Образовательное право для школы
Какие существуют возможности финансирования образовательного центра и/или социокультурного комплекса?

Ответ:
Возможности финансирования образовательных центров и/или социокультурных
комплексов будут определяться тем, в какой организационно-правовой форме и на какой
основе – ассоциативной или административной – будет создан образовательный центр
и/или социокультурный комплекс. Для каждого варианта образовательного центра и/или
социокультурного комплекса имеются свои возможности многоканального
финансирования с учетом региональных особенностей.
Трудности, связанные с финансированием образовательного центра и/или
социокультурного комплекса вынуждают применять для их финансового обеспечения
договоры и соглашения, а в случае, когда кооперирование охватывает территории
нескольких муниципалитетов либо несколько видов деятельности, относящихся к разным
отраслям и распределенных по разным муниципальным уровням – межмуниципальные и
межведомственные соглашения.
Анализ имеющихся возможностей организации финансирования образовательных
центров и социокультурных комплексов позволяет сделать вывод о необходимости
использования соглашений и договоров, заключаемых как между уровнями публично-
правовых образований по вертикали, так по горизонтали между публично правовыми
образованиями. Конституционное право муниципалитетов самостоятельно решать
вопросы местного значения может трактоваться расширительно и должно включать в себя
право на совместную деятельность, сотрудничество, кооперирование ресурсов между
разными муниципальными образованиями и органами местного самоуправления. Иная
трактовка ограничивала бы самостоятельность в решении вопросов местного значения

межмуниципального характера. Тезис подтверждается анализом норм федерального
законодательства, предусматривающих возможные формы и виды межмуниципальных
отношений.
Указанные соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать
положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе
досрочного, порядок определения ежегодного объема субвенций, необходимых для
осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые
санкции за неисполнение соглашений.
Важным элементом многоканального финансирования образовательных
учреждений и/или социокультурных комплексов является использование форм
межмуниципального сотрудничества, предусмотренных законом о местном
самоуправлении № 131-ФЗ. Так, в соответствии с действующим законодательством
Российской Федерации межмуниципальные и межрегиональные соглашения могут
широко использоваться в качестве правовых инструментов обеспечения организации
деятельности и финансирования образовательных центров и социокультурных
комплексов, которые оказывают населению услуги многопрофильного характера. Они
могут использоваться:
• в качестве самостоятельной организационно-правовой основы кооперирования
ресурсов, необходимых для оказания комплексных социальных услуг, на ассоциативной
и/или договорной основе.
• в процессе создания интегрированных учреждений образования и
социально-культурной сферы на административной основе в виде отдельных
юридических лиц;
• для обеспечения финансирования, предоставления необходимого имущества
и координации деятельности уже созданных интегрированных учреждений.
Возможности финансового обеспечения межведомственного сотрудничества
образовательных центров и/или социокультурных комплексов базируются на расширении
сферы применения и повышение качества программно-целевых методов бюджетного
планирования и финансирования. Межведомственные задачи могут быть также решены
за счет Фонда софинансирования социальных расходов в случае, если такой фонд
сформирован на уровне субъекта Российской Федерации. В этом случае необходимо
установить порядок распределения соответствующих финансовых ресурсов,

включающие процедуры отбора муниципальных образований, участвующих в реализации
межведомственных задач. Кроме того, для финансового обеспечения решения

межведомственных задач могут использоваться возможности социального
партнерства.
Переход преимущественно к программно-целевым методам бюджетного
планирования и финансирования образовательных центров и/или социокультурных
комплексов способствует обеспечению интеграции бюджетных ресурсов разных
ведомств. В этих условиях сохраняется прямая взаимосвязь между распределением
бюджетных средств и фактическими или планируемыми результатами их использования в
соответствии с установленными задачами в рамках межведомственного взаимодействия.
В отличие от преобладающего в настоящее время сметного финансирования на
основе индексации сложившихся затрат по дробным позициям бюджетной классификации
программно-целевое бюджетное планирование исходит из необходимости направления
бюджетных ресурсов на достижение общественно значимых и, как правило,
количественно измеримых результатов деятельности. При переходе к программно-
целевым методам бюджетирования необходимо создать систему мониторинга и контроля
за достижением намеченных целей и результатов, а также за соблюдением
межведомственных процедур бюджетного планирования и финансового управления.

Раздел комментариев: 
Поделиться: