждения не установлено.

  • Промежуточная аттестация при заочном обучении в школе

    В соответствии с ч. 5 ст. 17 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в РФ", формы получения образования и формы обучения по основной образовательной программе по каждому уровню образования, профессии, специальности и направлению подготовки определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами.

    В отсутствие норм, содержащихся во ФГОС начального общего, основного общего и среднего общего образования по регламентации процесса обучения в зависимости от соответствующей формы, образовательная организация вправе использовать полномочия, установленные для нее в 28 и 30 статьях Закона “Об образовании” в части разработки и утверждения учебной программы, установления режима занятий, средств и методов обучения, форм, порядка и периодичности текущего контроля и промежуточной аттестации. Следовательно, учебный план заочной формы обучения в школе подразумевает составление индивидуального учебного плана в соответствии с ФГОС. Согласно ст. 34 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации": индивидуальный учебный план обеспечивает освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося; обучающимся предоставляется право на обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами; обучающиеся обязаны выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания педагога. За основу берется учебный план основной образовательной программы школы, которую осваивает обучающийся. Порядок проведения промежуточной аттестации регламентируется Законом "Об образовании в Российской Федерации" (статья 58) и локальным нормативным актом образовательной организации.

  • Вопрос по оформлению локальных актов

    Образовательная организация принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения, в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном ее уставом (ст. 30 Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ). Порядок разработки локальных актов законодательно не установлен, поэтому учреждения определяют его самостоятельно.

    Локальный нормативный акт рассчитан на неоднократное и длительное (до замены, применения, признания недействительным) применение. Следовательно, пролонгации действующие локальные акты образовательного учреждения не требуют, если это не установлено в самих нормативных локальных актах.

    В случае, если те или иные нормативные акты обладают конечным сроком, их пролонгация возможна аналогичными по силе нормативными актами и соблюдением  – так, для пролонгации приказа принимается приказ «О продлении действия приказа…»  и так далее.

    Ответ подготовлен при участии студента 4 курса факультета права НИУ ВШЭ, Бекуланкызы.

  • Статья 30 закона № 273-ФЗ определяет локальный акт образовательной организации ""порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представит

    ФЗ № 273-ФЗ не дает определение понятию «приостановление образовательных отношений». Следовательно, по смыслу п.2 ст. 30 ФЗ № 273, регулирование вопроса возникновения, приостановления и прекращения отношений между учебным заведением и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся возложено на образовательные организации. 

    Осуществляется данное регулирование локальными  нормативными актами образовательного учреждения. При разработке локального нормативного акта ДОУ могут быть использованы положения различные подзаконные акты Министерства образования и науки РФ, например приказ от 13 июня 2013 г. N 455 "Об утверждении Порядка и оснований предоставления академического отпуска обучающимся".

    Данный ответ подготовлен при участии студентки 4 курса факультета права НИУ ВШЭ М. Сазоновой.

  • Будет ли ошибкой прописать в локальных актах Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ ""Об образовании в Российской Федерации""?

    Цитирование Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ ""Об образовании в Российской Федерации" в локальных актах ошибкой не будет. 

    Образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с Федеральным закон «Об образовании в Российской Федерации» (п. 1 ст. 28 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

    Образовательная организация принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения, в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном ее уставом (п. 1 ст. 30 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). В таком случае, указание на то, что локальный акт был разработан на основании ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» также не будет являться ошибкой.

    Данный ответ подготовлен при участии студентки 4 курса факультета права НИУ ВШЭ М. Сазоновой.

  • Подскажите, пожалуйста, требуется ли пролонгировать действующие в ОУ локальные акты? Изменения содержания не происходит. Название ОУ не менялось

    Образовательная организация принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения, в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном ее уставом (ст. 30 Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ). Порядок разработки локальных актов законодательно не установлен, поэтому учреждения определяют его самостоятельно.

    Локальный нормативный акт рассчитан на неоднократное и длительное (до замены, применения, признания недействительным) применение. Следовательно, пролонгации действующие локальные акты образовательного учреждения не требуют, если это не установлено в самих нормативных локальных актах.

    В случае, если те или иные нормативные акты обладают конечным сроком, их пролонгация возможна аналогичными по силе нормативными актами и соблюдением  – так, для пролонгации приказа принимается приказ «О продлении действия приказа…»  и так далее.

    Данный ответ подготовлен при участии студентки 4 курса факультета права НИУ ВШЭ А. Ражаповой.

Страницы

Поделиться: