Система образования

  • Прошу дать разъяснения по ч.7 ст.79 в части источника финансирования меры социальной поддержки, обозначенной законом. Согласно п.1 ч.1 ст.9 ФЗ «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления в сфере образования относится организация предос

    Права и гарантии обучающихся с ОВЗ нормативно закреплены в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». В ч. 7 ст. 79 указано, что обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. Иные обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием. Поскольку вопрос касался бесплатного двухразового питания для категории «иных обучающихся», то по этому вопросу следует пояснение приведенное ниже.

    Ч. 1, 4 ст. 37 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» устанавливают, что организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность, а обеспечение питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов - органами местного самоуправления.

    Соответственно, в зависимости от того, кто является учредителем образовательной организации – субъект РФ или муниципальное образование, будет определяться соответствующий бюджет публично-правового образования, в котором будут предусмотрены данные расходные обязательства.

  • Ученик по итогам обучения в 7 классе имеет академическую задолженность по шести предметам. В установленные локальным актом образовательной организации сроки не ликвидировал академическую задолженность. Родители отказываются от установленных законодательст

    Согласно части 5 ст.  66 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование являются обязательными уровнями образования (требование обязательности среднего общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста восемнадцати лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее).

    В соответствии со п. 2 ст. 58 ФЗ «Об образовании», академической задолженностью признаются «неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин». Обучающиеся обязаны ликвидировать такие задолженности в сроки, предусмотренные образовательной организацией. При этом, согласно п. 9 ст. 58 ФЗ «Об образовании» обучающиеся в образовательной организации по образовательным программам основного общего образования (5-9 классы), не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей):

    1. оставляются на повторное обучение, 
    2. переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии
    3. переводятся на обучение по индивидуальному учебному плану. 

    Таким образом, закон очерчивает только три варианта развития события, давая при этом родителям (законным представителям) право выбора одного из этих трех вариантов.

    При этом, академическая задолженность не является основанием для отчисления из образовательной организации обучающихся по программе основного общего образования (в отличие от обучающихся по основным профессиональным программам).

  • Могу ли я в возрасте 37 лет получить среднее общее образование в общеобразовательном учреждении (не в профессиональном)? Разъясните в какой форме я это могу сделать и куда мне обращаться? Имеет ли право школа отказать мне в получении данного образования?

    В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование статьей 43 Конституции РФ. Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

    В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего исреднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые. (пунктами 1, 2, 3 статьи 5 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.03.2018) "Об образовании в Российской Федерации" – далее Закон об образовании). 

    С учетом закрепленных гарантий гражданину, желающему получить среднее общее среднее образование не может быть отказано, в том числе в связи с достижением возраста 18 лет. 

    Гражданин имеет право выбирать формы получения образования. Согласно статье 17 Закона об образовании, и пункт 3 Приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1015 (ред. от 17.07.2015) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 N 30067), в России среднее общее образование можно получить как в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, так и вне организаций – в форме семейного образования и самообразования.

  • имеет ли право образовательная организация обучать по программам переподготовки рабочих и служащих, лиц, имеющих диплом о среднем и (или) высшем образовании, если данные люди не имеют свидетельства о профессии. Ст. 73 п.3 Закона об образовании под профес

    Согласно ч. 6 ст. 10 ФЗ «Об образовании», дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.

    Список профессий,по которым осуществляется профессиональное обучение, с указанием присваиваемой по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих квалификации утверждается федеральным органом исполнительной власти и содержится в Приказе Минобрнауки России от 02.07.2013 N 513 (ред. от 03.02.2017) "Об утверждении Перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение" (Зарегистрировано в Минюсте России 08.08.2013 N 29322).

    Как указано в ч. 3 ст. 76 ФЗ «Об образовании», к освоению дополнительных профессиональных программ допускаются: лица, имеющие или получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование

    Согласно ч. 7 ст. 60 ФЗ «Об образовании», документ об образовании и о квалификации, выдаваемый лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, подтверждает получение профессионального образования профессии, специальности или направлению подготовки, относящимся к соответствующему уровню профессионального образования. (среднее профессиональное образование подтверждается дипломом о среднем профессиональном образовании).

  • Начальное, основное и среднее общее образование по закону являются обязательными. Моя задача как родителя обеспечить моему ребенку получение этих уровней общего образования, что я и делаю. Я подтверждаю, что мой ребенок действительно получает образование,

    В соответствии с п. 5 ст. 66 ФЗ от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 19.02.2018) «Об образовании в Российской Федерации» (Далее – ФЗ об образовании), начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование, действительно, являются обязательными уровнями образования.

    В соответствии с ч. 4 ст. 43 Конституции РФ, основное общее образование обязательно. При этом получение детьми основного общего образования обеспечивают родители или лица, их заменяющие. Аналогичная норма содержится в п. 2 ст. 63 Семейного кодекса РФ – родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования. При этом они имеют право выбора формы получения детьми образования.   

    Вданном случае ребенок получает семейное образование, что допустимо в силу п. 1. ст. 17 ФЗ об образовании.

    Действующий ФЗ об образовании не предусматривает выплату компенсаций в связи с семейным образованием в качестве федеральной нормы. Но это не препятствует осуществлению финансовой поддержки семейного образования в форме выплаты таких компенсаций на региональном (или муниципальном) уровнях.

    На данный момент федеральное законодательство конкретизирует положение ч. 5 ст. 43 Конституции РФ о поддержке различных форм образования и, выходя за рамки узких конституционных гарантий, предусматривает финансовую поддержку получения общего образования в любых условиях, включая государственные, муниципальные, частные образовательные организации, но кроме образования в семье. 

  • Имеет ли право орган государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования издавать распорядительный акт о режиме работы общеобразовательных учреждений (заставлять 100% учащихся общеобразовательных учреждений переводить на пятидневную н

    Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «Об образовании в Российской Федерации»наделяет образовательную организацию автономией на принятие самостоятельных решений, касающихся осуществления образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов (п. 1 ст. 28 Федерального закона). В сфере принятия локальных нормативных актов образовательная организация принимает акты по основным вопросам осуществления образовательной деятельности, в частности по вопросу режима занятий обучающихся, как указано в п. 2 ст. 30 Федерального закона:

    При установлении режима занятий обучающихся необходимо учитывать требования законодательства. В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов является обязанностью организации, осуществляющей образовательную деятельность при реализации образовательных программ. В частности, это касается и требований об учебной, внеучебной нагрузке, режима учебных занятий, что устанавливается Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189. 

    Таким образом, максимальная аудиторная недельная нагрузка при 6-дневной неделе составляет, в зависимости от класса обучения от 24 (2-4 классы) до 37 (10-11 классы) академических часов. При 5-дневной неделе нагрузка составляет от 21 (1 класс) до 34 (10-11 классы). Данная нагрузка включает обязательную часть учебного плана и часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений. 

  • Учащийся имеет академическую задолженность. Переведен в следующий класс условно. В октябре-ноябре использовал две попытки ликвидировать задолженности. Не справился. В декабре прошел ПМПК. Заключение – адаптированная программа (ЗПР). Переводим на адаптиров

    Прежде, чем ответить на поставленные Вами вопросы, для большей ясности ситуации прокомментируем уже совершенные школой действия в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования.

    Что такое академическая задолженность?

    В соответствии с п. 2 ст. 58 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» академической задолженностью являются неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин. Исходя из описанной Вами ситуации, ученик получил неудовлетворительную оценку («двойку») при прохождении промежуточной аттестации по одному из предметов, что, соответственно, признается академической задолженностью.

    Что происходит после получения «двойки»?

    Далее, согласно п. 8 ст. 58 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и п. 20 Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» ученик переводится в следующий класс условно. Исходя из Ваших описаний данное положение было соблюдено.

    Способы ликвидировать академическую задолженность

    В период «условного» обучения ученику предоставляются две попытки ликвидировать академическую задолженность – две «пересдачи». 

    Первая «пересдача» принимается лично учителем по предмету. Для проведения второй попытки, согласно п. 6 ст. 58 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»создается комиссия.

  • В школу обратились родители с заявлением о сочетании формы получения образования вне образовательной организации (семейное образование) и получения образования в образовательной организации. Я не нашла ни одного документа или рекомендательного письма об о

    Добрый день! Как Вы верно отметили, в соответствии с действующим законодательством допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения (ч. 4 ст. 17 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). Подобное объяснимо тем, что вышеуказанным Федеральным законом предусмотрены различные формы получения образования и обучения с учетом потребностей и возможностей личности.

    Что касается документа или рекомендательного письма об организации сочетания семейного образования и получения образования в образовательной организации, то в настоящее время подобное сочетание устанавливается образовательной организацией по собственному усмотрению в рамках действующего законодательства. В частности, возможно составить индивидуальный учебный план: в таком случае часть предметов изучается в форме семейного образования, а оставшаяся часть – в образовательной организации. В законе под индивидуальным учебным планом понимается учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося (п. 23 ст. 2  ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). Более того, в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 34 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обучающимся предоставляются академические права на обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами. 

  • Реализует ли родитель, обучающий своего ребенка в форме семейного образования, образовательные программы начального, основного и среднего общего образования? Ведь образовательные программы разрабатываются и утверждаются исключительно организацией, осущес

    В соответствии с п. 1 ст. 17 ФЗ"Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (далее Федеральный закон)в Российской Федерации образование может быть получено:

    1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

    2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования). 

    Если рассматривать в отдельности образовательные стандарты начального, основного и среднего общего образования, то, соответственно, каждый из них устанавливает возможность получения образования в форме семейного образования (п. 4 ст. 1 Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (1 - 4 кл.), утвержденныйприказомМинобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; п. 2 ст. 1 Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (5 - 9 кл.), утвержденный приказомМинобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897; п. 2 ст. 1 Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (10 - 11 кл.), утвержденный приказомМинобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413. 

  • Какой орган уведомлять о выборе семейного образования

    При выборе родителями либо законными представителями детей формы получения общего образования в форме семейного образования родители либо законные представители, обязаны проинформировать об этом выборе орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территориях которых они проживают. Обратившись к соответствующим нормативно-правовым актам можно определить, какой именно орган имеется в виду законодателем.

    Так, в соответствии с подп. 6 п. 1 ст. 9 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов передаются полномочия по решению вопросов местного значения в сфере образования, к которым относится учёт детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования.

    Согласно п. 1 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органом, который наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения, а также полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, является местная администрация (исполнительно- распорядительный орган муниципального образования).

Страницы

Поделиться: