Образовательное право для школы

Янкевич Семён Васильевич

  • Согласно ст. 54 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в договоре оказания платных образовательных услуг указывается «полная стоимость платных образовательных услуг». При оказании платных образовательных услуг в сфере дополнительного

    Согласно ч. 2 и 3 ст. 54 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в договоре об оказании платных образовательных услуг указывается полная стоимость данных услуг и порядок их оплаты. В таком договоре, как в любом договоре об образовании, также указываются вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (части образовательной программы определенных уровня, вида и (или) направленности).

     

    Полная стоимость услуг отражает исчерпывающую сумму, которую заказчик должен заплатить исполнителю за оказание услуг, предусмотренных договором. Указание полной стоимости услуг исключает возможность устанавливать отдельную дополнительную плату за какие-либо составляющие образовательной деятельности (например, проведение текущего контроля обучающихся, выдачу документов об обучении и т.д.), а также требовать увеличения стоимости таких услуг, за исключением увеличения стоимости указанных услуг с учетом уровня инфляции.

     

    При этом, представляется, что стоимость образовательных услуг может быть установлена и взиматься пропорционально той или иной продолжительности обучения, вплоть до продолжительности каждого отдельного занятия.

     

    Таким образом, в договоре оказания платных образовательных услуг может быть предусмотрена полная стоимость пропорционально периоду обучения (месяц, неделя, отдельное занятие), которая включает в себя все расходы заказчика, подлежащие уплате исполнителю за оказание платных образовательных услуг, предусмотренных договором.

  • Должны ли органы местного самоуправления осуществлять учет детей и закрепление муниципальных организаций дополнительного образования детей за конкретными территориями муниципального образования?

    Функция учета детей, подлежащих обучению по основным общеобразовательным программам, и закрепление муниципальных образовательных организаций за конкретными территориями муниципального района, городского округа возложена на органы местного самоуправления исходя из требований ст. 43 Конституции России и части 5 ст. 66 Федерального закона № 273-ФЗ об обязательности общего образования.

     

    Дополнительное образование как самостоятельный вид образования не относится к обязательному образованию. Дополнительное образование направлено на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования (п. 14 ст. 2 Федерального закона № 273-ФЗ).

     

    В  системе дополнительного образования реализуются дополнительные, а не основные образовательные программы (ч. 4 ст. 12 Федерального закона № 273-ФЗ). В связи с этим Федеральный закон № 273-ФЗ не содержит требований об обязательности учѐта детей и закреплении муниципальных организаций дополнительного образования за конкретными территориями муниципального образования.

  • Возможно ли открыть в образовательном учреждении дополнительного образования дошкольные группы?

    В соответствии  с п.  5  ч. 4  ст.  23 Федерального  закона  «Об образовании  в  Российской Федерации» организации дополнительного образования вправе осуществлять образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования. Для начала реализации программ дошкольного образования следует, во-первых, внести изменения в устав организации дополнительного образования, предусмотрев реализацию программ такого уровня общего образования (п. 3 ч. 2 ст. 25 Федерального закона № 273-ФЗ), а затем пройти процедуру лицензирования образовательной деятельности по программам дошкольного образования в соответствии со ст. 91 Федерального закона № 273-ФЗ и Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 года № 966.

  • Можно ли применить меры дисциплинарного взыскания (замечание, выговор, отчисление) к учащимся по дополнительным общеразвивающим программам в организации дополнительного образования, например, в доме детского творчества?

    Как следует из положений частей 4 и 5 ст. 43 Федерального закона № 273-ФЗ, меры дисциплинарного взыскания (замечание, выговор, отчисление) могут применяться к обучающимся любых организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Исключение установлено для обучающихся по образовательным программам дошкольного, начального общего образования, а также для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости). Кроме того, не допускается применение мер дисциплинарного взыскания к обучающимся во время их болезни, каникул, академического отпуска, отпуска по беременности и родам или отпуска по уходу за ребенком (ч. 6 ст. 43).

    Меры дисциплинарного взыскания применяются за неисполнение или нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности.

    Федеральный закон № 273-ФЗ не содержит запретов для применения мер дисциплинарного взыскания к учащимся по дополнительным общеразвивающим программам в организациях дополнительного образования.

    Отметим, что обучение конкретного учащегося по дополнительным общеразвивающим программам в организациях дополнительного образования никак юридически не связано с освоением этим учащимся основных общеобразовательных программ, то есть получением общего образования в других образовательных организациях. Поэтому, представляется, что положения частей 9 и 10 статьи 43 Федерального закона 273-ФЗ, касающиеся применения такой меры дисциплинарного взыскания, как отчисление, к несовершеннолетним обучающимся, не получившим общего образования, не распространяются на учащихся по дополнительным общеразвивающим программам в организациях дополнительного образования.

  • 6. Необходимо ли при получении лицензии указывать адрес ведения деятельности по образовательной программе, реализуемой в сетевой форме?

    В соответствии с ч. 4 ст. 91 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» лицензия на осуществление образовательной деятельности имеет приложение, являющееся ее неотъемлемой частью. В приложении к лицензии, среди прочих сведений, указываются адреса мест осуществления образовательной деятельности.

    В связи с этим, указание адреса осуществления образовательной деятельности в сетевой форме необходимо только в том случае, если одна образовательная организация ведет образовательную деятельность на территории другой организации.

  • 5. Должна ли лицензироваться образовательная деятельность по реализации дополнительных образовательных программ, реализуемых с использованием сетевой формы обучения?

    В данном случае лицензирование образовательной деятельности осуществляется по подвидам дополнительного образования. Согласно ч. 4 ст. 91 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" в приложении к лицензии не перечисляются конкретные виды дополнительных общеобразовательных программ с указанием направленности, а указываются сведения в целом о подвиде дополнительного образования, которым согласно ч. 6 ст. 10 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" является "дополнительное образование детей и взрослых".

  • 4. В какую образовательную организацию зачисляются обучающиеся при сетевом взаимодействии?

    Обучающиеся зачисляются в образовательную организацию, реализующую образовательную программу дополнительного образовательния в рамках сетевого взаимодействия.

  • Как финансируются дополнительные образовательные программы, реализующиеся в рамках сетевого взаимодействия?

    Финансирование данных образовательных программ определяется финансированием образовательной организации, реализующей данные программы:

    • финансирование государственных (муниципальных) организаций дополнительного образования и общеобразовательных организаций на основе государственного (муниципального) задания на принципах нормативного подушевого финансирования,
    • персонифицированное финансирование (на основе сертификата) организаций всех форм собственности и индивидуальных предпринимателей, выбранных потребителем;
    • софинансирование    (частично   платные    услуги)    со   стороны потребителей, обучающихся по дополнительным образовательным программам;
    • субсидии социально ориентированным некоммерческим организациям, реализующим проекты в области дополнительного образования.
  • 2. Какие обязательные условия договора о сетевой форме реализации образовательных программ?

    1) вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенных уровня, вида и направленности), реализуемой с использованием сетевой формы;

    2) статус обучающихся, правила приема на обучение по образовательной программе, реализуемой с использованием сетевой формы, порядок организации академической мобильности обучающихся (для обучающихся по основным профессиональным образовательным программам), осваивающих образовательную программу, реализуемую с использованием сетевой формы;

    3) условия и порядок осуществления образовательной деятельности по образовательной программе, реализуемой посредством сетевой формы, в том числе распределение обязанностей между организациями, реализующими образовательные программы в сетевой форме, порядок реализации образовательной программы, характер и объем ресурсов, используемых каждой организацией, реализующей образовательные программы посредством сетевой формы;

    4) выдаваемые документ или документы об образовании и (или) о квалификации, документ или документы об обучении, а также организации, осуществляющие образовательную деятельность, которыми выдаются указанные документы;

    5) срок действия договора, порядок его изменения и прекращения.

  • 1. Как юридически оформляется сетевое взаимодействие?

    • соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 г. N 966 "О лицензировании образовательной деятельности" обязательным лицензионным требованием при реализации образовательных программ в сетевой форме является наличие договора, заключенного между организациями, осуществляющими образовательную деятельность, о сетевой форме реализации образовательных программ, а также совместно

     

    разработанных и утвержденных организациями, осуществляющими образовательную деятельность, образовательных программ в соответствии со ст. 15 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".

     

    Помимо заключения договора о сетевом взаимодействии между организациями могут быть дополнительно заключены договоры о создании простого товарищества, о взаимном оказании услуг, о пользовании имуществом и др. В зависимости от того какие ресурсы привлекаются для сетевого взаимодействия между организациями, может быть заключен целый комплекс различных договоров.

     

    На уровне конкретной организации сетевое взаимодействие требует внесения изменений в устав и другие локальные акты организации. Данные изменения будут касаться порядка организации обучения в рамках сетевого

     

    взаимодействия, вопросов кадрового регулирования, вопросов финансирования, зачета образовательных результатов. Изменения, вносимые в локальные акты, будут зависеть от особенностей реализации сетевого взаимодействия.

Страницы

Поделиться: