Обучающиеся и родители/представители

  • Алгоритм действий администрации школы при решении вопроса оставления обучающихся, не ликвидировавших в установленные сроки академическую задолженность.

    В пункте 5 статьи 66 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» говорится, что «начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование являются обязательными уровнями образования. Обучающиеся, не освоившие основной образовательной программы начального общего и (или) основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования». Что касается формы получения общего образования, то в соответствии с пунктом 2 статьи 63 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» общее образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в форме семейного образования. Однако стоит понимать, что независимо от формы получения общего образования, каждый обучающийся обязан ликвидировать академическую задолженность в сроки, установленные образовательной организацией.

  • ПМПК, очно-заочная форма обучения

    Первый вопрос:
    Для понимания необходимости разработки адаптированной программы следует внести ясность во все обозначенные моменты вашего вопроса. В пункте 23 Приказа Министерства образования и науки РФ от 20 сентября 2013 г. N 1082 "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии" указано, что заключение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) является основанием для создания органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, образовательными организациями, иными органами и организациями в соответствии с их компетенцией рекомендованных в заключении условий для обучения и воспитания детей. Также необходимо обратить внимание, что заключение комиссии действительно для представления в указанные органы, организации в течение календарного года с даты его подписания.

  • Обучение по АООП

    Согласно пп. 5 п. 5 ст. 5 Федерального Закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в России создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья на основе специальных педагогических подходов, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. В конкретном данном случае речь идет об АООП 7.2. Образовательная организация должна разработать АООП по варианту 7.2 в соответствии как с федеральным стандартом, так и с учетом возрастных, типологических и индивидуальных особенностей ребенка. Это закреплено в пунктах 1.1, 1.4 и 2.3 Приказа Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья". Необходимость соответствия АООП потребностям и способностям ребенка также следует из пп. 6 п. 1 ст. 48 и пп.1 п.6 ст. 28 вышеупомянутого закона «Об образовании…», в которых закреплено, что как образовательная организация, так и педагогические работники обязаны учитывать особенности психофизического развития обучающихся, применять соответствующие средства и методы обучения. Родителю необходимо ознакомиться с предлагаемым вариантом адаптированной программы начального образования. Мнение родителя также должно быть учтено (получено согласие), как указано и в законе, и в самом стандарте.

  • Адаптированная программа 5.1

    В первую очередь следует разъяснить статус адаптированной программы 5.1.
    В соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» устанавливается образовательный стандарт, предусматривающий различные адаптированные основные общеобразовательные программы начального общего образования для учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
    Если психолого-медико-педагогической комиссией установлено, что Вашему ребенку необходима адаптированная программа 5.1 это означает следующее:
    - Ваш ребенок получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию сверстников с нормальным речевым развитием, находясь в их среде и в те же сроки обучения. Срок освоения АООП НОО составляет 4 года.
    То есть, ребенок учится в классе со своими сверстниками, в том числе с теми у которых нет ограниченных возможностей здоровья, учится по абсолютно той же программе по всем предметам, имеет тот же объем заданий по предметам, что и все другие дети, обучающиеся в классе. Иными словами, он такой же ученик класса, как и все остальные ученики этого класса.
    - При этом Ваш ребенок проходит особую коррекционную программу вне учебных часов по предметам. Эта программа направлена на то, чтобы обеспечить ребенку удовлетворение его особых потребностей в связи с тяжелыми нарушениями речи. Содержание коррекционно-развивающей работы для каждого обучающегося определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, индивидуальной программы реабилитации. В случае с ОВЗ ТНР предусмотрено обязательное участие логопеда.

  • Академическая задолженность

    В первую очередь, необходимо разобраться, по какой причине ребенок имеет академическую задолженность по стольким предметам и помочь ему.
    Во-вторых, исходя из п. 3 ст. 58 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (далее Закон об образовании) говорится, что обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность.
    Только после того, как ученик использовал две попытки ликвидации своей задолженности, но так ее и не ликвидировал, родитель (или законный представитель) должен написать заявление об оставлении на повторное обучение, переводе на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану. Данный выбор производится на усмотрение родителя. Об этом нам говорит п. 9 ст. 58 Закона об образовании: "Обучающиеся, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану".
    Исходя из вышеперечисленного, стоит сделать вывод, что родитель (законный представитель) ребенка не вправе требовать оставить ребенка на повторный год обучения до повторных попыток погашения академической задолженности.

    Ответ подготовлен при участии студента 4 курса факультета права НИУ ВШЭ: Бузылева Александра Тимуровича

  • Права совершеннолетнего обучающегося общего образрвания

    Досрочное отчисление из школы возможно только по основаниям, перечисленным в статье 61 Закона «Об образовании в РФ»:

    1) по инициативе обучающегося или его родителей, например при переводе в другую школу;

    2) по инициативе школы, в случае применения к обучающемуся, достигшему возраста пятнадцати лет, отчисления как меры дисциплинарного взыскания;

    3) в случае установления нарушения порядка приема в образовательную организацию, повлекшего по вине обучающегося его незаконное зачисление в образовательную организацию.

    Первая группа включает в себя случаи, когда сам обучающийся или его законные представители хотят добровольно прекратить образовательные отношения.

    Момент, когда возможность такого выбора переходит к обучающемуся от его законных представителей, определен как альтернатива – или получено основное общее образование, или достигнут возраст 18 лет. То есть, при наступлении любого из этих двух условий, заявление будет писать уже сам обучающийся, а не его законные представители.

    В этом случае они обращаются в образовательную организацию с соответствующим заявлением. Оснований, по которым они могут принять такое решение, Закон № 273-ФЗ не устанавливает, граждане решают эти вопросы свободно, исходя из своих интересов. Право на перевод в другую образовательную организацию, реализующую образовательную программу соответствующего уровня, отнесено Законом № 273-ФЗ к числу основных академических прав любого обучающегося (п. 15 ч. 1 ст. 34).

  • Границы действия статьи 79 7 часть ФЗ № 273

    Частью 1 статьи 37 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) закреплено, что организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность.

    Согласно Письму Минобрнауки России от 07.05.2014 N АК-1261/06 «Об особенностях законодательного и нормативного правового обеспечения в сфере ДПО» (вопрос 39), нормы статьи 79 распространяются на все учреждения, независимо от их уровня. Под "иными" понимаются все обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, которые не проживают в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

    Ответ подготовлен при участии студента 4 курса факультета права НИУ ВШЭ, Бекуланкызы.

  • Экстерн – лицо, зачисленное в организацию, осуществляющую образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации. Таким образом, обучающийся не з

    Экстерн – лицо, зачисленное в организацию, осуществляющую образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации.

    Таким образом, обучающийся не зачислен в образовательную организацию на постоянной основе, и она в соответствии со статьей 28 Федерального закона несет ответственность только за организацию и проведение промежуточной и итоговой аттестации, а также за обеспечение соответствующих академических прав обучающегося.

    Аттестация экстернов подразделяется на промежуточную (по всем предметам учебного плана для обучающиеся, получающих образование в форме семейного образования или самообразования) и государственную итоговую за курс основного или среднего общего образования. Сроки подачи заявления о прохождении промежуточной аттестации экстерном, а также формы прохождения промежуточной аттестации устанавливаются образовательной организацией. 

    Для прохождения промежуточной аттестации обучающийся должен быть зачислен в образовательную организацию. При этом он получает статус «экстерн» и включается в контингент обучающихся образовательной организации на период прохождения промежуточной аттестации. Экстерн, принятый в образовательную организацию для прохождения промежуточной и (или) итоговой аттестации, является обучающимся и имеет все академические права, предоставленные обучающимся в соответствии с ч.3 ст. 34 Федерального закона.

  • Различные аспекты деятельности образовательной организации, реализующей дополнительные общеобразовательные программы

    Ответ

  • Ученик по итогам обучения в 7 классе имеет академическую задолженность по шести предметам. В установленные локальным актом образовательной организации сроки не ликвидировал академическую задолженность. Родители отказываются от установленных законодательст

    Согласно части 5 ст.  66 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование являются обязательными уровнями образования (требование обязательности среднего общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста восемнадцати лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее).

    В соответствии со п. 2 ст. 58 ФЗ «Об образовании», академической задолженностью признаются «неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин». Обучающиеся обязаны ликвидировать такие задолженности в сроки, предусмотренные образовательной организацией. При этом, согласно п. 9 ст. 58 ФЗ «Об образовании» обучающиеся в образовательной организации по образовательным программам основного общего образования (5-9 классы), не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей):

    1. оставляются на повторное обучение, 
    2. переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии
    3. переводятся на обучение по индивидуальному учебному плану. 

    Таким образом, закон очерчивает только три варианта развития события, давая при этом родителям (законным представителям) право выбора одного из этих трех вариантов.

    При этом, академическая задолженность не является основанием для отчисления из образовательной организации обучающихся по программе основного общего образования (в отличие от обучающихся по основным профессиональным программам).

Страницы

Поделиться: