Общие положения

  • Если студентка получила ППССЗ, то последующую ППКРС она сможет осваивать только за внебюджетные средства?

    В соответствии с ч. 3 ст. 5 Федерального закона в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность среднего профессионального образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые. Гарантии общедоступности и бесплатности не распространяются на тех лиц, которые получают образование соответствующего уровня повторно. Повторным является получение среднего профессионального образования по программам специалистов среднего звена и программам квалифицированных рабочих или служащих лицами, имеющими диплом с присвоением соответствующей квалификации. По смыслу части 5 статьи 68 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ повторным является также получение среднего профессионального образования по программам квалифицированных рабочих или служащих лицами, имеющими диплом специалиста среднего звена. В свою очередь, лицо, имеющее квалификацию квалифицированного рабочего или служащего и желающее продолжить свое обучение по программам специалиста среднего звена, имеет право на прием на бесплатной и общедоступной основе. Это означает, что лицо, получившее диплом специалиста среднего звена, не имеет права получать образование по программам квалифицированного рабочего или служащего, и не будет пользоваться льготами и бюджетными ассигнованиями. Поэтому, ППКРС студент сможет осваивать только за внебюджетные средства. Если на данный момент у студента нет ни одной квалификации, то, на мой взгляд, наиболее приемлемым является получения сначала ППКРС, а затем подача документов на ППССЗ. В таком случае студент может в обоих случаях рассчитывать на обучение за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

    Ответ подготовлен при участии студента 4 курса факультета права НИУ ВШЭ: Таов М.А.

  • Временные рамки проведения занятий для вечернего отделения

    Точного определения временных рамок обучения на очно-заочной форме обучения в законодательстве нет. В Письме Минобразования РФ от 20.07.1999 N 14-55-349ин/15 «О порядке реализации Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования в различных формах обучения» разъяснены лишь вопросы о начале и продолжительности учебного года по указанной форме обучения и количестве экзаменов. Согласно ст. 28 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в компетенцию образовательной организации входит разработка и принятие правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, иных локальных нормативных актов. Таким образом, утверждение временных рамок и расписания занятий по формам обучения входит в компетенцию образовательного учреждения. В связи с этим, вам необходимо обратиться в деканат или учебную часть образовательного учреждения и попросить ознакомить вас с утвержденным регламентам и временным режимом по вашей форме обучения. Следует также обратить внимание, что в ст. 17 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» указана только очно-заочная форма, без указания на вечернее время обучения. Это означает, что учебные занятия по этой форме могут проходить в любое время суток в рамках утверждённого регламента и отведенного количества учебных часов. Составление расписания занятий по очно-заочной форме обучения в вечернее время является устоявшейся практикой (но не обязанностью) образовательных учреждений с целью совмещения работы и учебы студентами данной формы обучения. Также вам можно написать письмо в министерство образования с просьбой разъяснить практику составления времени учебных занятий для очно-заочной формы обучения и предложить руководству образовательного учреждения учесть ее при дальнейшем определении времени учебных занятий.
    Ответ подготовлен при участии студента 4 курса факультета права НИУ ВШЭ: Саттарова А.

  • Семейное образование

    Для вашего удобства ответ будет предложен по пунктам:
    • Порядок проведения промежуточной аттестации
    Порядок проведения промежуточной аттестации определяет школа, но с учетом мнения родителей и с учетом темпа освоения обучающимся программы индивидуального учебного плана. При этом задания для учебной аттестации должны также соответствовать индивидуальному учебному плану обучающегося. «Олимпиадные задания, случайно скаченные с интернета» в качестве заданийдля промежуточной аттестации являются нарушением.
    Важно пояснить, что индивидуальный учебный план – учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.
    • Количество промежуточных аттестаций
    Действительно, в соответствии с ФЗ «Об образовании» образование ребенком может быть получено вне школы в форме семейного образования. Обучение в форме семейного образования осуществляется с правом последующего прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
    Дети, осваивающие основную образовательную программу в форме семейного образования, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию образовательной программе.
    Это означает, что вы не обязаны следовать учебному плану, созданному школой. Более того возможность снизить или изменить количество предметов для индивидуального учебного плана ребенка является одним из преимуществ семейного образования. Безусловно существует нормативный минимум предметов, который должен быть изучен ребенком в рамках любой формы обучения, в том числе семейной.
    Таким образом, Ваш ребенок должен сдавать промежуточную аттестацию в соответствии со своим индивидуальным учебным планом.

  • Зачисление в школу

    В соответствии со ч. 1 ст. 55 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ прием на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность (далее – ОООД), проводится на принципах равных условий приема для всех поступающих, за исключением лиц, которым в соответствии с настоящим Федеральным законом предоставлены особые права (преимущества) при приеме на обучение.
    Правила о предоставлении первоочередного права на зачисление в школу содержатся в ряде федеральных законов (ч. 6 ст. 46 ФЗ « О полиции» №3-ФЗ, ч. 14 ст. 3 ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" №283-ФЗ, ч. 6 ст. 19 ФЗ "О статусе военнослужащих" №76-ФЗ). Также подобные льготы могут устанавливаться региональным законодательством. Наличие у лица первоочередного права на зачисление в школу означает, что его заявление о зачислении будет рассматриваться в первую очередь, вне зависимости от времени подачи.

  • Начало каникул

    Начало каникул следует считать с того дня, который установлен локальными документами школы. Информацию о сроках начала и окончания каникул также можно уточнить на сайте образовательной организации. Министерство образования публикует рекомендуемые сроки каникул, но окончательное решение принимает совет школы, который оставляет за собой право скорректировать эти даты. Это регулируется следующими нормативно-правовыми актами:
    в соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,обучающимся предоставляются академическое право на каникулы - плановые перерывы при получении образования для отдыха и иных социальных целей в соответствии с законодательством об образовании и календарным учебным графиком;
    в соответствии с п. 17 Приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования», в процессе освоения общеобразовательных программ учащимся предоставляются каникулы. Сроки начала и окончания каникул определяются образовательной организацией самостоятельно;

    в соответствии с п. 9 ст. 2, ч. 10 ст. 13, п. 6 ч. 3 ст. 28 Федерального Закона N 273-ФЗ и п. 17 Приказа Минобрнауки, разработка и утверждение образовательных программ, в том числе календарного учебного графика, относятся к компетенции образовательной организации, которая самостоятельно определяет сроки начала и окончания каникул. При этом федеральные и региональные государственные органы, а также органы местного самоуправления, которые осуществляют управление в сфере образования, не вправе изменять учебный план и календарный учебный график образовательных организаций;

  • Аттестат с отличием

    Несмотря на то, что ученик проходил обучение в колледже или техникуме после получения основного общего образования (9 классов), он все равно имеет право на получение аттестата с отличием, т.к. согласно ч. 3 ст. 68 Федерального Закона «Об образовании» № 273-ФЗ, получение среднего профессионального образования на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах соответствующей образовательной программы среднего профессионального образования.
    Вопрос в том, какие оценки имел учащийся за первое полугодие первого курса по дисциплинам, входящим в программу среднего общего образования при обучении в образовательной организации, осуществляющей обучение по программе среднего профессионального образования. Дело в том, что при переводе в другую образовательную организацию в течение учебного года, переносятся и все оценки из журнала: не только результаты промежуточной аттестации (оценки за четверть или полугодие), но и все текущие отметки, т.к. в соответствии с Порядком и условиями осуществления перевода обучающихся из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности, утвержденным Приказ Минобрнауки России от 12.03.2014 N 177, образовательная исходная организация выдает совершеннолетнему обучающемуся или родителям (законным представителям) несовершеннолетнего обучающегося следующие документы:
    • личное дело обучающегося;
    • документы, содержащие информацию об успеваемости обучающегося в текущем учебном году (выписка из классного журнала с текущими отметками и результатами промежуточной аттестации), заверенные печатью исходной организации и подписью ее руководителя (уполномоченного им лица)

  • ЯНАО, подвоз детей образовательной организацией

    В соответствии со ст. 2 Закона ЯНАО от 22 июня 2013 г. № 55-ЗАО «Об образовании в Ямало-Ненецком автономном округе» правовое регулирование в сфере образования в автономном округе осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» (далее – Закон об образовании РФ), а также другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, Законом ЯНАО «Об образовании» и иными нормативными правовыми актами автономного округа. Из этого следует, что в образовательных правоотношениях, возникающих на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, возможно применение норм, содержащихся в Законе об образовании РФ. Так, в п.1 ч.1 ст. 7 Закона об образовании РФ к одному из полномочий РФ в сфере образования, переданное для осуществления органами государственной власти субъектов РФ, относится государственный контроль (надзор) в сфере образования за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории субъекта РФ, а также органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования на соответствующей территории.

  • СПО

    В федеральных законах, регулирующих данный вид правоотношений, конкретно установленного норматива по количеству воспитателей или методов расчета данного норматива не закреплено.
    В подзаконных актах данный показатель – соотношение учителей к количеству учеников - фигурировал неоднократно (например, ранее в п. 45 ст.3 ПП Правительства РФ от 15 апреля 2009 г. N 322 он определялся как перечень дополнительных показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации). В то же время конкретного численного норматива в акте не было установлено.

    45. Численность лиц, обучающихся в государственных (муниципальных) дневных общеобразовательных учреждениях, приходящихся на 1 работника государственных (муниципальных) дневных общеобразовательных учреждений, в том числе приходящихся на 1 учителя, из них в городской и сельской местности (человек).

  • Участие обучающихся в управлении образовательной организацией

    Согласно п. 4 ст. 26 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в образовательной организации формируются коллегиальные органы управления, к которым относятся общее собрание (конференция) работников образовательной организации (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования - общее собрание (конференция) работников и обучающихся образовательной организации), педагогический совет (в образовательной организации высшего образования - ученый совет), а также могут формироваться попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом соответствующей образовательной организации. Следовательно, участвовать в общем собрании обучающиеся могут, так как это прямо установлено законом.
    Согласно Методическим рекомендациями по развитию государственно-общественного управления образованием в субъектах Российской Федерации для специалистов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования Федеральный закон N 273-ФЗ определяет, какие из коллегиальных органов управления создаются в обязательном порядке, а какие - согласно уставу образовательной организации. К первым относятся общее собрание (конференция) работников (либо работников и обучающихся), педагогический (ученый) совет, ко вторым - попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие органы (ч. 4 ст. 26).
    При этом в целях учета мнения обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников:
    1. создаются советы обучающихся, советы родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся или иные органы;
    2. действуют профессиональные союзы работников образовательной организации.

  • Семейное образование, получение образования в заочной форме

    Для начала необходимо четко разграничивать понятия «семейного образования» и «заочного образования». Важно понять, в какой форме Вы хотите продолжать дальнейшее обучение вашего ребенка. От этого будет зависеть и соответствующий перечень документов, который необходимо будет собрать и предоставить, а также его дальнейшая аттестация.

Страницы

Поделиться: