Образовательное право для школы

Обучающиеся и родители/представители

  • Руководство лицея решило, что некоторые дети (по их усмотрению) будут ходить в пятые классы в старое здание.

    Продолжение вопроса:

    С 2021/2022 учебного года руководство лицея решило, что некоторые дети (по их усмотрению) будут ходить в пятые классы в старое здание. Мой сын имеет статус ребенка-инвалида по причине нарушения развития опорно-двигательного аппарата. В апреле 2021 г я ходила на личный прием к директору и объяснила свою ситуацию: просила о возможности продолжения обучения в пятом классе в новом здании в связи с ближайшим расположением от места проживания. Отмечу, что ребенок учится на хорошо и отлично. На данный момент я написала официальное заявление на имя директора лицея с просьбой распределить моего ребенка в новое здание.
    Прошу проконсультировать меня по следующим вопросам:
    1. Имеет ли право лицей самолично принимать решение о распределении ребенка в иное здание (причем отдаленное) без моего согласия. В каких документах это может быть зафиксировано?
    2. Должна ли быть процедура отбора в пятый класс с углубленным изучением отдельных предметов максимально прозрачной: с вывеской рейтинга детей пофамильно в общем доступе?
    3. Имеет ли право лицей не открывать общеобразовательный класс в новом здании, тем самым ущемляя детей, не прошедших отбор в класс с углубленным изучением предметов? При том, что ребенок учился в этом же здании, желания переводиться не имеем.
    Есть ли у Вас еще какие-то советы, как я могу действовать для того, чтобы отстоять право моего ребенка продолжить обучение в пятом классе в новом здании.

  • Допустимо ли одновременное обучение ребёнка в СОШ и заключение с иной образовательной организацией договора о промежуточной и итоговой аттестацией?

    Промежуточная и итоговая аттестации.
    В Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании) в ст. 58 (о промежуточной аттестации обучающихся) и ст. 59 (об итоговой аттестации) не описывается возможность аттестации ученика в иных образовательных организациях при условии, что он уже обучается в СОШ.
    Согласно ч. 3 ст. 34 Закона об образовании "Лица, осваивающие основную образовательную программу в форме самообразования или семейного образования либо обучавшиеся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию образовательной программе".
    Более того, исходя из положения ч. 1 ст. 53 Закона об образовании, основанием возникновения образовательных отношений является распорядительный акт организации, осуществляющей образовательную деятельность, о приеме лица на обучение в эту организацию или для прохождения промежуточной аттестации и (или) государственной итоговой аттестации. Как правило, таким распорядительным актом является приказ о зачислении учащихся. Помимо этого, обучающиеся по общеобразовательной программе в форме семейного образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, продолжают получать образование в организации.
    В связи с этим, для прохождения аттестационных процедур в другой организации, необходимо сначала подать заявление о зачислении. Возможности учиться в одной СОШ и параллельно сдавать работы в другой не предусмотрено.

  • Ограничение родительских прав

    Начать следует с разъяснения некоторых норм семейного законодательства. Ограничение родительских прав — это отобрание ребёнка у отца и (или) матери без лишения их родительских прав. Эта мера направлена на защиту детей от опасности или вредного воздействия, которые оказываются на них при проживании с отцом или матерью. Ограничение родительских прав нередко путают с их лишением, однако эти меры имеют между собой определенные отличия. Лишение родительских прав простыми словами можно назвать крайней мерой привлечения к ответственности родителей, когда отсутствует возможность иначе защитить права и интересы ребёнка.

    При вынесении решения об ограничении родительских прав наступает ряд определённых последствий. Согласно ст. 74 Семейного кодекса Российской Федерации, прежде всего, утрачиваются следующие права на ребенка:
    • на его личное воспитание;
    • на получение различных видов помощи от государства, которые предоставляются для детей (льгот, пособий).

    Мать не лишается права получать информацию о ребенке, не лишается прав, установленных ст. 44 Закона об образовании (родитель несовершеннолетнего обучающегося имеет право, в том числе, знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей), но в любом случае важно ознакомиться с решением суда.

    Мать вправе получать информацию о ребенке от общеобразовательного учреждения так часто и в таком объеме, как ему требуется, обратившись к классному руководителю ребенка или директору общеобразовательного учреждения, если иное не закреплено уставом школы. Информация о поведении учащегося может быть получена как в устной, так и в письменной форме, об успеваемости – может быть предоставлен доступ к электронному дневнику.

    Ответ подготовлен при участии студентки 4 курса факультета права Тимофеевой А.И.

  • Отзыв согласия на обработку персональных данных в школе

    Согласно ст. 3 Закона об образовании обезличивание персональных данных – это отдельная операция с данными, которая входит в понятие «обработка персональных данных».

    Обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных (ст. 6 Закона об образовании).

    Если Вы родитель (законный представитель) и Вами было отозвано согласие на обработку персональных данных, и Вы отказались от услуги «Электронный дневник школьника», подав в простой письменной форме заявление на имя директора общеобразовательной организации, то школа (оператор) должна отозвать поручение третьему лицу (Дневник.ру) на обработку персональных данных вашего ребенка. Электронный дневник, в свою очередь, должен прекратить любые операции по обработке персональных данных обучающегося.

    В противном случае Вы праве обжаловать действия или бездействие оператора в уполномоченный орган (Роскомнадзор) или восстановить свое право в судебном порядке, включая право на возмещение убытков и (или) компенсацию морального вреда (ст. 17 Закона об образовании).

    Принудить общеобразовательную организацию к ведению бумажного журнала при наличии альтернативного электронного нельзя. Порядок ведения классного журнала определяется локальным актом организации.

    Однако если Вы отозвали согласие на обработку персональных данных и отказались от услуги «электронный дневник», то в соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки России от 15 февраля 2012 г. № АП-147/07 специально для Вас должно быть обеспечено информирование о результатах обучения не реже чем один раз в неделю с использованием распечатки результатов.

    Помните, что знакомиться с оценками успеваемости своих детей — это ваше право, закрепленное в ст. 44 Закона об образовании.

    Ответ подготовлен при участии студента 4 курса факультета права Жихарева Д.А.

  • Адаптированная образовательная программа, ГВЭ

    Согласно п. 28 ст. 2 Закона об образовании "Адаптированная образовательная программа — образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц”.

    В соответствии с п. 4 ст. 79 Закона об образовании образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

    Приказом Минпросвещения России, Рособрнадзора от 07 ноября 2018 г. № 189/1513 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования" установлено, что государственный выпускной экзамен (далее - ГВЭ) является одной из форм проведения ГИА. ГВЭ проводится с использованием текстов, тем, заданий, билетов — для обучающихся следующих категорий:
    1) осваивающих образовательные программы основного общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа;
    2) осваивающих образовательные программы основного общего образования в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
    3) с ограниченными возможностями здоровья: детей-инвалидов, а также инвалидов, осваивающих образовательные программы основного общего образования.

    Согласно п. 5 ст. 79 Закона об образовании отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, создаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

  • Положение о выставлении отметок и текущем контроле успеваемости ухудшает положение учащихся школы

    Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 30 Закона об образовании образовательная организация имеет право принимать локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения, в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном ее уставом. В частности, она может принимать акты, регламентирующие формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.

    Вместе с тем частью 4 указанной статьи также закреплено, что нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение обучающихся или работников образовательной организации по сравнению с установленным законодательством об образовании, трудовым законодательством положением либо принятые с нарушением установленного порядка, не применяются и подлежат отмене образовательной организацией.

    В связи с этим, для того чтобы добиться отмены такого локального нормативного акта или отдельных его норм, которые ухудшают положение учащихся школы и могут вызвать конфликтную ситуацию между участниками образовательного процесса, в том числе и подорвать авторитет учителя, необходимо доказать, что такие обстоятельства действительно имеют место быть, что положения локального нормативного акта действительно нарушают права и снижают уровень гарантий, предоставленных законом.

    Обратиться с просьбой отменить указанное «Положение о выставлении отметок и текущем контроле успеваемости» можно в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений (далее – Комиссия) согласно ст. 45 Закона об образовании. Сделать это могут в целях защиты своих прав обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся самостоятельно или через своих представителей, педагоги, руководящие работники образовательной организации.

  • Алгоритм действий администрации школы при решении вопроса оставления обучающихся, не ликвидировавших в установленные сроки академическую задолженность.

    В пункте 5 статьи 66 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» говорится, что «начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование являются обязательными уровнями образования. Обучающиеся, не освоившие основной образовательной программы начального общего и (или) основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования». Что касается формы получения общего образования, то в соответствии с пунктом 2 статьи 63 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» общее образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в форме семейного образования. Однако стоит понимать, что независимо от формы получения общего образования, каждый обучающийся обязан ликвидировать академическую задолженность в сроки, установленные образовательной организацией.

  • ПМПК, очно-заочная форма обучения

    Первый вопрос:
    Для понимания необходимости разработки адаптированной программы следует внести ясность во все обозначенные моменты вашего вопроса. В пункте 23 Приказа Министерства образования и науки РФ от 20 сентября 2013 г. N 1082 "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии" указано, что заключение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) является основанием для создания органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, образовательными организациями, иными органами и организациями в соответствии с их компетенцией рекомендованных в заключении условий для обучения и воспитания детей. Также необходимо обратить внимание, что заключение комиссии действительно для представления в указанные органы, организации в течение календарного года с даты его подписания.

  • Обучение по АООП

    Согласно пп. 5 п. 5 ст. 5 Федерального Закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в России создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья на основе специальных педагогических подходов, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. В конкретном данном случае речь идет об АООП 7.2. Образовательная организация должна разработать АООП по варианту 7.2 в соответствии как с федеральным стандартом, так и с учетом возрастных, типологических и индивидуальных особенностей ребенка. Это закреплено в пунктах 1.1, 1.4 и 2.3 Приказа Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья". Необходимость соответствия АООП потребностям и способностям ребенка также следует из пп. 6 п. 1 ст. 48 и пп.1 п.6 ст. 28 вышеупомянутого закона «Об образовании…», в которых закреплено, что как образовательная организация, так и педагогические работники обязаны учитывать особенности психофизического развития обучающихся, применять соответствующие средства и методы обучения. Родителю необходимо ознакомиться с предлагаемым вариантом адаптированной программы начального образования. Мнение родителя также должно быть учтено (получено согласие), как указано и в законе, и в самом стандарте.

  • Адаптированная программа 5.1

    В первую очередь следует разъяснить статус адаптированной программы 5.1.
    В соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» устанавливается образовательный стандарт, предусматривающий различные адаптированные основные общеобразовательные программы начального общего образования для учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
    Если психолого-медико-педагогической комиссией установлено, что Вашему ребенку необходима адаптированная программа 5.1 это означает следующее:
    - Ваш ребенок получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию сверстников с нормальным речевым развитием, находясь в их среде и в те же сроки обучения. Срок освоения АООП НОО составляет 4 года.
    То есть, ребенок учится в классе со своими сверстниками, в том числе с теми у которых нет ограниченных возможностей здоровья, учится по абсолютно той же программе по всем предметам, имеет тот же объем заданий по предметам, что и все другие дети, обучающиеся в классе. Иными словами, он такой же ученик класса, как и все остальные ученики этого класса.
    - При этом Ваш ребенок проходит особую коррекционную программу вне учебных часов по предметам. Эта программа направлена на то, чтобы обеспечить ребенку удовлетворение его особых потребностей в связи с тяжелыми нарушениями речи. Содержание коррекционно-развивающей работы для каждого обучающегося определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, индивидуальной программы реабилитации. В случае с ОВЗ ТНР предусмотрено обязательное участие логопеда.

Страницы

Поделиться: