Образовательное право для школы
В школе обучается мальчик (4 класс), который имеет в 2х четвертях неудовлетворительные оценки и не аттестацию, отец не прикладывает усилия для получения знаний, мальчик сбегает с уроков. Отец предложил нам обучение дома, а контрольные приходить и делать в школе. Какую форму обучения мы можем ему предложить, и как это аргументировать?

Формы образования определены статьей 17 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», согласно которой в Российской Федерации образование может быть получено:
1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).
Право выбора форм получения образования принадлежит родителям (законным представителям) обучающегося, которые таким образом могут выбрать либо получение образования в образовательной организации, либо семейное образование. При выборе родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося формы получения общего образования и формы обучения учитывается мнение ребенка (часть 4 статьи 63 Федерального закона).
Учитывая, что статьей 43 Конституции Российской Федерации гарантированы общедоступность и бесплатность основного общего образования, родители (законные представители), выбирая получение образования в семейной форме, отказываются от получения образования в образовательных организациях и принимают на себя в том числе, обязательства, возникающие при семейной форме получения образования (вне образовательных организаций).
В частности при выборе семейной формы образования у родителей (законных представителей) возникают обязательства по обеспечению обучения в семейной форме образования - целенаправленной организации деятельности обучающегося по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающегося мотивации получения образования в течение всей жизни.
Вместе с тем, в соответствие с частью 4 статьи 17 и пунктом 2 части 3 статьи 44 Федерального закона ребенок, получающий образование в семейной форме, по решению его родителей (законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить его в любой иной форме, предусмотренной Федеральным законом, либо использовать право на сочетание форм получения образования и обучения.
Согласно пункту 3 статьи 17 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения в соответствии с частью 3 статьи 34 настоящего Федерального закона промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью. Родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося и образовательные организации, обеспечивающие получение обучающимся обучения в форме семейного образования, обязаны создать условия обучающемуся для ликвидации академической задолженности и обеспечить контроль за своевременностью ее ликвидации (часть 4 статьи 58 Федерального закона).
Обучающиеся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в форме семейного образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, продолжают получать образование в образовательной организации (часть 10 статьи 58 Федерального закона).
Таким образом, отцу данного мальчика необходимо разъяснить, что статья 44 действующего закона об образовании возлагает всю ответственность за обучение ребенка по семейной форме на его родителей или опекунов. На школу возлагается ответственность только за организацию процедуры аттестации.
Кроме того, если ребёнок не привык к дисциплине и нуждается в жёстких рамках извне, возможно использование надомного обучения. Вариацией очного является надомное обучение. Обратите внимание: вариацией, но не самостоятельной формой обучения. Эта форма обучения необходима тем, у кого серьёзные пробелы в знании предметов, и на самостоятельное их изучение потребуется очень много сил и времени. Занятия на дому проводятся индивидуально, с учетом потребностей отдельного ребенка и согласно его линии развития. Для ребенка будет использована индивидуальная программа обучения. Поскольку ученик входит в состав школы, то школа заинтересована в том, чтобы у него были хорошие оценки. Именно это необходимо озвучить родителям, как один из аргументов в целях перевода обучения ребенка на индивидуальную траекторию обучения.
В настоящее время существует несколько форм обучения. В зависимости от обстоятельств, всегда можно выбрать ту форму обучения, которая будет более удобна ребёнку и родителям. Если родители окажутся недовольны выбранной формой получения образования, они в любой момент могут перевести ребёнка на очную форму обучения. Формы обучения можно менять в любое время. Администрация школы не может самостоятельно перевести ученика с одной формы обучения на другую.

Ответ подготовлен при участии студента 4 курса факультета права НИУ ВШЭ: Тимуршиной Г.И.

Раздел комментариев: 
Статьи 273-ФЗ: 
Тэги вопросов: 
Поделиться: