Система образования

  • Обед учителя

    В  соответствии со ст. 108 ТК РФ в течение рабочего дня (смены) работнику должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут. Такой перерыв на практике получил название «обед» или «обеденный перерыв». Его длительность должна определяться исходя из конкретных условий с учетом специфики деятельности работодателя и существующей организации питания работников. Конкретная продолжительность обеда устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка или по соглашению между работником и работодателем.

    Правила внутреннего трудового распорядка – локальный нормативный акт, регламентирующий порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, принимаемые в отношении работников меры поощрения и взыскания, а также иные вопросы регулирования трудовых отношений у данного работодателя (ст. 189 ТК РФ).

    Приказ Минобрнауки России от 11 мая 2016 г. N 536, на который ссылается администрация Вашей школы, действительно регулирует вопрос о предоставлении перерыва для приёма пищи педагогическим работникам. Правилами внутреннего трудового распорядка организации в течение рабочего дня (смены) для педагогических работников и иных работников предусматривается перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается. Конкретная продолжительность указанных перерывов устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка организации или по соглашению между работником и работодателем.

  • Прием в общеобразовательное учреждение

    Да, действительно, прямого запрета на это нет в законе. Однако, руководствуясь положениями п. 4 Федерального государственного образовательного стандарта начальное общее образование может быть получено:

    в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (в очной, очно-заочной или заочной форме);

    вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в форме семейного образования.

    В данном же пункте приводится положение о том, что срок получения начального общего образования составляет четыре года, а для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья при обучении по адаптированным основным образовательным программам начального общего образования, независимо от применяемых образовательных технологий, увеличивается не более чем на два года.

    Следовательно, гимназия, осуществляющая образовательную деятельность и реализующая начальное общее образование, должна исполнять программу в 4 года для того, чтобы признаваться организацией, реализующей начальное общее образование.

    Ответ подготовлен при участии студента 4 курса факультета права НИУ ВШЭ, Бекуланкызы.

  • Отчисление студента из академического отпуска

    Пунктом 7 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 13 июня 2013 г. N 455 г. Москва "Об утверждении Порядка и оснований предоставления академического отпуска обучающимся" установлено, что академический отпуск завершается по окончании периода времени, на который он был предоставлен, либо до окончания указанного периода на основании заявления обучающегося. Обучающийся допускается к обучению по завершении академического отпуска на основании приказа руководителя организации или уполномоченного им должностного лица.

    Невыход после окончания срока академического отпуска грозит возможностью отчисления в связи с невыполнением учебного плана.

    П. 1 ч. 1 статьи 43 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации устанавливает, что к обязанностям обучающихся относится: добросовестное осваивание образовательной программы, выполнение индивидуального учебного плана, в том числе посещение предусмотренных учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществление самостоятельной подготовки к занятиям, выполнение заданий, данных педагогическими работниками в рамках образовательной программы. Отношения между образовательным учреждением и обучающимся досрочно прекращаются по инициативе организации, осуществляющей образовательную деятельность, в случае применения к обучающемуся, достигшему возраста пятнадцати лет, отчисления как меры дисциплинарного взыскания, в случае невыполнения обучающимся по профессиональной образовательной программе обязанностей по добросовестному освоению такой образовательной программы и выполнению учебного плана. (п.2 ч.2 ст.61 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации")

  • Вопрос по поводу модели положения обучения по иуп

    В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами. Положение, представленное на сайте, является типовым локальным актом, в котором определен порядок перехода обучающегося на индивидуальный учебный план, регламентирует вопросы прохождения промежуточной и итоговой государственной аттестации таких обучающихся, конкретизирует порядок взаимодействия образовательной организации с обучающимися при обучении по индивидуальному учебному плану.

    Порядок осуществления обучения по ИУП определяется школой самостоятельно в соответствии с образовательной организацией. Чаще всего на индивидуальный учебный план переходят определенные категории обучающихся в следующих целях:

    — ускоренного освоения образовательной программы (по одному или нескольким предметам);

    — ликвидации имеющейся академической задолженности;

    — а также в других случаях, предусмотренных локальным актом школы.

    Однако, Закон наделяет образовательные организации лишь правом определить порядок перехода  на ИУП, который, действительно, устанавливают сами образовательные организации. Закон закрепляет право на обучение по ИУП как право любого обучающегося и не уполномочивает школы определять те категории обучающихся, которым такое право будет предоставлено, определять случаи, когда обучающийся может перейти на обучение по ИУП. Если Уставом или иным локальным актом предусмотрена возможность перехода на ИУП только этих двух категорий обучающихся, такое положение локальных нормативных актов противоречит закону. 

  • Вопрос по оформлению локальных актов

    Образовательная организация принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения, в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном ее уставом (ст. 30 Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ). Порядок разработки локальных актов законодательно не установлен, поэтому учреждения определяют его самостоятельно.

    Локальный нормативный акт рассчитан на неоднократное и длительное (до замены, применения, признания недействительным) применение. Следовательно, пролонгации действующие локальные акты образовательного учреждения не требуют, если это не установлено в самих нормативных локальных актах.

    В случае, если те или иные нормативные акты обладают конечным сроком, их пролонгация возможна аналогичными по силе нормативными актами и соблюдением  – так, для пролонгации приказа принимается приказ «О продлении действия приказа…»  и так далее.

    Ответ подготовлен при участии студента 4 курса факультета права НИУ ВШЭ, Бекуланкызы.

  • Статус педагогического работника

    Как установлено пунктом 21 ст. 2 Федерального закона № 273-ФЗ, педагогический работник - физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.

    Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций согласно ч. 2 ст. 46 Федерального закона № 273-ФЗ утверждена постановлением Правительства РФ от 8 августа 2013 г. № 678. В указанной Номенклатуре должность «учитель» отнесена к педагогическим работникам.

    Согласно приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 мая 2008 г. № 261н учителя (учитель, учитель-дефектолог, учитель-логопед) относятся к соответствующим профессиональным квалификационным группам должностей педагогических работников.

    Таким образом, факт занятия вами должности учителя и нахождение в штате школы свидетельствует о том, что вы являетесь педагогическим работником.

    Ответ подготовлен при участии студента 4 курса факультета права НИУ ВШЭ, Бекуланкызы.

  • Различные аспекты деятельности образовательной организации, реализующей дополнительные общеобразовательные программы

    Ответ
    Действительно, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» не
    регламентирует деятельность образовательных организаций по привлечению
    пожертвований от юридических и (или) физических лиц. Однако это не означает, что
    теперь такая деятельность не допускается. Данные отношения урегулированы общими
    нормами ст. 582 Гражданского кодекса РФ, а также нормами Федерального закона от 11
    августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных
    организациях».
    Отсутствие регламентации данных отношений в Федеральном законе № 273-ФЗ
    вызвано отсутствием каких-либо существенных особенностей данной деятельности в
    сфере образования, требующих специального правового регулирования, и достаточностью
    норм гражданского законодательства.

  • Различные аспекты деятельности образовательной организации, реализующей дополнительные общеобразовательные программы

    Ответ:
    Для создания и финансового обеспечения моделей образовательных центров и
    социокультурных комплексов необходима разработка документов в зависимости от
    выбранного варианта модели:
    1. Создание и финансирование сельского образовательного центра или
    социокультурного комплекса с центральным звеном:
    изменения и дополнения в Устав центрального учреждения;
    изменения и дополнения в Устав учреждений-участников
    ассоциации (союза); учредительный договор о создании
    ассоциации (союза); Устав ассоциации (союза); примерный
    текст приказа ОУО;
    договор между муниципалитетами о пользовании
    имуществом (аренды, ссуды, простого товарищества).

    2. Создание и финансирование образовательного центра или социокультурного
    комплекса с правами юридического лица:
    решение исполнительного органа о создании образовательного центра или

    социокультурного комплекса, его составе, выделении имущества и финансировании,
    определении ответственных лиц (органов) и сроков;
    разработка, принятие, утверждение и регистрация устава комплекса
    органами управления образованием;
    назначение руководителя и хозяйственной службы до
    получения соответствующей лицензии на право ведения образовательной деятельности.

    ♦набор (прием на работу) педагогического и вспомогательного

    персонала; прохождение процедуры лицензирования; набор
    обучающихся.

  • Различные аспекты деятельности образовательной организации, реализующей дополнительные общеобразовательные программы

    Ответ:
    Образовательный центр и/или социокультурный комплекс может быть создан
    несколькими путями:
    - на ассоциативной основе: учреждения образования, дополнительного образования,
    культуры, спорта входят в социокультурный комплекс на договорной основе, строят работу
    по единому плану;
    - на административной основе: путем передачи образовательному учреждению ставок
    работников культуры, спорта, а также необходимой материальной базы и оборудования;
    - путем формирования единого юридического лица со структурными подразделениями.

  • Различные аспекты деятельности образовательной организации, реализующей дополнительные общеобразовательные программы

    Главным правовым документом, нормы которого используются при создании
    образовательного центра и социокультурного комплекса является Гражданский кодекс
    Российской Федерации, поскольку именно в нем определяются основные требования к
    организационно-правовым формам различных организаций, их имущественные и личные
    неимущественные права и обязанности и отношения с собственником (учредителем). В
    частности, ст. ст. 48 и 49 ГК РФ содержат понятие и устанавливают правоспособность
    юридического лица, необходимые учредительные документы предусмотрены в ст. 52 ГК
    РФ. Правовой статус организации – юридического лица в форме учреждения определяется
    ст. ст. 120, 296 – 300 этого же кодекса. Нормы Гражданского кодекса во многом
    дублируются и уточняются в Федеральном законе «О некоммерческих организациях» №
    7-ФЗ от 12 января 1996 года.

Страницы

Поделиться: