Образовательное право для школы

Юридическая клиника "Центр образовательного права"

  • Просьба принять участие в опросе

    Дорогие коллеги!

    Заполните анкету и помогите Лаборатории образовательного права НИУ ВШЭ узнать, что участники образовательных отношений думают об ОГЭ и ЕГЭ.

    Для участия в исследовании пройдите по ссылке

    https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLScBytr-zCdzA1E3e3RAzJyqeeWsLm-OEhdw2FkQ7Rmr2RAzhg/viewform?usp=sf_link.

    Опрос не займет у вас больше 10 минут.

  • Руководство лицея решило, что некоторые дети (по их усмотрению) будут ходить в пятые классы в старое здание.

    Продолжение вопроса:

    С 2021/2022 учебного года руководство лицея решило, что некоторые дети (по их усмотрению) будут ходить в пятые классы в старое здание. Мой сын имеет статус ребенка-инвалида по причине нарушения развития опорно-двигательного аппарата. В апреле 2021 г я ходила на личный прием к директору и объяснила свою ситуацию: просила о возможности продолжения обучения в пятом классе в новом здании в связи с ближайшим расположением от места проживания. Отмечу, что ребенок учится на хорошо и отлично. На данный момент я написала официальное заявление на имя директора лицея с просьбой распределить моего ребенка в новое здание.
    Прошу проконсультировать меня по следующим вопросам:
    1. Имеет ли право лицей самолично принимать решение о распределении ребенка в иное здание (причем отдаленное) без моего согласия. В каких документах это может быть зафиксировано?
    2. Должна ли быть процедура отбора в пятый класс с углубленным изучением отдельных предметов максимально прозрачной: с вывеской рейтинга детей пофамильно в общем доступе?
    3. Имеет ли право лицей не открывать общеобразовательный класс в новом здании, тем самым ущемляя детей, не прошедших отбор в класс с углубленным изучением предметов? При том, что ребенок учился в этом же здании, желания переводиться не имеем.
    Есть ли у Вас еще какие-то советы, как я могу действовать для того, чтобы отстоять право моего ребенка продолжить обучение в пятом классе в новом здании.

  • Получение основного общего образования

    Ваша дочь, как и любой другой гражданин РФ в независимости от ограничений по здоровью, отставания в развитии, а также полученной ранее профессии, согласно ст. 43 Конституции РФ имеет право бесплатно получить основное общее образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Предельный возраст получения образования не ограничен.
    В письме Министерства просвещения РФ от 2 ноября 2018 г. № ТС-459/07 «О получении общего образования лицами с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» дается четкое разъяснение о том, что свидетельство об обучении, которое выдается по окончании специальной школы-интерната, не является документом об уровне образования.
    Такое свидетельство об обучении дает право на прохождение профессиональной подготовки по специальностям, рекомендованным для лиц с нарушением интеллекта, в соответствии с Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения, утвержденным Приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 26 августа 2020 г. № 438. Судя по наличию свидетельства о профессии «Повар 2 разряда», Ваш ребенок воспользовался данным правом.
    В вышеупомянутом письме Минпросвещения России есть также пояснение, что лицо, получившее свидетельство об обучении и профессиональное обучение, вправе продолжить обучение по программам основного общего образования.

  • Что делать администрации, если ученик не сдал 2 экзамена по ГВЭ в 11 классе

    Будем рассматривать данный вопрос в рамках 2021/2022 учебного года, т. к. некоторые утверждения в ответе могут не соответствовать периоду других учебных лет.

    Согласно Приказу (Приказ Минпросвещения России № 190, Рособрнадзора № 1512 от 07 ноября 2018 г. (с изм. от 16 марта 2021 г.) "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования" ), ГВЭ или государственный выпускной экзамен является одной из форм проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (ГИА). Другой формой ГИА, отличной от ГВЭ, является единый государственный экзамен (ЕГЭ). Основное отличие ГВЭ от ЕГЭ состоит в том, что первый проводится «с использованием текстов, тем, заданий, билетов - для обучающихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, для обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования, получающих среднее общее образование по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего общего образования, в том числе по образовательным программам среднего профессионального образования, интегрированным с образовательными программами основного общего и среднего общего образования, для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, для обучающихся - детей-инвалидов и инвалидов, осваивающих образовательные программы среднего общего образования».

    В Вашем вопросе Вы упоминаете ученика 11 класса, значит речь будет идти о ГВЭ-11 (это ГИА по программам среднего общего образования).

  • Допустимо ли одновременное обучение ребёнка в СОШ и заключение с иной образовательной организацией договора о промежуточной и итоговой аттестацией?

    Промежуточная и итоговая аттестации.
    В Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании) в ст. 58 (о промежуточной аттестации обучающихся) и ст. 59 (об итоговой аттестации) не описывается возможность аттестации ученика в иных образовательных организациях при условии, что он уже обучается в СОШ.
    Согласно ч. 3 ст. 34 Закона об образовании "Лица, осваивающие основную образовательную программу в форме самообразования или семейного образования либо обучавшиеся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию образовательной программе".
    Более того, исходя из положения ч. 1 ст. 53 Закона об образовании, основанием возникновения образовательных отношений является распорядительный акт организации, осуществляющей образовательную деятельность, о приеме лица на обучение в эту организацию или для прохождения промежуточной аттестации и (или) государственной итоговой аттестации. Как правило, таким распорядительным актом является приказ о зачислении учащихся. Помимо этого, обучающиеся по общеобразовательной программе в форме семейного образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, продолжают получать образование в организации.
    В связи с этим, для прохождения аттестационных процедур в другой организации, необходимо сначала подать заявление о зачислении. Возможности учиться в одной СОШ и параллельно сдавать работы в другой не предусмотрено.

  • Срок использования учебников

    Прежде всего, срок использования учебников, включенный в ФПУ не ограничен конкретным сроком на 5 лет. В настоящий момент действует Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020 г. № 254 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность", где закрепляется перечень рекомендованных учебников. В п. 2 указывается, что учебники из перечня допущены к использованию на 5 лет с момента вступления в силу приказа. Учитывая, что данный приказ вступил в силу в 2020 году, получается, что данный перечень будет действовать до 2025 года.

    Однако это не означает, что необходимо полностью обновлять весь фонд литературы каждые 5 лет, потому что в настоящий момент действует также Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 23 декабря 2020 г. № 766 "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020 г. № 254", где в п. 2 указано , что предельный срок использования учебников, исключенных настоящим приказом из федерального перечня учебников установлен до 31 мая 2023 года.

    Таким образом, некоторое время даже после исключения учебника из перечня он может использоваться, что дает общеобразовательным учреждениям право чуть спокойнее готовиться к обновлению фонда.

    При этом учитывайте, что фонд не обновляется полностью глобально, так как зачастую исключаются отдельные учебники, но большая часть остается актуальной.

  • СПО

    Нет, нельзя. Часть 7 статьи 60 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ «Об образовании») предусматривает, что документ об образовании и о квалификации, выдаваемый лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, подтверждает получение профессионального образования следующих уровня и квалификации по профессии, специальности или направлению подготовки, относящимся к соответствующему уровню профессионального образования:
    1) cреднее профессиональное образование (подтверждается дипломом о среднем профессиональном образовании);
    2) высшее образование – бакалавриат (подтверждается дипломом бакалавра);
    3) высшее образование – магистратура (подтверждается дипломом магистра).
    Соответственно, среднее профессиональное образование должно подтверждаться дипломом о среднем профессиональном образовании, бакалавриат – дипломом бакалавриата.

  • Университет и допобразование

    Сначала представим некоторые сведения об Университете, которые необходимы для ответа на вопросы:
    • Лицензия № от __.__.____ г. выдана индивидуальному предпринимателю ФИО (далее – ИП ФИО) “основателю” Университета.
    • Лицензия выдана на осуществление дополнительного образования детей и взрослых.
    • Согласно пункту «Положения о приеме, отчислении Слушателей и Обучающихся в Организации» (далее – Положение) Университет оказывает слушателям платные образовательные услуги в форме дополнительного профессионального образования по программе повышения квалификации или программе профессиональной переподготовки.
    • Согласно пункту «Положения», к освоению программы допускаются только слушатели, имеющие среднее или высшее профессиональное образование, а также слушатели, получающие среднее или высшее профессиональное образование.
    • Согласно пункту «Положения» на основании п. 8 ст. 108 Федерального закона об образовании РФ № 273-ФЗ Организация обязана при успешном прохождении итоговой аттестации по программе повышения квалификации выдать слушателю удостоверение установленного образца о повышении квалификации, а при успешном прохождении итоговой аттестации по программе профессиональной переподготовки - диплом установленного образца о профессиональной переподготовке.

  • Методист

    Методисты организаций относятся к категории педагогических работников при условии, если в этих организациях осуществляется образовательная деятельность, то есть реализуются какие-либо образовательные программы. В соответствии с п. 21 ст. 2 Закона об образовании педагогический работник — физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности. Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций согласно ч. 2 ст. 46 Закона об образовании, утверждена постановлением Правительства РФ от 8 августа 2013 г. № 678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций»: в номенклатуре должность «методист» отнесена к педагогическим работникам.

    Согласно приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 мая 2008 г. № 261н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования», методисты (инструкторы-методисты, старшие методисты) относятся к соответствующим профессиональным квалификационным группам должностей педагогических работников.

  • Ограничение родительских прав

    Начать следует с разъяснения некоторых норм семейного законодательства. Ограничение родительских прав — это отобрание ребёнка у отца и (или) матери без лишения их родительских прав. Эта мера направлена на защиту детей от опасности или вредного воздействия, которые оказываются на них при проживании с отцом или матерью. Ограничение родительских прав нередко путают с их лишением, однако эти меры имеют между собой определенные отличия. Лишение родительских прав простыми словами можно назвать крайней мерой привлечения к ответственности родителей, когда отсутствует возможность иначе защитить права и интересы ребёнка.

    При вынесении решения об ограничении родительских прав наступает ряд определённых последствий. Согласно ст. 74 Семейного кодекса Российской Федерации, прежде всего, утрачиваются следующие права на ребенка:
    • на его личное воспитание;
    • на получение различных видов помощи от государства, которые предоставляются для детей (льгот, пособий).

    Мать не лишается права получать информацию о ребенке, не лишается прав, установленных ст. 44 Закона об образовании (родитель несовершеннолетнего обучающегося имеет право, в том числе, знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей), но в любом случае важно ознакомиться с решением суда.

    Мать вправе получать информацию о ребенке от общеобразовательного учреждения так часто и в таком объеме, как ему требуется, обратившись к классному руководителю ребенка или директору общеобразовательного учреждения, если иное не закреплено уставом школы. Информация о поведении учащегося может быть получена как в устной, так и в письменной форме, об успеваемости – может быть предоставлен доступ к электронному дневнику.

    Ответ подготовлен при участии студентки 4 курса факультета права Тимофеевой А.И.

Страницы

Поделиться: