1. В рекомендациях ПМПК ребенку-инвалиду дана рекомендация - обучение по основной образовательной программе. Необходимо ли разрабатывать для него адаптированную программу, если в ИПР специальные условия для обучения не требуются 2. Может ли обучение на дому быть приравнено к очно-заочному обучению? 3. В индивидуальном учебном плане для ребенка, обучающегося на дому, у нас прописаны все часы согласно учебному плану данного класса. Оплата производится только за 10 часов. Можем ли мы прописать в учебном плане и в рабочих программах деление на часы, изучаемые очно, и часы, изучаемые заочно, т.е. самостоятельно?

Первый вопрос:
Для понимания необходимости разработки адаптированной программы следует внести ясность во все обозначенные моменты вашего вопроса. В пункте 23 Приказа Министерства образования и науки РФ от 20 сентября 2013 г. N 1082 "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии" указано, что заключение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) является основанием для создания органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, образовательными организациями, иными органами и организациями в соответствии с их компетенцией рекомендованных в заключении условий для обучения и воспитания детей. Также необходимо обратить внимание, что заключение комиссии действительно для представления в указанные органы, организации в течение календарного года с даты его подписания.
В соответствии с ч. 1 ст. 79 Федерального закона №273-ФЗ установлено: «... содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) определяются адаптированной образовательной программой, для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида». В свою очередь общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. Обратите внимание, что адаптированная образовательная программа разрабатывается самостоятельно образовательнойорганизацией с учетом федеральных государственных образовательных стандартов общего образования по уровням образования и (или) федеральных государственных образовательных стандартов образования детей с ОВЗ на основании основной общеобразовательной программы и в соответствии с особыми образовательными потребностями лиц с ОВЗ, которые Вам не требуются.
Второй вопрос:
Согласно ч. 5 ст. 41 Федерального закона №273-ФЗ обучение обучающихся, осваивающих основные общеобразовательные программы и нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, может быть также организовано образовательными организациями на дому или в медицинских организациях.
В статье 17 Федерального закона №273-ФЗ установлено, что обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме.
Однако закон прямо предусматривает, что выбор формы обучения является правом родителей несовершеннолетних, с учетом рекомендаций ПМПК, мнения ребенка (п. 1 ч. 3 ст. 44 Федерального закона №273-ФЗ). Таким образом, с согласия родителей обучение на дому может проводиться в очно-заочной форме.
Третий вопрос:
Согласно пункту 3 ч. 1 ст. 34 Федерального закона № 273-ФЗ, обучение по индивидуальному учебному плану, в пределах осваиваемой образовательной программы, осуществляется в порядке, установленном локальными нормативными актами. В этой связи, порядок осуществления обучения по индивидуальному учебному плану определяется образовательной организацией самостоятельно, а реализация индивидуального учебного плана осуществляется в пределах осваиваемой образовательной программы. Деление на очные и заочные часы обучения без согласия родителей невозможно, любые изменения могут быть внесены индивидуальный учебный план только при сохранении общей нагрузки по предметам федерального компонента в соответствии с нормами СанПиН.

Ответ подготовлен при участии студента 4 курса факультета права НИУ ВШЭ: Широкова М.П.

Поделиться: